ЗАНЯТИЕ 2.1.4. Изосерологическая несовместимость крови матери и плода резус-фактору. Гемолитическая болезнь новорожденных
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебная цель: изучить этиопатогенез, клинику, диагностику, лечение, профилактику (специфическую и неспецифическую) иммунологической несовместимости крови матери и плода, гемолитической болезни новорожденных.

 

Применяемые интерактивные формы обучения:

1. Мастер-классы

2. Метод проектов

3. Метод «кейсов»

4. Дискуссия

5. Анализ реальных ситуаций практической деятельности

6. Работа в малых группах

7. Тестирование

8. Обратная связь

9. Решение ситуационных задач

10. Участие во врачебных конференциях, обходах, консилиумах.

Студент должен знать

1. Основы физиологических процессов в организме женщины в норме и патологии;

2. Методы определения группы крови и резус-фактора;

3. Факторы, определяющие частоту резус сенсибилизации и пути резус-сенсибилизации резус-отрицательных женщин;

4. Основы развития и физиологию эмбриона, плода в отдельные периоды внутриутробного развития; основы физиологии и патологии новорожденного;

5. Особенности течения беременности при резус-конфликте;

6. Методы пренатальной диагностики и лечения гемолитической болезни плода;

7. Тактический алгоритм по ведению беременности при резус конфликте.

Студент должен у меть

1. Проводить профилактику резус-сенсибилизации;

2. Собрать акушерско-гинекологический анамнез, оценить его

3. Диагностировать беременность, определить ее срок и дату предполагаемых родов;

4. Определить состояние плода и новорожденного;

5. Проводить диагностику резус-сенсибилизации во время беременности;

6. Сформулировать акушерский диагноз;

7. Составить план ведения беременности у резус-отрицательных женщин;

8. Определить группы риска беременности и родов

9. Оценить данные основных и дополнительных методов обследования.

10. Вести медицинскую документацию.

Студент должен в ладеть

1. Методами обследования беременных (наружные, внутренние);

2. Методикой первичного туалета новорожденного и оценкой его состояния по шкале Апгар;

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

I. Вопросы базовых дисциплин

1. Резус-фактор, антигены системы резус, частота.

2. Определение вероятности наследования плодом Rh-фактора от Rh (+) отца и Rh (-) матери.

II. Вопросы лекционного материала

3. Изосерологическая несовместимость крови матери и плода. Определение, виды, синонимы, частота.

4. Пути сенсибилизации резус-отрицательных женщин.

5. Патогенез гемолитической болезни плода при изосерологической несовместимости крови матери и плода по резус-фактору.

6. Формы ГБ плода и новорожденного.

7. Резус-сенсибилизация при первой и последующих беременностях.

8. Факторы, определяющие частоту дородовой и послеродовой резус-сенсибилизации.

9. Течение беременности при резус-конфликте. Осложнения беременности и перинатальные исходы у иммунизированных женщин.

10. Ведение беременности у резус-отрицательных женщин.

11. План ведения беременности у иммунизированных женщин.

12. Диагностика резус-сенсибилизации во время беременности.

13. Пренатальная диагностика гемолитической болезни плода.

14. Лечение гемолитической болезни плода.

15. Современный диагностический и тактический алгоритм по ведению беременности при резус-конфликте.

16. Особенности ведения родов и послеродового периода у резус-отрицательных женщин. Оптимальные сроки и метод родоразрешения при резус-конфликте.

17. Гемолитическая болезнь новорожденного. Основные клинические проявления. Прогноз.

18. Заменное переливание крови, показания, цель.

19. Профилактика резус-сенсибилизации.

III. Вопросы, изложенные в основной и дополнительной

20. Нормальные показатели эритроцитов, гемоглобина и билирубина у новорожденных в первые сутки.

21. Возможен ли Rh-конфликт при первой беременности и почему?

22. Возможно ли рождение Rh (+) ребенка у Rh (-) родителей? Почему?

23. Возможно ли рождение Rh (- ) ребенка у Rh (+) родителей? Почему?

24. Возможен ли Rh-конфликт у Rh (+) матери при развитии Rh (-) плода в случае: а) если отец Rh (-)? б) если отец Rh (+)? Почему?

25. Возможно ли рождение здорового ребенка у Rh (-) матери и Rh (+) отца при 2-3 и т. д. беременности? Почему?

26. Лечение гемолитической болезни новорожденного.

27. Техника заменного переливания крови.

28. Внутриматочное переливание отмытых эритроцитов для лечения тяжелых форм гемолитической болезни плода.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наименование задания Форма контроля
1. Курация беременных с отрицательным резус-фактором 1. Листок куратора
2. Оценить данные УЗИ плода и плаценты, допплерометрии 2. Интерпретация результатов
3. Составить план ведения беременности и родов 3. Предоставление протокола
4. Решение ситуационных задач 4. Ответ к задаче

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1.

Беременная 30 лет. В анамнезе – в детстве автотравма, гемотрансфузия без учета Rh-фактора. Данная беременность 3-я, две предыдущие закончились родами, дети погибли антенатально от гемолитической болезни. Срок беременности 14-15 недель.

Диагноз? План ведения.

Задача 2.

Беременной 21 год, Rh-отрицательная. Муж Rh-отрицательный. Срок беременности 21 неделя, беременность первая. Тактика ведения беременности.

Задача 3.

Беременной 21 год, Rh-отрицательная. Муж Rh-положительный. Срок беременности 21 неделя, беременность первая. Тактика ведения беременности.

Задача 4.

Женщина 25 лет. Роды 5 месяцев назад закончились рождением ребенка с отечной формой гемолитической болезни, ребенок умер через2 часа после рождения. В крови титр антирезус – антител 1:64. Что делать?

Задача 5.

У беременной 32 лет с резус-отрицательной кровью при обследовании в женской консультации в 10 недель беременности были обнаружены резус-антитела (титр 1:8). В анамнезе переливания крови не было. Первая беременность закончилась своевременными родами. Ребенок жив, здоров,2-я и 3-я беременности закончились искусственными абортами в сроке 7-8 недель. Данная беременность 4-я.

Диагноз? Дальнейший план обследования и ведения беременной.

Задача 6.

Беременная 25 лет, резус-отрицательная, муж – резус-положительный. Беременность первая, желанная. Титр антител в крови неоднократно – отрицательный. Роды в срок, ребенок весом 3000 г резус-положительный. Что необходимо сделать?

Задача 7.

Данные исследования околоплодных вод у беременной с резус-сенсибилизацией в 36 недель: цвет желтый, оптическая плотность билирубина 0,3 отн. ед. Данные УЗИ: легкие плода незрелые. Оцените полученные данные. Тактика ведения.

Задача 8.

Данные исследования околоплодных вод у беременной с резус-сенсибилизацией в 38 недель: оптическая плотность билирубина - 0,2 отн. ед. Данные УЗИ: Легкие плода зрелые.  Оцените полученные данные. Тактика ведения?

Задача 9.

Беременная, 25 лет. Резус-отрицательная, муж – резус-положительный. Беременность вторая, 28 недель. Первая закончилась срочными родами, ребенок здоров, резус-положительный. Настоящая беременность осложнилась угрожающим выкидышем в сроках 10-12 недель, 24-25 недель, получала сохраняющую терапию в стационаре. Кровь на титр антител 1:8. УЗИ плода – многоводие, толщина плаценты – 30 мм. Допплерометрия – снижение маточных и пуповинных кровотоков  I А степени.

Диагноз? Тактика врача.

Задача 10.

У беременной 32 лет с явлениями резус-сенсибилизации (титр антител 1:16, в анамнезе 1 роды и 2 аборта) в сроке беременности 36 недель родился живой недоношенный мальчик, 2650 г, 47 см. Оценка Апгар 7 баллов. Кожные покровы бледно-желтые. Печень увеличена. Группа крови А (II). Резус-фактор (+), Hb – 160 г/л, билирубин пуповинной крови – 71,4 ммоль/л. Диагноз? Тактика ведения.

Задача 11.

У беременной с резус-сенсибилизацией в 37 недель родился ребенок. Оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. При анализе пуповинной крови обнаружено: непрямой билирубин – 82,2 мкмоль/л, гемоглобин – 150 г/л, прямая реакция Кумбса (+), группа крови – А (II) , резус-фактор (+).

Предполагаемый диагноз. План лечения.

Задача 12.

У беременной с резус-сенсибилизацией при УЗИ выявлено: бипариетальный размер головки плода соответствует 33 неделям беременности, размеры живота – 36 неделям. Увеличение размеров печени плода, в брюшной полости – жидкость. Плацента на передней стенке, II степени зрелости, 4,5 см толщиной. Многоводие. Сердцебиение определяется. Снижена двигательная активность плода.

Диагноз? Тактика ведения.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 297.