Основная задача рецензента подметить все недостатки в ведении беременной (больной) в женской консультации и стационаре. Определить правильную тактику и терапию. Указать на организационные ошибки.
Таким образом, рецензент должен хорошо знать литературу по данному вопросу, должен ответить на следующие вопросы:
Можно ли было и на основании предугадать появление патологии?
Какие следовало провести профилактические мероприятия?
Своевременно ли диагностирована патология в женской консультации и стационаре?
Своевременно ли госпитализирована беременная (больная)?
Правильны ли и современны были проведены диагностические и лечебные мероприятия? Какие еще мероприятия необходимо было провести?
Какие ошибки обнаружены при анализе самой истории родов (болезни), достаточно ли собран анамнез, нашли ли отражение в дневниках основные симптомы болезни и т. д.?
Внести предложения, помогающие избежать ошибок в будущем.
Для дающего литературную справку
Студент обязан ознакомиться с историей родов для того, чтобы представить себе весь комплекс патологии, имеющей место в данном случае.
Обзор литературы должен быть представлен по основному виду патологии с использованием новейшей литературы, журналов, монографий.
ЗАНЯТИЕ 2.2.4. Послеродовые гнойно-септические заболевания. Гнойно-септические заболевания новорожденных
Учебная цель: изучить этиопатогенез, клинику, диагностику и терапию послеродовых инфекционных заболеваний, организацию мероприятий по их профилактике.
Применяемые интерактивные формы обучения:
1. Мастер-классы
2. Метод проектов
3. Метод «кейсов»
4. Дискуссия
5. Анализ реальных ситуаций практической деятельности
6. Работа в малых группах
7. Тестирование
8. Обратная связь
9. Решение ситуационных задач
Студент должен знать
1. Основы физических, биологических и физиологических процессов в организме женщины в послеродовом периоде в норме и патологии;
2. Врачебную тактику и методы лечения послеродовых гнойно-септических осложнений;
3. Основные характеристики лекарственных препаратов, используемых при лечении послеродовых гнойно-септических осложнений, показания и противопоказания к их назначению.
Студент должен уметь
1. Проводить с женщинами профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; пропагандировать здоровый образ жизни;
2. Собрать акушерско-гинекологический анамнез, оценить его;
3. Распознать гнойно-септические осложнения послеродового периода;
4. Сформулировать акушерский диагноз;
5. Составить план лечения послеродовых гнойно-септических осложнений;
6. Определить группы риска по развитию послеродовых гнойно-септических осложнений;
7. Оценить данные основных и дополнительных методов обследования:
- оценить данные пальпации, УЗИ матки в послеродовом периоде;
- оценить данные лабораторных методов исследования у беременных.
8. Определить показания для госпитализации, порядок ее осуществления (плановая, экстренная) и профильное отделение;
9. Вести медицинскую документацию;
10. Выписать рецепты на медикаментозные средства, используемые при лечении послеродовых гнойно-септических осложнений;
11. Подобрать контрацепцию в послеродовом периоде.
Студент должен владеть
1. Методами обследования беременных: влагалищное исследование совместно с преподавателем, дежурным врачом, взятие мазков;
2. Умением оценить состояние родильницы в послеродовом периоде (молочные железы, инволюция матки);
3. Методами профилактики лактостаза и мастита (обработка сосков, методика сцеживания молочных желез);
4. Методикой ведения родильниц со швами на промежности и передней брюшной стенке (после операции кесарева сечения).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
I. Вопросы лекционного материала
1. Послеродовые гнойно-септические заболевания. Определение. Классификация Caзонова-Бартельса.
2. Характерные особенности послеродовых гнойно-септических заболеваний.
3. Относится ли мастит к послеродовым гнойно-септическим заболеваниям? Да? Нет? Почему?
4. Генерализованная септическая инфекция. Инфекционно-токсический (септический шок). Определение. Частота. Место в структуре причин материнской смертности и классификации Сазонова-Бартельса. Этиопатогенез.
5. Септический шок, клиника, диагностика. Осложнения. Лечение.
6. Сепсис. Место в структуре материнской смертности. Этиопатогенез акушерского сепсиса.
7. Сепсис. Клиника, диагностика.
8. Лечение сепсиса. Программа инфузионной и антибактериальной терапии.
10. Сепсис в акушерстве. Тактика по отношению к первичному очагу инфекции.
II. Вопросы, изложенные в основной и дополнительной литературе
11. Послеродовая язва (Ulcus puerperalis). Этиология, диагностика, последовательность лечебных мероприятий.
12. Возможна ли локализация послеродовой язвы на промежности, влагалище, шейке матки? Да. Нет. Почему?
13. Является ли нагноение швов на промежности и их расхождение послеродовой язвой? Да. Нет. Почему?
14. Возможно ли развитие послеродовой язвы при отсутствии швов на мягких тканях родовых путей?
15. Понятие о лохиометре.
16. Послеродовой эндометрит. Частота, этиология, диагностика, местное и общее лечение.
17. Диагностика и лечение послеродового метроэндометрита.
18. Дифференциальная диагностика эндометрита и метроэндометрита.
19. Группа риска по развитию гнойно-септических осложнений.
20. Что способствует развитию гнойно-септических инфекций в послеродовом периоде?
21. Диагностика и лечение послеродового метротробофлебита.
22. Диагностика и лечение послеродового параметрита.
23. Послеродовый пельвиоперитонит. Диагностика. Тактика, Профилактика.
24. Акушерский перитонит (перитонит после кесарева сечения). Механизмы инфицирования. Клиника, диагностика, тактика.
25. Группа риска по развитию акушерского перитонита, профилактика.
26. Лактационный мастит. Классификация. Клиника. Тактика врача родильного дома.
27. Лактационный мастит. Современные особенности этиопатогенеза и клинического течения.
28. Лактационный мастит. Решение вопроса о возможности кормления ребенка грудью. Показания для подавления лактации.
29. Профилактика мастита.
30. Мероприятия при вспышке гнойно-септических заболеваний в родильном доме.
31. Связь послеродовых септических заболеваний матери и новорожденного. Профилактика гнойно-септических заболеваний у новорожденных.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Название задания | Форма контроля |
1. Курация родильниц со швами на промежности, передней брюшной стенке | 1. Листок куратора |
2.Подготовить реферат, мультимедийную презентацию не тему: «Послеродовые свищи», «Послеродовый мастит» «Инфекция операционной раны после кесарева сечения» «Интенсивная терапия при гнойно-септических заболеваниях» | 2.Защита реферата, демонстрация презентации |
3.Решение ситуационных задач | 3. Ответ к задаче |
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1.
Родильница А., 24 лет, родоразрешение per vias naturalis. Роды осложнились разрывом промежности 2 степени, наложены шелковые швы. На 3 сутки после родов при осмотре промежности – гиперемия, отек, инфильтрация, болезненность в области швов, гнойное отделяемое. Швы сняты – полное расхождение краев раны, раневая поверхность покрыта серо – желтым налетом.
Диагноз? Тактика?
Задача 2.
Родильница Т., 20 лет. Роды затяжные, безводный период в связи с преждевременным излитием околоплодных вод составил 20 часов. Имелись показания к оперативному родоразрешению, операция не выполнена из-за наличия кольпита. На 3 сутки после родов температура тела 37,6°С, состояние удовлетворительное, лохии мутные, кровянисто-гнойные, зловонного гнилостного запаха, матка плотная, безболезненная.
Диагноз? Тактика? Лечение?
Задача 3.
Родильница В., 33 лет, родоразрешение через естественные родовые пути. Гипотоническое кровотечение в послеродовом периоде, кровопотеря 800 мл. На 8 сутки после родов температура тела 38,0°С, ЧСС 100 в минуту, лохии кровянистые, мутные, матка при пальпации мягкая, болезненная, располагается на уровне пупка.
Диагноз? Возможные осложнения? Лечение?
Задача 4.
Родильница П., 22 лет. На 4 сутки после родоразрешения через естественные родовые пути – повышение температуры тела до 38,7°С, боли в правой молочной железе, при осмотре правая молочная железа увеличена в размерах, гиперемирована, в области верхнее-наружного квадранта пальпируется плотный инфильтрат. Диагноз? Тактика врача? Лечение?
Задача 5.
Женщина 19 лет, 3 сутки после родов, температура тела 38,6°С, озноб, беспокоят боли в правой молочной железе, ребенка не кормит.
Что случилось? Мероприятия?
Задача 6.
Родильница, 6-е сутки после родов, температура тела 38,3°С утром и вечером. Состояние удовлетворительное, беспокоят боли внизу живота, симптомов раздражения брюшины нет. Матка мягкая, на 8 см выше лонного сочленения, болезненная по ходу сосудов, частое мочеиспускание. Лохии кровянистые умеренные.
Диагноз? Что делать?
Задача 7.
Роженица, 24 года. Роды первые, в срок, продолжаются 16 часов. Околоплодные воды излились до родов, светлые. Размеры таза 26-27-30-17см. Диагональная конъюгата 10 см. PV: шейка сглажена, открытие зева полное. Головка малым сегментом в плоскости входа в малый таз. Сердцебиение плода не выслушивается. Выделения гнойные с запахом. Температура тела 38,5°С.Диагноз? План ведения?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 282.