1. «Консультант студента. Электронная библиотека медицинского ВУЗа» (доступ на сайте http://www.studmedlib.ru в электронном зале библиотеки Тюменского ГМУ);
2. «Консультант-врача. Электронная медицинская библиотека.» (ЭБС) http://www.rosmedlib.ru.
3. Научная электронная библиотека www.elibrary.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОДУЛЯ
Использование отделения клиник, палат, лабораторий, лабораторного и инструментального оборудования, учебных комнат для работы студентов.
Ультразвуковой сканер, муляжи женского таза, инструментарий, используемый в акушерстве.
Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы, мультимедийные презентации, таблицы.
Наборы презентаций, видеофильмов и по различным разделам дисциплины. Ситуационные задачи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Практикумы по решению задач
По теме каждого занятия студенты решают контрольные ситуационные задачи. Совместно с преподавателем студенты разбирают клинические ситуации на примере ситуационных задач, изложенных в руководстве «Практическое акушерство».
Решение ситуационных задач — один из методов активного обучения, направленных на формирование умений и навыков, развитие творческого и клинического мышления, приближение к будущей профессиональной деятельности. Основным дидактическим материалом служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные данные) и вопрос (задание), поставленный перед обучаемым.
Метод решения ситуационных задач способствует подготовке опытных специалистов с хорошей профессиональной подготовкой, а также акцентированию внимания студентов медицинского ВУЗа на профессиональных ценностных ориентациях, способствующих повышению уровня их профессиональной готовности к будущей профессиональной деятельностью.
Метод решению ситуационных задач широко применяется для успешной предварительной подготовки к предстоящей работе в реальных условиях практических лечебных учреждений.
Решая ситуационные задачи, студенты закрепляют теоретические знания и актуализируют свое внимание на профессиональных ценностных ориентациях, так необходимых в будущей профессиональной деятельности: уважение к человеку, его жизни, милосердие, гуманность, общечеловечность, толерантность, мобильность, гибкость, исполнительность, добросовестность, честность, уважению к коллегам и пациентам. Постепенно от простых диагностических задач студенты переходят к проблемным задачам, которые их максимально приближают к условиям будущей работы
Индивидуальные консультации
К основным функциям консультации относится помощь студентам в глубоком и всестороннем освоении дисциплины, в организации их самостоятельной работы. Индивидуальные консультации проводятся со студентами, готовящими доклады, с которыми собираются выступать на практическом занятии, разного уровня конференциях, со студентами, пишущими рефераты на определенную тему. Преподаватель обсуждает со студентами теоретические вопросы, которые необходимо проанализировать в докладе или реферате, разъясняет студентам сложные теоретические вопросы, обсуждает рекомендованный ранее библиографический список. Преподаватель знакомит студентов с требованиями, предъявляемыми к докладу и реферату, с критериями оценки доклада или реферата. Будущему докладчику преподаватель порекомендует определенные методы публичного выступления, способы привлечения внимания аудитории, манеру поведения перед аудиторией. Во время консультации преподаватель отвечает на интересующие студентов вопросы.
Проводятся предэкзаменационные консультации. Преподаватель отвечает на вопросы студентов, разъясняет сложные или непонятные студентам вопросы. Например, студенты 6 курса при подготовке к практическому этапу государственной аттестации имеют возможность обращаться на индивидуальную консультацию к преподавателю, во время его дежурства в акушерском или гинекологическом стационаре. Консультация помогает студентам восполнить пробелы в освоении определенных тем, помогают преподавателю лучше узнать студентов, их проблемы и трудности, прежде всего в усвоении теоретического материала, детально прорабатываются возникающие проблемные ситуации, осуществляется поиск вариантов их решения. Например, на занятии «курация беременных» обследуют беременных с различной акушерской патологией и оформляют историю родов. В процессе написания истории родов преподаватель консультирует индивидуально каждого студента по конкретной клинической ситуации. Также преподаватели проводят индивидуальные консультации при выполнении студенческих научно-исследовательских работ.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Студенты индивидуально или в малых группах получают задание для самостоятельной работы по актуальным темам, изучают литературу, готовят рефераты, докладывают результаты своей работы на занятии в виде мультимедийных презентаций. Примером группового проекта является проведение несколькими студентами научно-исследовательской работы по актуальным темам с созданием обучающего видеофильма. Таким образом подготовлено электронное обучающее пособие по «Онкогинекологии». Применение метода проектов способствует развитию у студентов познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческого мышления.
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
Тренинг может рассматриваться как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков и как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
Тренинги проводятся в центре освоения практических умений и навыков, оснащенном 54 видами манекенов и тренажеров.
Студенты применяют полученные на лекциях и занятиях знания на практике с целью развития умений и навыков (собирают анамнез, выполняют наружное акушерское исследование, составляют план ведения беременности и родов и т.д.)
На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.
Метод кейсов широко используется на практических занятиях по акушерству и гинекологии. Студенты курируют беременных, рожениц, родильниц, гинекологических больных, разбирают реальные клинические ситуации, устанавливают и обосновывают диагноз, составляют план обследования, лечения, план ведения беременности и родов.
Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод «мозгового штурма» используется на практических занятиях при разборе реальных клинических ситуаций. Студенты анализируют результаты клинических и лабораторных методов обследования, ставят диагноз, выбирают оптимальную тактику и составляют план дальнейшего ведения, и лечения. Обсуждение клинических случаев проводится в форме дискуссии.
Игры-разминки — инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.
Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 244.