Учебная цель: изучить течение родов, особенности ведения и обезболивания родов, методы оценки состояния плода и новорожденного.
Применяемые интерактивные формы обучения:
1. Мастер-классы
2. Метод проектов
3. Дискуссия
4. Анализ реальных ситуаций практической деятельности
5. Работа в малых группах
6. Тестирование
7. Просмотр и обсуждение видеофильма « Физиологические роды», «Роды в воде»
8. Обратная связь
9. Решение ситуационных задач
Студент должен знать
1. Строение, топографию органов женской репродуктивной системы во взаимосвязи с их функцией в норме;
2. Основы физических, биологических и физиологических процессов в организме женщины во время родов;
3. Врачебную тактику при физиологических родах;
4. Методы профилактики интранатальных травм новорожденных;
5. Признаки готовности организма к родам
Студент должен уметь:
1. Собрать акушерско-гинекологический анамнез, оценить его;
2. Диагностировать беременность, определить ее срок и дату предполагаемых родов;
3. Определить состояние плода и новорожденного;
4. Сформулировать акушерский диагноз;
5. Составить план ведения родов;
6. Определить группы риска беременности и родов;
7. Определить показания для госпитализации, порядок ее осуществления и профильное учреждение;
8. Вести медицинскую документацию (история родов, партограмма).
Студент должен владеть
1. Методами обследования беременных (наружные, внутренние);
2. Ведением физиологических родов в головном предлежании:
- В I периоде родов: определить характер родовой деятельности – продолжительность, частоту и интенсивность схваток, оценить КТГ.
- Во II периоде родов: защита промежности (на фантоме).
- В III периоде родов и раннем послеродовом периоде - оценить признаки отделения плаценты, осмотреть послед на целостность, выполнить наружный массаж матки, применить методы выделения отделившегося последа (на фантоме);
3. Оценкой состояния новорожденного по шкале Апгар;
4. Ведением раннего послеродового периода родов (осмотр последа, оценка кровопотери);
5. Методикой первичного туалета новорожденного и оценкой его состояния по шкале Апгар;
6. Умением оценить состояние родильницы в послеродовом периоде (молочные железы, инволюция матки);
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
I. Вопросы лекционного материала
1. Родовой акт, определение, пути регуляции родовой деятельности.
2. Схема регуляции сократительной деятельности матки.
3. «Тройной нисходящий градиент».
4. Подготовительный (предвестниковый) период.
5. Тесты готовности организма к родам.
6. Роды, периоды родов, продолжительность.
7. Течение и ведение I периода родов.
8. Структурные изменения шейки матки в родах.
9. Влагалищное исследование в родах. Показания. Техника.
10. Темп и порядок открытия шейки матки у перво- и повторнородящих.
11. Плодный пузырь; своевременное и несвоевременное вскрытие плодного пузыря, амниотомия, показания и противопоказания.
12. Течение и ведение II периода родов.
13. Методы регистрации сократительной деятельности матки.
14. Перинео- и эпизиотомия, показания.
15. Течение и ведение III периода родов.
16. Физиологическая кровопотеря, понятие. Методы определения.
17. Обезболивание родов.
18. Принципы управления родовым актом.
II. Вопросы, изложенные в основной литературе
19. Понятия контракции, ретракции, дистракции.
20. Родовые изгоняющие силы.
21. Врезывание и прорезывание головки.
22. Два способа отделения плаценты.
23. Признаки отделения плаценты.
24. Методы выделения отделившегося последа.
25. Осмотр последа, его строение.
III. Вопросы, изложенные в дополнительной литературе
26. Партограмма.
27. Чтение токограмм.
28. Интерпретация параметров кардиотахограммы.
29. Пособие по защите промежности в родах.
30. Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар.
31. Первичная обработка новорожденного.
32. Ведение родов при многоплодии.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Название задания | Форма контроля |
1. Ведение I периода родов | 1. Протокол наблюдения, партограмма |
2. Определение состояния плода | 2. Проведение аускультации, функциональных проб, интерпретация КТГ |
3. Ведение II периода родов | 3. Протокол родов |
4. Биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания | 4. Демонстрация на фантоме, описание динамики продвижения |
5. Определение предельно допустимой кровопотери | 5. Расчет показателя |
6. Обработка новорожденного | 6. Протокол последовательности манипуляций |
7. Подготовить реферат на тему «Причины наступления родов. Теории механизма родов» «Особенности течения и ведения беременности и родов у первородящих старше 35 лет» | 7. Защита реферата, демонстрация презентации |
8. Решение ситуационных задач | 8. Ответ к задаче |
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1. В роддом поступила первородящая женщина 25 лет с доношенной беременностью, жалобами на регулярные схваткообразные боли в животе последние 2-3 часа. Положение плода продольное, предлежит головка, сердцебиение плода ясное. Диагноз? Тактика?
Задача 2. В родильный дом поступила женщина с первой беременностью в сроке 40 недель. 2 часа назад излились воды и начались схватки.
Диагноз? Тактика?
Задача 3. Роды вторые, срочные, продолжаются 12 часов. У роженицы появилось желание тужиться, головка в полости малого таза.
Диагноз? Тактика?
Задача 4. Роды первые, срочные. Головка врезывается. Сердцебиение плода 120 ударов в минуту. Потуги.
Диагноз? Что делать?
Задача 5. B фильтр роддома поступила роженица, роды вторые, в срок, схватки. t - 37,6°С, гиперемия зева при осмотре.
Диагноз? Тактика акушерки?
Задача 6. Через 10 минут после рождения ребенка появились легкие схваткообразные боли в животе, матка поднялась выше пупка и отклонилась в правое подреберье.
Что произошло? Что делать?
Задача 7. Роды четвертые, срочные, произошли дома 50 минут назад. Родильница доставлена с родившимся ребенком и отошедшим последом.
Что делать?
Задача 8. Первородящая 35 лет поступила в отделение патологии беременности. Срок родов по данным женской консультации – неделю тому назад. Родовой деятельности нет. Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 146 ударов в минуту. Влагалище нерожавшей, шейка матки длиной 3 см, плотная, отклонена к крестцу. Цервикальный канал с трудом проходим для 1 пальца до внутреннего зева. Через своды определяется головка плода, прижата ко входу в таз.
Клинический диагноз? Определите степень готовности к родам. Какие ошибки допущены врачом женской консультации?
Дата: 2019-02-25, просмотров: 335.