ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими компетенциями:
ОК-5 - готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала;
ОПК-6 - готовностью к ведению медицинской документации;
ПК-5 - готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;
ПК-6 - способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем - X пересмотр, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г. Женева, 1989 г.;
ПК-8 - способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами (ПК-8);
ПК-9 - готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;
ПК-12 - готовностью к ведению физиологической беременности, приему родов;
ПК-21 - способностью к участию в проведении научных исследований;
Тематический план лекций
Тематика лекций | Кол-во часов | Вид внеаудиторной контактной работы | Кол-во часов | |
Дисциплинарный модуль 3. Гинекология (9 семестр) | ||||
Модульная единица 3.1. Охрана репродуктивного здоровья | ||||
1. | Охрана репродуктивного здоровья. Планирование семьи | 2 | ||
Модульная единица 3.2. Неоперативная гинекология | ||||
2. | Современные представления о функции репродуктивной системы. Современные методы диагностики в гинекологии | 2 | ||
3. | Аномалии положения и развития женских половых органов | 2 | ||
4. | Возрастные периоды жизни женщины. Классификация нарушений менструального цикла. Дисфункциональные маточные кровотечения Аменорея. Гипоменструальный синдром | 2 | ||
5. | Воспалительные заболевания женских половых органов | 2 | ||
6. | Миома матки | 2 | ||
7. | Эндометриоз | 2 | ||
Всего 14 часов | 14 | |||
Дисциплинарный модуль 4. Гинекология (10 семестр) | ||||
Модульная единица 4.1. Неоперативная гинекология | ||||
8. | Нейроэндокринные синдромы | 2 | ||
9. | Бесплодный брак. Вспомогательные репродуктивные технологии | видеолекция | 2 | |
Модульная единица 4.2. Оперативная гинекология | ||||
10. | Острый живот в гинекологи. Оперативные методы лечения | 2 | ||
Модульная единица 4.3. Онкогинекология | ||||
11. | Гиперпластические заболевания эндометрия. Рак тела матки. | 2 | ||
12. | Доброкачественные и злокачественные заболевания шейки матки | 2 | ||
13. | Опухоли яичников | 2 | ||
14. | Трофобластическая болезнь | 2 | ||
Всего 14 часов | 12 | 2 | ||
Итого 56 часов | 52 | 4 |
Тематический план практических занятий
№ п/п | Тематика лекций | Кол-во часов аудиторной работы | Внеаудиторная контактная работа | Симуляционное обучение | ||||
вид | часы | вид | часы | |||||
Дисциплинарный модель 3. Гинекология (9 семестр) | ||||||||
Модульная единица 3.1. Охрана репродуктивного здоровья | ||||||||
1. | Аборты. Современные технологии прерывания беременности. Постабортная реабилитация. Планирование беременности. | 4 | Просмотр презентации | 1 | - | - | ||
Модульная единица 3.2. Неоперативная гинекология | ||||||||
2. | Методы обследования гинекологических больных | - | - | - | Имитационная модель с использованием симуляторов и фантомов | 4 | ||
3. | Воспалительные заболевания женских половых органов | 4 | Подготовка презентации | 2 | - | - | ||
4. | Нейроэндокринная регуляция репродуктивной функции женщины. Нарушения менструальной функции. Дисфункциональные маточные кровотечения | 6 | Анализ истории болезни | 1 | - | - | ||
5. | Нейроэндокринные синдромы. | 4 | - | - | - | - | ||
6. | Бесплодие | 3 | Промотр видеофильма | 1 | - | - | ||
7. | Миома матки. Эндометриоз | 4 | - | - | - | - | ||
Всего 34 часа | 25 | 5 | 4 | |||||
Дисциплинарный модуль 4. Гинекология (10 семестр) | ||||||||
Модульная единица 4.2. Оперативная гинекология | ||||||||
8. | Типичные гинекологические операции. Реабилитация. | 4 | Телетрансляция операций | 1 | - | - | ||
9. | Острый живот в гинекологии | 2 | Анализ историй болезни | 2 | - | - | ||
Модульная единица 4.3. Онкогинекология | ||||||||
10. | Гиперпластические процессы эндометрия | 4 | - | - | - | - | ||
11. | Рак тела матки | 4 | - | - | - | - | ||
12. | Фоновые и предраковые заболевания шейки матки | 4 | Телетрансляция видеофильма | 1 | - | - | ||
13. | Рак шейки матки | 4 | - | - | - | - | ||
14. | Опухоли яичников | 4 | - | - | - | - | ||
15. | Специализированная гинекологическая помощь в условиях женской консультации. Диспансеризация гинекологических больных | 4 | - | - | ||||
| Всего 34 часа | 30 | 4 | |||||
Рекомендуемые образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. Применяются следующие виды и формы работы: устный опрос, компьютерное тестирование, решение ситуационных задач. На практических занятиях наиболее важными представляются методы анализа проблемной ситуации, решение и обсуждение задач. Широко используются активные и интерактивные формы проведения практического занятия: метод кейсов, мозговой штурм, деловая игра, групповые дискуссии и групповые проблемные работы. Преподаватели при работе со студентами применяют обучающие, и демонстрационные мастер-классы с участием преподавателей и работодателей, примерами которых являются присутствие на родах, акушерских и гинекологических операциях, выполняемых заведующей и преподавателями кафедры, врачами стационаров, просмотр видеозаписей высокотехнологичных или редких лечебных и диагностических операций, присутствие и участие совместно с врачами женских консультаций в амбулаторном приеме женщин, присутствие на утренних конференциях с участием главного врача, его заместителей, заведующих отделениями, врачами отделений.
Внеаудиторная контактная работа включает: лекции с использованием дистанционных информационных и телекоммуникационных технологий (видео-лекция) с размещением на образовательных платформах, в том числе на платформе Educon (Moodle). Контроль освоения учебного материала осуществляется преподавателем в виде: тестов, кейс-задач, в том числе с использованием системы Educon (Moodle). Реализация проектной деятельности включает:
- поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной теме;
- решение ситуационных задач, решение тестовых заданий;
- разработку мультимедийных презентаций;
- изготовление наглядных пособий, муляжей;
- написание рефератов (эссе), анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, аналитический разбор научной литературы;
Обучающиеся участвуют в научно-практических конференциях с последующим контролем (посещаемость, тестирование, интерактивный опрос) и зачетом трудоемкости дисциплины в часах или зачетных единицах.
В центре симуляционного обучения проводятся занятия по освоению и практических навыков и умений с использованием имитационных моделей – тренажера для отработки навыков гинекологического обследования, кольпоскопии, гистероскопии, пальпации молочных желез, введения внутриматочного контрацептива, обследования беременных, моделей для обучения приёму родов.
Для реализации образовательных программ в рамках метода e-learning открыт доступ к учебно-методическим материалам в электронной системе поддержки дистанционного обучения EDUCON. Студенты имеют доступ к учебно-методическим материалам кафедр. Для выполнения контрольных заданий, подготовки к практическим и семинарским занятиям, поиска необходимой информации широко используются возможности глобальной сети Интернет.
Студенты обучаются с использованием электронных репозиториев: преподаватели демонстрируют студентам обучающие и демонстрационные видеофильмы, предоставляют ссылки на информационный материал в сети Интернет, демонстрируют результаты своих научных разработок, научных конференций.
Виды работ и формы контроля самостоятельной работы студентов
№ п/п | Темы для самостоятельного изучения | Вид работы | Форма контроля | |
Дисциплинарный модуль 3. Гинекология (9 семестр) | ||||
Модульная единица 3.1. Охрана репродуктивного здоровья | ||||
1. | Влияние вредных факторов на репродуктивное здоровье женщины. Мероприятия, направленные на снижение гинекологических заболеваний. Санитарное просвещение в борьбе с абортами. Основные направления полового воспитания подростков. Профилактика ИППП. | 1.поиск и обзор литературы и электронных источников информации по заданной теме 2.разработка мультимедийных презентаций 3.решение ситуационных задач, тестовых заданий | собеседование, тестирова ние, решение задач демонстра ция презентации | |
Модульная единица 3.2. Неоперативная гинекология | ||||
2. | Анатомо-физиологические особенности женского организма в различные возрастные периоды. Применение физиотерапии в гинекологии. Показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению гинекологических больных. ВИЧ-инфекция. СПИД. Пути передачи и методы профилактики. Защита медицинского персонала. Туберкулез женских половых органов. Патогенез, классификация, клиника, диагностика, лечение, профилактика. Преждевременное половое созревание. Клинические формы, диагностика, терапия. | 1.поиск и обзор литературы и электронных источников информации по заданной теме 2.разработка мультимедийных презентаций 3.решение ситуационных задач, тестовых заданий | собеседование, тестирова ние, решение задач демонстра ция презентации доклад истории болезни | |
Дисциплинарный модуль 4. Гинекология (10 семестр) | ||||
Модульная единица 4.2 Оперативная гинекология | ||||
3. | Топографическая анатомия органов малого таза. Поддерживающий, подвешивающий и фиксирующий аппарат матки. Иннервация половых органов. Проводниковая анестезия при гинекологических операциях. Строение и функции матки и яичников. Лимфатическая система и кровоснабжение женских половых органов и их значение при гинекологической патологии. Клиническая и топографическая анатомия наружных половых органов и тазового дна. Предоперационная подготовка гинекологических больных. Основные методы обследования. Особенности ведения гинекологических больных в послеоперационном периоде. Коррекция циркуляторных и обменных нарушений в послеоперационном периоде. | 1.поиск и обзор литературы и электронных источников информации по заданной теме 2.разработка мультимедийных презентаций 3.решение ситуационных задач, тестовых заданий | собеседование, тестирова ние, решение задач демонстра ция презентации доклад истории болезни | |
Модульная единица 4.3. Онкогинекология | ||||
4. | Роль отечественной школы в создании современной клинико-морфологической классификации опухолей яичников: ВОЗ 1971, 1973, 2003 г. Дисгормональные заболевания молочных желез.
| 1.поиск и обзор литературы и электронных источников информации по заданной теме 2.разработка мультимедийных презентаций 3.решение ситуационных задач, тестовых заданий | собеседование, тестирова ние, решение задач демонстра ция презентации доклад истории болезни | |
ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- Контрольные работы (текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний студентов);
- Поэтапная сдача практических умений и навыков по каждому разделу;
- Подготовка реферата, мультимедийной презентации с привлечением различной учебной, периодической журнальной и монографической литературы материалов съездов, конференций. При этом оценивается умение студентов пользоваться научной литературой, обобщить сведения по изучаемой проблеме и представить их в краткой, логичной форме. На реферативные сообщения и доклады выносятся темы, предусмотренные типовой программой подготовки студентов по конкретным дисциплинам, но отсутствующие в тематических планах лекций и практических занятий. Реферат должен быть защищен студентом на практическом или семинарском занятии в академической группе;
- Решение предложенных преподавателем ситуационных задач, которые развивают клиническое мышление и заставляют студента использовать знания, полученные по различным разделам специальности;
- Выполнение творческих заданий с обобщением пройденного материала в виде рисунков, таблиц, игр, кроссвордов, используя возможности компьютерной графики.
- Проведение анкетирования по определенной теме с целью научно-исследовательского поиска групп риска и др.
- Непосредственная работа у постели гинекологических больных, овладение практическими навыками и методиками их обследования и лечения.
- Выполнение практических манипуляций на фантомах.
- Деловые игры как более высокий уровень самостоятельной работы побуждает студентов активно добывать, перерабатывать и реализовывать полученную информацию. Они происходят в форме ролевого взаимодействия участников и требуют активного творческого самостоятельного поиска и решения задач. В период проведения деловой игры выявляются знания студентов по фундаментальным и смежным клиническим дисциплинам, коммуникативные способности студентов (целенаправленный сбор анамнеза у родственников, общение с женщиной, с врачами других специальностей и т.д.), умение быстро и четко ориентироваться в конкретной клинической ситуации, выстроить дифференциальный ряд, поставить предварительный (и окончательный диагноз), назначить оптимальный план обследования и лечения, уметь оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе (врач женской консультации, врач скорой помощи) и в условиях стационара (врач приемного отделения), определиться в тактике лечения и дальнейшего диспансерного наблюдения и реабилитации пациентки (госпитализация в родильный дом или гинекологический стационар, выбрать метод и время родоразрешения, решить вопрос о консервативном или хирургическом лечении и т.д.). Деловая игра – процесс коллективной самостоятельной работы студентов, направляемой и контролируемой преподавателем. Каждому из участников отведена определенная роль («родственники больного», врач женской консультации, врач приемного отделения, врач скорой медицинской помощи, врач-консультант анестезиолог-реаниматолог, врач стационара, заведующий отделением и т.д.), что дает возможность каждому студенту усвоить алгоритм действий и стереотип поведения врачей разного уровня в конкретной клинической ситуации, а преподавателю – выявить и устранить недочеты в усвоении студентами учебного материала.
- Просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, слайдов. Просмотр студентами обучающих видеофильмов способствует оптимизации усвоения знаний по определенной тематике, расширению кругозора студентов, а так же более длительной выживаемости знаний, так как визуальное восприятие информации значительно эффективнее восприятия ее на слух.
- Анализ архивного материала с целью оценки заболеваемости, причин летальных исходов и др. Может быть отдельным заданием для самостоятельной работы студента или входить в работу СНО.
- Составление обзорных докладов по материалам журнальных периодических изданий; для студентов старших курсов. Эти сообщения можно выносить на врачебные конференции в отделениях.
- Участие в работе студенческого научного общества (СНО) и конференций молодых ученых
- Ночные дежурства с описанием и разбором поступивших в стационар женщин, с ассистенцией во время родов, операций и др. В период вечерних обходов и осмотров совместно с дежурным врачом студенты пополняют свои знания по тактике ведения данной категории пациентов, овладевают принципами и методами оказания медицинской помощи.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ДЕЖУРСТВЕ
Время дежурства: с 16.00 до 8.00.
Место дежурства: гинекологический стационар (приёмное отделение, гинекологическое отделение, малая операционная, операционная).
Студент должен прийти на ночное дежурство в чистом халате, колпаке, сменной одежде и кожаной обуви; иметь чистую маску, бахилы, календарь и направление на дежурство, подписанное ассистентом.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.