МОДУЛЬНАЯ ЕДИНИЦА 1.3. «ПАТОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЗАНЯТИЕ 1.3.1. Гестозы беременных

Учебная цель: изучить клинику гестозов, диагностику, лечение, профилактику, осложнения со стороны матери и плода.

Применяемые интерактивные формы обучения:

1. Мастер-классы

2. Метод проектов

3. Метод «кейсов»

4. Метод «Мозговой штурм»

5. Дискуссия

6. Анализ реальных ситуаций практической деятельности

7. Работа в малых группах

8. Тестирование

9. Обратная связь

10. Решение ситуационных задач

11. Участие во врачебных конференциях, консилиумах, обходах.

Студент должен знать:

1. Основные официальные документы, регламентирующие охрану здоровья матери и ребенка; нормативные документы по профилактике заболеваний среди женского населения; правовые основы государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка;

2. Организацию врачебного контроля за состоянием здоровья женского населения, вопросы экспертизы нетрудоспособности и медико-юридической помощи населению;

3. Строение, топографию клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;

4. Основы физических, биологических и физиологических процессов в организме женщины в норме и при гестозе;

5. Основы развития и физиологию эмбриона, плода в отдельные периоды внутриутробного развития;

6. Акушерскую тактику при патологической прибавке веса, при гестозе;

7. Основные характеристики лекарственных препаратов, используемых при гестозе, показания и противопоказания к их назначению.

8. Латинскую терминологию

Студент должен уметь:

1. Проводить с женщинами мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; пропагандировать здоровый образ жизни; по профилактике гестоза;

2. Анализировать и оценивать влияние факторов образа жизни, окружающей среды на состояние здоровья женщин;

3. Собрать акушерско-гинекологический анамнез, оценить его;

4. Диагностировать беременность, определить ее срок и дату предполагаемых родов;

5. Определить состояние плода и новорожденного;

6. Распознать признаки прегестоза, гестоза;

7. Сформулировать акушерский диагноз;

8. Определить группы риска беременности и родов;

9. Составить план ведения беременной группы риска по гестозу;

10. Оценить данные основных и дополнительных методов обследования при гестозе.

11. Оказать первую врачебную помощь при эклампсии;

12. Определить показания для госпитализации, порядок ее осуществления (плановая, экстренная) в акушерский стационар;

13. Составить план лечения при гестозе в зависимости от степени тяжести, выписать лекарственные препараты, применяемые для профилактики и лечения гестоза;

14. Вести медицинскую документацию.

Студент должен владеть

1. Методами обследования беременных (наружные, внутренние);

2. Методами неотложной акушерской помощи при эклампсии;

3. Умением оценить состояние родильницы в послеродовом периоде (молочные железы, инволюция матки);

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

I. Вопросы лекционного материала.

1. Гестозы (от лат. gestatio – беременность). Классификация.

2. Ранние гестозы, этиопатогенез, классификация.

3. Клиника рвоты беременных по степени тяжести.

4. Лабораторная диагностика рвоты беременных.

5. Лечение рвоты.

6. Особенности лечения неукотимой рвоты, показания для прерывания беременности.

7. Неблагоприятные признаки прогрессирования тяжести раннего гестоза.

8. Птиализм, клиника и лечение.

9. Редкие гестозы беременных.

10. Поздние гестозы, определение, частота, место в структуре материнской и перинатальной смертности.

11. Группа риска по развитию гестоза.

12. Патогенез позднего гестоза.

13. Классификация позднего гестоза.

14. Современные особенности течения гестоза.

15. Клиника и диагностика позднего гестоза.

16. План обследования при позднем гестозе.

17. Изменения в коагулограмме при позднем гестозе, патогенез кровотечения в родах.

18. Клиника и диагностика преэклампсии. Акушерская тактика.

19. Клиника и диагностика эклампсии. Акушерская тактика.

20. Фазы развернутого приступа эклампсии.

21. Осложнения эклампсии со стороны матери и плода.

22. Принципы лечения позднего гестоза.

23. Первая помощь при эклампсии.

24. Акушерская тактика при гестозе.

25. Принципы акушерской тактики при гестозе.

26. Интенсивная терапия гестозов.

27. Порядок инфузионной терапии при гестозе.

28. План ведения родов через естественные родовые пути при гестозе.

II. Вопросы, изложенные в дополнительной литературе.

29. Алгоритм ведения беременных группы риска по гестозу в женской консультации.

30. Прегестоз. Понятие. Лабораторная диагностика прегестоза.

31. Доклиническое прогнозирование гестоза. Тактика врача женской консультации.

32. Лечение прегестоза.

33. Алгоритм врача при патологической прибавке веса.

34. Проба Мак-Клюра-Олдрича, техника, интерпретация.

35. Оценка степени тяжести гестоза по шкале Савельевой.

36. Принципы акушерской тактики при гестозе.

37. HELLP синдром.

38. Осложнения HELLP синдрома.

39. Профилактика позднего гестоза в женской консультации.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Название задания Форма контроля
1.Курация беременных с гестозом 1. Протокол курации, доклад результатов
2. Лабораторная диагностика гестоза 2. Интерпретация лабораторных показателей
3. Определение состояния плода 3. Проведение аускультации, функциональных проб, интерпретация КТГ
4. Составить план ведения в женской консультации беременной группы риска по гестозу 4. Оформление протокола
4. Составить план обследования беременной с гестозом 4. Оформление протокола,
5. Составить план ведения родов при гестозе 5. Оформление протокола
6. Составить план лечения беременной с гестозом 6. Написание листа врачебных назначений
7. Решение ситуационных задач 7. Ответ к задаче

          

 



СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1. Первобеременная 23 лет доставлена в родильный дом на 36 неделе беременности с жалобами - на головную боль, тошноту, двухкратную рвоту, неясное зрение. Эти явления появились три часа назад. Пульс 90 ударов в 1 минуту, напряженный. АД - 170/100 мм рт. ст., отеки ног, белок в моче 3,3 г/л.

Диагноз. Тактика.

 

Задача 2. В женскую консультацию обратилась больная 20 лет с жалобами - на общую слабость, потерю аппетита, тошноту, - рвоту до 8 раз в сутки, потерю веса до 3-х кг. Диагноз: Беременность 8 недель. Рвота беременных.

План обследования?

 

Задача 3. Первобеременная 25 лет поступила в акушерский стационар по направлению женской консультации. Жалоб не предъявляет. Срок беременности 38 недель. За последние 3 недели прибавка массы составила 2,5 кг, отеки ног, белок 0,099 г/л, АД - 110/70 мм рт. ст.

Диагноз. Тактика.

 

Задача 4. Первородящая 24 лет поступила в стационар с жалобами - на головную боль, - неясное зрение. Беременность доношенная. При поступлении АД - 180/100 мм рт. ст., отеки ног. При кипячении мочи выпал осадок и занимает 1/2 пробирки. При попытке производства внутреннего исследования начались судороги, сопровождающиеся потерей сознания. Укажите диагноз и правильную тактику

Задача 5. Первобеременная 29 лет поступила в отделение патологии беременности при беременности 37 недель с жалобами на головную боль, мелькание мушек перед глазами, боли в эпигастральной области.

Укажите диагноз и правильную тактику ведения беременной

Задача 6.

Первобеременная 17 лет, поступила в ОПБ по направлению женской консультации в сроке беременности 35 недель с жалобами на отеки нижних конечностей. Первая половина беременности осложнилась ранним гестозом. При поступлении АД 120/75 мм рт. ст. – 90/60 мм рт. ст. Средняя прибавка веса за неделю 480 г.

Диагноз? План ведения. Ошибки женской консультации.

Задача 7. Повторнобеременная 35 лет, поступила по направлению ЖК по поводу гестоза в сроке беременности 32-33 недели. Страдает нейроциркуляторной дистонией по гипертоническому типу. АД 140/80–115/85 мм рт. ст.  Отеки голеней и передней брюшной стенки. ОАК: ЭР 5×1012/л, НВ 130 г/л, ЦП 0,9, Ht 42%, ТЦ 145×109/л. В ОАМ протеинурия 0,1 г/л.

Диагноз? Акушерская тактика. Принципы терапии.

Задача 8. Роженица 30 лет, поступила в роддом по поводу начавшейся родовой деятельности. Роды в срок. АД 140/90–130/80 мм рт. ст.  Схватки регулярные, средней силы. Отеки голеней. Открытие шейки матки 3 см. ОАМ: протеинурия 0,033 г/л. Коагулограмма: ПТИ 112%, АВР 55 сек., фибриноген 6,2 г/л, фибриноген «Б» ++, этаноловый тест ++.

Диагноз? План ведения родов.

Задача 9. Роженица 22 лет, доставлена бригадой скорой помощи из дома с жалобами на головную боль, тошноту, мелькание «мушек» перед глазами. АД 180/100 мм рт. ст. Моча по катетеру мутная. При осмотре появились мелкие судорожные подергивания мышц лица, конечностей.

Диагноз? Тактика. Первая помощь.

Задача 10. Больная 26 лет, доставлена машиной скорой помощи в приемное отделение многопрофильной больницы с жалобами на боли в эпигастральной области, с иррадиацией в правое подреберье, слабость, сухость во рту. Заболела остро, 2 часа назад появились боли в эпигастрии, затем многократная рвота. Беременность 39 недель, в женской консультации не наблюдалась. Состояние удовлетворительное. АД 110/70-165/85 мм рт. ст.  Сердцебиение плода ясное, ритмичное, 140 уд/мин. Матка в нормотонусе. Диагноз: Острый холецистопанкреатит. Назначено лечение.

Согласны ли вы с диагнозом? Почему? Ваш диагноз. Тактика.

Задача 11. Первородящая 23 лет доставлена в роддом после припадка эклампсии, который произошел дома. Беременность 37-38 недель, состояние тяжелое, АД 150/100 мм рт. ст., пульс 98 в минуту. Выраженные отеки на ногах. Сознание заторможенное.

Диагноз?  Тактика?

 

Задача 12. У женщины 29 лет при сроке беременности 30-31 неделя и наличии гестоза отмечено повышение АД до 170/100 мм рт. ст., головная боль и затрудненное но­совое дыхание, уменьшился диурез. При УЗИ выяв­лены отставание фотометрических показателей на 2 недели маловодие.

Тактика врача в условиях стационара?



Дата: 2019-02-25, просмотров: 296.