Учебная цель: изучить причины, современные методы ранней диагностики и лечения и профилактики внутриутробной гипоксии плода, оценку состояния новорожденного, мероприятия по реанимации новорожденных, родившихся в асфиксии.
Применяемые интерактивные формы обучения:
1. Мастер-классы
2. Метод проектов
3. Метод «кейсов»
4. Метод «Мозговой штурм»
5. Дискуссия
6. Анализ реальных ситуаций практической деятельности
7. Работа в малых группах
8. Тестирование
9. Обратная связь
10. Решение ситуационных задач
11. Участие во врачебных конференциях
Студент должен знать:
1. Основы физических, биологических и физиологических процессов в организме женщины при беременности в норме и при патологии;
2. Основы развития и физиологию эмбриона, плода в отдельные периоды внутриутробного развития; основы физиологии и патологии новорожденного;
3. Врачебную тактику и методы лечения гипоксии плода;
4. Основные характеристики лекарственных препаратов, используемых для лечения гипоксии плода, показания и противопоказания к их назначению.
Студент должен уметь:
1. Проводить с женщинами и их родственниками профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; пропагандировать здоровый образ жизни;
2. Анализировать и оценивать влияние факторов образа жизни, окружающей среды состояние здоровья женщин и организацию акушерско-гинекологической помощи;
3. Собрать акушерско-гинекологический анамнез, оценить его;
4. Оценивать данные УЗИ плода и плаценты;
5. Оценивать данные КТГ;
6. Оценивать данные допплерометрии.
7. Определить состояние плода и новорожденного;
8. Диагностировать гипоксию плода;
9. Сформулировать акушерский диагноз;
10. Составить план ведения беременной с гипоксией плода;
11. Составить план ведения родов при гипоксии плода;
12. Определить группы риска беременности и родов;
13. Оценить данные основных и дополнительных методов обследования.
14. Участвовать в реанимации новорожденного (совместно с неонатологом-реаниматологом);
15. Вести медицинскую документацию.
Студент должен владеть
1. Методами обследования беременных (наружные, внутренние);
2. Методикой оценкой состояния новорожденного по шкале Апгар;
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
I. Вопросы, изложенные в основной литературе
1. Классификация гипоксии плода:
а) по этиопатогенезу (гипоксическая, циркуляторная, гемическая,тканевая);
б) по течению (острая, подострая, хроническая).
2. Этиология гипоксических состояний плода.
3. Диагностика гипоксии плода:
а) оценка шевелений плода;
б) оценка сердцебиения плода с помощью аускультации плода;
в) характер околоплодных вод;
г) кардиотахография;
д) УЗИ: плацента, фетометрия, ОПВ;
е) допплерометрия;
ж) уровень ХГЧ, ПЛ, эстриола.
4. Функциональные пробы:
а) «миокардиальный рефлекс» на шевеление плода;
б) с физической нагрузкой;
в) с окситоцином;
г) с задержкой дыхания;
д) термическое раздражение.
Как изменяется при этом сердечная деятельность плода в норме и при гипоксии?
5. Лечение гипоксии плода во время беременности.
6. Тактика врача при диагностике гипоксии плода в родах:
а) в I периоде родов;
б) во II периоде родов.
7. Профилактика гипоксии плода.
8. Осложнения гипоксии плода.
9. Асфиксия новорожденного: определение, этиология, патогенез.
II. Вопросы, изложенные в дополнительной литературе
10. Гипоксемия. Гипоксия. Асфиксия.
11. Комплексная диагностика гипоксии плода
12. Оценка кардиотахограммы в баллах по Фишеру
13. Интерпретация параметров кардиотахограммы
14. Оценка типа КТГ
15. Тактика при появлении изменений КТГ в родах
16. Ультразвуковое исследование
17. Допплерометрия
18. Плацентарная недостаточность. Классификация. УЗИ-диагностика.
19. Синдром задержки роста плода (СЗРП). Тактика ведения беременности и родов.
20. Принципы лечения и профилактики плацентарной недостаточности.
21. Асфиксия новорожденного. Оценка асфиксии новорожденного по шкале Апгар.
22. Реанимационные мероприятия при асфиксии новорожденных..
23. Методическое письмо МЗ СР РФ «Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям».
24. Протокол проведения первичной реанимации новорожденных
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Название задания | Форма контроля |
1.Курация беременных с гипоксией плода | 1. Протокол курации, доклад результатов |
2. Оценка состояния плода | 2. Проведение аускультации, интерпретация параметров КТГ |
3.Оценка данных УЗИ, допплерометрии | 3. Интерпретация результатов. |
4. Оценка кардиотахограммы в баллах по Фишеру | 4. Интерпретация параметров кардиотахограммы |
5. Составить плана ведения родов при гипоксии плода | 5. Предоставление плана ведения родов, доклад на занятии |
6. Составить план лечения при гипоксии плода, выписать рецепты на применяемые препараты | 6. Оформление протокола, рецептов |
7. Подготовка реферата, мультимедийной презентации по темам: «Патология пуповины» «Маловодие» | 7.Защита реферата, Демонстрация презентации |
8. Решение ситуационных задач | 8. Ответ к задаче |
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1.
Беременная Н., находится в течение 2 недель в отделении патологии беременности по поводу позднего гестоза. Отмечает усиленное шевеление плода, сердцебиение 130 в минуту, ритмичное, приглушенное.
Диагноз? Тактика. Методы обследования.
Задача 2.
Во время обхода врач выслушал сердцебиение плода, приглушенное, 140 ударов в минуту.
Диагноз? Возможные причины.
Задача 3.
Поступила беременная в связи с угрожающими преждевременными родами. КТГ – оценка по Фишеру – 6 баллов. Выполнена допплерометрии – маточный кровоток снижен. Диагноз? Тактика. Методы диагностики внутриутробной гипоксии плода.
Задача 4.
Беременная Л., поступила в роддом в связи с излитием околоплодных вод зеленого цвета. Беременность 42 недели.
Диагноз? Тактика.
Задача 5.
У роженицы С. после затяжных родов родился живой доношенный мальчик весом 3400 гр. Состояние новорожденного: дыхание поверхностное в виде редких вдохов, сердечные тоны глухие, ЧСС 96 ударов в минуту, крика нет, мышечный тонус понижен, кожа бледная с выраженным цианозом носогубного треугольника.
Диагноз? Тактика.
Задача 6.
Роженица Н. родоразрешилась доношенным ребенком женского пола с оценкой по шкале Апгар в конце первой минуты 6 баллов, через 5минут – 7 баллов.
Диагноз? Тактика.
Задача 7.
Роженица А. родоразрешилась живым доношенным ребенком мужского пола с оценкой по шкале Апгар в конце первой минуты 4 балла, через5 минут – 5 баллов.
Диагноз? Тактика.
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 2 АКУШЕРСТВО (9семестр)
Дата: 2019-02-25, просмотров: 365.