Учебная цель: изучить этиопатогенез, клинику, диагностику, лечение, профилактику (специфическую и неспецифическую) иммунологической несовместимости крови матери и плода, гемолитической болезни новорожденных.
Применяемые интерактивные формы обучения:
1. Мастер-классы
2. Метод проектов
3. Метод «кейсов»
4. Дискуссия
5. Анализ реальных ситуаций практической деятельности
6. Работа в малых группах
7. Тестирование
8. Обратная связь
9. Решение ситуационных задач
10. Участие во врачебных конференциях, обходах, консилиумах.
Студент должен знать
1. Основы физиологических процессов в организме женщины в норме и патологии;
2. Методы определения группы крови и резус-фактора;
3. Факторы, определяющие частоту резус сенсибилизации и пути резус-сенсибилизации резус-отрицательных женщин;
4. Основы развития и физиологию эмбриона, плода в отдельные периоды внутриутробного развития; основы физиологии и патологии новорожденного;
5. Особенности течения беременности при резус-конфликте;
6. Методы пренатальной диагностики и лечения гемолитической болезни плода;
7. Тактический алгоритм по ведению беременности при резус конфликте.
Студент должен у меть
1. Проводить профилактику резус-сенсибилизации;
2. Собрать акушерско-гинекологический анамнез, оценить его
3. Диагностировать беременность, определить ее срок и дату предполагаемых родов;
4. Определить состояние плода и новорожденного;
5. Проводить диагностику резус-сенсибилизации во время беременности;
6. Сформулировать акушерский диагноз;
7. Составить план ведения беременности у резус-отрицательных женщин;
8. Определить группы риска беременности и родов
9. Оценить данные основных и дополнительных методов обследования.
10. Вести медицинскую документацию.
Студент должен в ладеть
1. Методами обследования беременных (наружные, внутренние);
2. Методикой первичного туалета новорожденного и оценкой его состояния по шкале Апгар;
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
I. Вопросы базовых дисциплин
1. Резус-фактор, антигены системы резус, частота.
2. Определение вероятности наследования плодом Rh-фактора от Rh (+) отца и Rh (-) матери.
II. Вопросы лекционного материала
3. Изосерологическая несовместимость крови матери и плода. Определение, виды, синонимы, частота.
4. Пути сенсибилизации резус-отрицательных женщин.
5. Патогенез гемолитической болезни плода при изосерологической несовместимости крови матери и плода по резус-фактору.
6. Формы ГБ плода и новорожденного.
7. Резус-сенсибилизация при первой и последующих беременностях.
8. Факторы, определяющие частоту дородовой и послеродовой резус-сенсибилизации.
9. Течение беременности при резус-конфликте. Осложнения беременности и перинатальные исходы у иммунизированных женщин.
10. Ведение беременности у резус-отрицательных женщин.
11. План ведения беременности у иммунизированных женщин.
12. Диагностика резус-сенсибилизации во время беременности.
13. Пренатальная диагностика гемолитической болезни плода.
14. Лечение гемолитической болезни плода.
15. Современный диагностический и тактический алгоритм по ведению беременности при резус-конфликте.
16. Особенности ведения родов и послеродового периода у резус-отрицательных женщин. Оптимальные сроки и метод родоразрешения при резус-конфликте.
17. Гемолитическая болезнь новорожденного. Основные клинические проявления. Прогноз.
18. Заменное переливание крови, показания, цель.
19. Профилактика резус-сенсибилизации.
III. Вопросы, изложенные в основной и дополнительной
20. Нормальные показатели эритроцитов, гемоглобина и билирубина у новорожденных в первые сутки.
21. Возможен ли Rh-конфликт при первой беременности и почему?
22. Возможно ли рождение Rh (+) ребенка у Rh (-) родителей? Почему?
23. Возможно ли рождение Rh (- ) ребенка у Rh (+) родителей? Почему?
24. Возможен ли Rh-конфликт у Rh (+) матери при развитии Rh (-) плода в случае: а) если отец Rh (-)? б) если отец Rh (+)? Почему?
25. Возможно ли рождение здорового ребенка у Rh (-) матери и Rh (+) отца при 2-3 и т. д. беременности? Почему?
26. Лечение гемолитической болезни новорожденного.
27. Техника заменного переливания крови.
28. Внутриматочное переливание отмытых эритроцитов для лечения тяжелых форм гемолитической болезни плода.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Наименование задания | Форма контроля |
1. Курация беременных с отрицательным резус-фактором | 1. Листок куратора |
2. Оценить данные УЗИ плода и плаценты, допплерометрии | 2. Интерпретация результатов |
3. Составить план ведения беременности и родов | 3. Предоставление протокола |
4. Решение ситуационных задач | 4. Ответ к задаче |
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1.
Беременная 30 лет. В анамнезе – в детстве автотравма, гемотрансфузия без учета Rh-фактора. Данная беременность 3-я, две предыдущие закончились родами, дети погибли антенатально от гемолитической болезни. Срок беременности 14-15 недель.
Диагноз? План ведения.
Задача 2.
Беременной 21 год, Rh-отрицательная. Муж Rh-отрицательный. Срок беременности 21 неделя, беременность первая. Тактика ведения беременности.
Задача 3.
Беременной 21 год, Rh-отрицательная. Муж Rh-положительный. Срок беременности 21 неделя, беременность первая. Тактика ведения беременности.
Задача 4.
Женщина 25 лет. Роды 5 месяцев назад закончились рождением ребенка с отечной формой гемолитической болезни, ребенок умер через2 часа после рождения. В крови титр антирезус – антител 1:64. Что делать?
Задача 5.
У беременной 32 лет с резус-отрицательной кровью при обследовании в женской консультации в 10 недель беременности были обнаружены резус-антитела (титр 1:8). В анамнезе переливания крови не было. Первая беременность закончилась своевременными родами. Ребенок жив, здоров,2-я и 3-я беременности закончились искусственными абортами в сроке 7-8 недель. Данная беременность 4-я.
Диагноз? Дальнейший план обследования и ведения беременной.
Задача 6.
Беременная 25 лет, резус-отрицательная, муж – резус-положительный. Беременность первая, желанная. Титр антител в крови неоднократно – отрицательный. Роды в срок, ребенок весом 3000 г резус-положительный. Что необходимо сделать?
Задача 7.
Данные исследования околоплодных вод у беременной с резус-сенсибилизацией в 36 недель: цвет желтый, оптическая плотность билирубина 0,3 отн. ед. Данные УЗИ: легкие плода незрелые. Оцените полученные данные. Тактика ведения.
Задача 8.
Данные исследования околоплодных вод у беременной с резус-сенсибилизацией в 38 недель: оптическая плотность билирубина - 0,2 отн. ед. Данные УЗИ: Легкие плода зрелые. Оцените полученные данные. Тактика ведения?
Задача 9.
Беременная, 25 лет. Резус-отрицательная, муж – резус-положительный. Беременность вторая, 28 недель. Первая закончилась срочными родами, ребенок здоров, резус-положительный. Настоящая беременность осложнилась угрожающим выкидышем в сроках 10-12 недель, 24-25 недель, получала сохраняющую терапию в стационаре. Кровь на титр антител 1:8. УЗИ плода – многоводие, толщина плаценты – 30 мм. Допплерометрия – снижение маточных и пуповинных кровотоков I А степени.
Диагноз? Тактика врача.
Задача 10.
У беременной 32 лет с явлениями резус-сенсибилизации (титр антител 1:16, в анамнезе 1 роды и 2 аборта) в сроке беременности 36 недель родился живой недоношенный мальчик, 2650 г, 47 см. Оценка Апгар 7 баллов. Кожные покровы бледно-желтые. Печень увеличена. Группа крови А (II). Резус-фактор (+), Hb – 160 г/л, билирубин пуповинной крови – 71,4 ммоль/л. Диагноз? Тактика ведения.
Задача 11.
У беременной с резус-сенсибилизацией в 37 недель родился ребенок. Оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. При анализе пуповинной крови обнаружено: непрямой билирубин – 82,2 мкмоль/л, гемоглобин – 150 г/л, прямая реакция Кумбса (+), группа крови – А (II) , резус-фактор (+).
Предполагаемый диагноз. План лечения.
Задача 12.
У беременной с резус-сенсибилизацией при УЗИ выявлено: бипариетальный размер головки плода соответствует 33 неделям беременности, размеры живота – 36 неделям. Увеличение размеров печени плода, в брюшной полости – жидкость. Плацента на передней стенке, II степени зрелости, 4,5 см толщиной. Многоводие. Сердцебиение определяется. Снижена двигательная активность плода.
Диагноз? Тактика ведения.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 299.