ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими компетенциями:
ОК-5 - готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала;
ОПК 6 - готовностью к ведению медицинской документации;
ПК-5 - готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;
ПК-6 - способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем - X пересмотр, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г. Женева, 1989 г.;
ПК-8 - способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами (ПК-8);
ПК-9 - готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;
ПК-12 - готовностью к ведению физиологической беременности, приему родов;
ПК-21 - способностью к участию в проведении научных исследований;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ
Тематика лекций | Кол-во часов | Вид внеаудиторной контактной работы | Кол-во часов | |
Дисциплинарный модуль 1. Акушерство (7 семестр) | ||||
Модульная единица 1.1. Организация акушерской помощи | ||||
1. | Введение в специальность. Вопросы организации акушерской помощи. Основные показатели работы | 2 | ||
Модульная единица 1.2. Физиология беременности и родов | ||||
2. | Физиология беременности и родов | 2 | ||
Модульная единица 1.3. Патология беременности | ||||
3. | Гестозы беременности. Влияние на плод. | 2 | ||
4. | Плацентарная недостаточность. Влияние на плод и новорожденного | 2 | ||
5. | Невынашивание, перенашивание беременности. Особенности адаптации недоношенных и переношенных новорожденных | 2 | ||
6. | Экстрагенитальная патология и беременность. | 2 | ||
7. | Изосерологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору. Гемолитическая болезнь новорожденных. | 2 | ||
Всего 14 часов | 14 | |||
Дисциплинарный модуль 2. Акушерство (8 семестр) | ||||
Модульная единица 2.1. Патология беременности | ||||
8. | Врожденные пороки развития плода. Роль медико-генетического консультирования беременных | видеолекция | 2 | |
9. | Перинатология. Влияние повреждающих факторов на фетоплацентарный комплекс. | 2 | ||
Модульная единица 2.2. Патология родов и послеродового периода | ||||
10. | Аномалии родовой деятельности | 2 | ||
11. | Кровотечения во время беременности, в родах и раннем послеродовом периоде. Разрывы матки | 2 | ||
12. | Послеродовые гнойно-септические заболевания. | 2 | ||
13. | Гнойно-септические заболевания новорожденных | 2 | ||
Модульная единица 2.3. Оперативное акушерство | ||||
14. | Кесарево сечение в современном акушерстве | 2 | ||
Всего 14 часов | 12 | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тематика лекций | Кол-во часов аудиторной работы | Внеаудиторная контактная работа | Симуляционное обучение | ||
вид | часы | вид | часы | |||
Дисциплинарный модуль 1 Акушерство (7 семестр) | ||||||
Модульная единица 1.1. Организация акушерской помощи | ||||||
1. | Структура родильного дома и санэпидрежим | 2 | Подготовка презентации | 2 | - | - |
Модульная единица 1.2. Физиология беременности и родов | ||||||
2. | Родовые пути и плод как объект родов | 4 | - | - | - | - |
3. | Методы обследования и диспансеризация беременных женщин | 3 | Трансляция видеофильма | 1 | - | - |
4. | Биомеханизм родов | 4 | - | - | ||
5. | Течение и ведение физиологических родов. Оценка состояния плода и новорожденного | - | - | Имитационная модель с использованием симуляторов и фантомов | 4 | |
6. | Послеродовой период и период новорожденности | 4 | - | - | - | - |
Модульная единица 1.3. Патология беременности | ||||||
7. | Гестозы беременных | 4 | Анализ историй родов | 1 | - | - |
8. | Гипоксия плода, асфиксия новорожденного | 4 | Разработка сценария деловой игры | 1 | - | - |
Всего 34 часа | 25 | 5 | 4 | |||
Дисциплинарный модуль 2. Акушерство (8 семестр) | ||||||
Модульная единица 2.1. Патология беременности | ||||||
9. | Недонашивание и перенашивание беременности | 4 | - | - | - | - |
10. | Беременность и роды при экстрагенитальной патологии | 2 | Подготовка презентации | 2 | - | - |
11. | Кровотечения во время беременности | 4 | - | - | - | - |
12. | Изосерологическая несовместимость крови матери и плода по резус-фактору. Гемолитическая болезнь новорожденных | 4 | - | - | - | - |
Модульная единица 2.2. Патология родов и послеродового периода | ||||||
13. | Аномалии родовой деятельности | 3 | Анализ историй родов | 1 | - | - |
14. | Кровотечения в последовом и раннем послеродовом периодах | 4 | - | - | - | - |
15. | Родовой травматизм матери | Анализ истории родов | 2 | |||
16. | Послеродовые инфекционные заболевания. Гнойно-септические заболевания новорожденных. | 4 | ||||
Модульная единица 2.3. Оперативное акушерство | ||||||
17. | Родоразрешающие и плодоразрушающие операции | 3 | Тететрансля ция операций | 1 | - | - |
Всего 34 часа | 28 | 6 |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
№ п/п | Темы для самостоятельного изучения | Вид работы | Форма контроля | |
Дисциплинарный модуль 1. Акушерство (7 семестр) | ||||
Модульная единица 1.1. Организация акушерской помощи | ||||
1. | Перинатальные центры. Организация работы врача женской консультации, знакомство с техникой безопасности при работе со специализированной аппаратурой Асептика и антисептика в акушерстве
| 1.поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной теме 2.разработка мультимедийных презентаций 3.решение ситуационных задач, тестовых заданий | собеседование, тестирование, решение задач демонстрация презентации | |
Модульная единица 1.2. Физиология беременности и родов | ||||
2. | Анатомия и физиология женской репродуктивной системы. Нормальный менструальный цикл. Оплодотворение. Эмбриогенез. Критические периоды внутриутробного развития плода Строение и функция плаценты. Околоплодные воды и их биологическое значение. Причины наступления родов. Теории механизма родов. Особенности течения и ведения беременности и родов у первородящих старше 35 лет. | 1.поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной теме 2.разработка мультимедийных презентаций 3.решение ситуационных задач, тестовых заданий 4.изготовление наглядных пособий | собеседование, тестирова ние, решение задач демонстра ция презента ции | |
Модульная единица 1.3. Патология беременности | ||||
3. | Экстрагенитальная патология: заболевания органов дыхания; анемия беременных; болезни крови; Самопроизвольный аборт. Аномалии костного таза. Маловодие. Многоводие
| 1.поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной теме 2.разработка мультимедийных презентаций 3.решение ситуационных задач, тестовых заданий 4.анализ истории родов | собеседование, тестирование, решение задач демонстра ция презентации доклад истории родов | |
Дисциплинарный модуль 2. Акушерство (8 семестр) | ||||
Модульная единица 2.1. Патология беременности | ||||
4. | Нарушение системы гемостаза врожденные и приобретенные.
| 1.поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной теме 2.разработка мультимедийных презентаций | демонстра ция презента ции | |
Модульная единица 2.2. Патология родов и послеродового периода | ||||
5. | Послеродовые свищи. Послеродовый мастит. Инфекция операциионной раны после кесарева сечения. Интенсивная терапия при гнойно-септических заболеваниях. Основы физиологии и патологии новорожденного: уход,вскармливание, родовая травма, инфекционные заболевания, синдром дыхательных расстройств у новорожденных. | 1.поиск и обзор литературы и электронных источников информации по заданной теме 2.разработка мультимедийных презентаций 3.решение ситуационных задач, тестовых заданий 4.анализ истории родов | собеседование, тестирование, решение задач демонстра ция презентации доклад истории родов | |
Модульная единица 2.3. Оперативное акушерство | ||||
6. | Обезболивание при акушерских операциях. Предоперационная подготовка и послеоперационный уход. | 1.поиск и обзор литературы и электронных источников информации по заданной теме 2.разработка мультимедийных презентаций 3.решение ситуационных задач, тестовых заданий | собеседование, тестирование, решение задач демонстра ция презентации | |
ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- Контрольные работы (текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний студентов);
- Поэтапная сдача практических умений и навыков по каждому разделу;
- Подготовка реферата, мультимедийной презентации с привлечением различной учебной, периодической журнальной и монографической литературы материалов съездов, конференций. При этом оценивается умение студентов пользоваться научной литературой, обобщить сведения по изучаемой проблеме и представить их в краткой, логичной форме. На реферативные сообщения и доклады выносятся темы, предусмотренные типовой программой подготовки студентов по конкретным дисциплинам, но отсутствующие в тематических планах лекций и практических занятий. Реферат должен быть защищен студентом на практическом или семинарском занятии в академической группе;
- Решение предложенных преподавателем ситуационных задач, которые развивают клиническое мышление и заставляют студента использовать знания, полученные по различным разделам специальности;
- Выполнение творческих заданий с обобщением пройденного материала в виде рисунков, таблиц, игр, кроссвордов, используя возможности компьютерной графики.
- Проведение анкетирования по определенной теме с целью научно-исследовательского поиска групп риска и др.
- Непосредственная работа у постели беременной, роженицы, родильницы, овладение практическими навыками и методиками их обследования и лечения.
- Выполнение практических манипуляций на фантомах.
- Написание истории родов . Логическим итогом завершения освоения практических навыков и умений является написание истории родов в VIII семестре.
- Деловые игры как более высокий уровень самостоятельной работы побуждает студентов активно добывать, перерабатывать и реализовывать полученную информацию. Они происходят в форме ролевого взаимодействия участников и требуют активного творческого самостоятельного поиска и решения задач. В период проведения деловой игры выявляются знания студентов по фундаментальным и смежным клиническим дисциплинам, коммуникативные способности студентов (целенаправленный сбор анамнеза у родственников, общение с женщиной, с врачами других специальностей и т.д.), умение быстро и четко ориентироваться в конкретной клинической ситуации, выстроить дифференциальный ряд, поставить предварительный (и окончательный диагноз), назначить оптимальный план обследования и лечения, уметь оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе (врач женской консультации, врач скорой помощи) и в условиях стационара (врач приемного отделения), определиться в тактике лечения и дальнейшего диспансерного наблюдения и реабилитации пациентки (госпитализация в родильный дом или гинекологический стационар, выбрать метод и время родоразрешения, решить вопрос о консервативном или хирургическом лечении и т.д.). Деловая игра – процесс коллективной самостоятельной работы студентов, направляемой и контролируемой преподавателем. Каждому из участников отведена определенная роль («родственники больного», врач женской консультации, врач приемного отделения, врач скорой медицинской помощи, врач-консультант анестезиолог-реаниматолог, врач стационара, заведующий отделением и т.д.), что дает возможность каждому студенту усвоить алгоритм действий и стереотип поведения врачей разного уровня в конкретной клинической ситуации, а преподавателю – выявить и устранить недочеты в усвоении студентами учебного материала.
- Просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, слайдов. Просмотр студентами обучающих видеофильмов способствует оптимизации усвоения знаний по определенной тематике, расширению кругозора студентов, а так же более длительной выживаемости знаний, так как визуальное восприятие информации значительно эффективнее восприятия ее на слух.
- Анализ архивного материала с целью оценки заболеваемости, причин летальных исходов и др. Может быть отдельным заданием для самостоятельной работы студента или входить в работу СНО.
- Составление обзорных докладов по материалам журнальных периодических изданий; для студентов старших курсов. Эти сообщения можно выносить на врачебные конференции в отделениях.
- Участие в работе студенческого научного общества (СНО) и конференций молодых ученых
- Ночные дежурства с описанием и разбором поступивших в стационар женщин, с ассистенцией во время родов, операций и др. В период вечерних обходов и осмотров совместно с дежурным врачом студенты пополняют свои знания по тактике ведения данной категории пациентов, овладевают принципами и методами оказания медицинской помощи.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ на дежурстве
Время дежурства: с 20.00 до 8.00.
Место дежурства: Родильный дом (приемное отделение, отделение патологии беременности, родовый блок, операционный блок, детское отделение).
Студент должен прийти на ночное дежурство в чистом халате, колпаке, сменной одежде и кожаной обуви; иметь чистую маску, бахилы, сантиметровую ленту, фонендоскоп, календарь и направление на дежурство, подписанное ассистентом.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 220.