Концепция самосознания личности («Я-концепция»)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и структура самосознания. Ситуации, в которых человек находится, сами по себе противоречивы и многослойны. Любой человек обладает жизненным опытом, который также определяет его поведение и тоже противоречив. Кроме этого, человек мечтает, строит идеальную для себя ситуацию, которая никогда не реализуется в реальности, но от которой человек тем не менее не отказывается. Всю эту сумму противоречий человек должен как-то упорядочить. Первым вариантом является диспозиционная структура – система установок, которая позволяет человеку упорядочить внешнее воздействие и организовать своё поведение. Но система установок также внутренне противоречива; в своём поведении в различных ситуациях человек руководствуется различными установками. Создатели диспозиционной концепции (например, Ядов) полагали, что диспозиции более высокого уровня управляют диспозициями более низкого. Однако это оказалось не так: в процессе поведения установки разного типа могут «включаться» и «выключаться». Но человек испытывает потребность в достижении внутренней гармонии. И в определённой степени это ему удаётся. Линия поведения выстраивается, оформляется, закрепляется самим человеком и приобретает «линию судьбы». Над диспозициональной структурой надстраивается более сложный механизм саморегуляции (в том числе и регуляции диспозиционной структуры) – самосознание – способность человека составить представление о Себе, выразить оценочное отношение к Себе, совокупность установок на Себя.

 

Самосознание как структурное качество личности является: (функции по отношению к поведению)

· Средством обеспечения внутренней согласованности мотивов в соответствии с ситуацией;

· Механизмом интерпретации опыта и осмысления ситуаций;

· Механизмом прогнозирования и проектирования своих и чужих действий.

Самосознание как результат интернализации ситуации является: (функции по отношению к взаимодействию)

Отражением функциональных позиций и ролей – «Реальное Я»: как я себя веду;

Отражением коммуникативного аспекта ситуации – «Зеркальное Я»: чего ждут от меня другие;

Предвосхищением ситуации – «Идеальное Я»: каким бы я хотел быть.

Самосознание состоит из следующих элементов:

Самовосприятие («Я-образ») – когнитивный элемент: представление индивида о своих качествах, способностях, возможностях;

Самооценка – эмоциональный элемент: представление о собственной ценности, о личных возможностях к конкретным социальным действиям, о степени готовности к действиям;

Самотождественность – конативный элемент: чувство личностной определённости и самостоятельности поведения («Я – это Я», «Моё поведение выстраивается мною», «Я веду себя Сам»).

Факторы формирования самосознания:

1. Структурные переменные и факторы формирования Я-образа:

· Осознание физической определённости; социальные параметры: 1) половая идентификация как первичные социальные роли; 2) социокультурная детерминация оценки физического состояния (возраст, внешность и др.); социальная перцепция образа легитимирована социально значимыми предметами и критериями (например, идеал красоты составляют определённые, а не все части тела с определёнными в данном обществе или группе параметрами; оценка возраста также социокультурно нагружена). Основание формирования – социокультурные нормы.

· Осознание личностной определённости; социальные параметры: 1) степень различения внешних и внутренних контекстов поведения («обстоятельства» или «Я сам»); основание формирования – статусная динамика; 2) степень сложности и дифференцированности представлений о себе (число критериев оценки личностных качеств); основание формирования – социальная дифференциация.

· Осознание статусно-ролевой определённости; социальные параметры: 1) групповая идентификация; 2) ролевой кластер; 3) социальная дистанция («чувство социальной позиции» – Бурдьё); 4) престиж как социокультурная оценка ролей и личностных качеств. Основание формирования – социокультурная динамика.

· Осознание моральной определённости; уровни развития морального сознания: 1) доморальный; мотивы – страх наказания или выгода; 2) конвенциональный; мотивы – одобрение других или стыд перед осуждением; 3) автономный; мотивы: а) польза для отдельных индивидов, b) польза для большинства, c) польза для всех (общечеловеческая мораль). Основания формирования – уровень социокультурной интеграции.

2. Структурные переменные и факторы самооценки:

· Уровень притязаний: самооценка = успех / притязания;

· Престиж группы: самооценка зависит от социальной оценки статуса (ранга группы, к которой принадлежит человек), самооценка осуществляется в ситуации сравнения с другими людьми;

· Объём и характер референтности: число: и характер включённости в референтные группы;

· Личная доминанта: стержнем самооценки является какой-либо вид деятельности, к которому особенно предрасположен человек, ранжирование своих качеств человек производит на основании своих представлений об их значимости;

· Жизненный опыт: на самооценку оказывают влияние все неудачи и успехи, поступки человека остаются с ним («от себя не убежишь»);

· Восприятие и отношение к своим физическим параметрам.

 

3. Этапы и структурные переменные формирования самотождественности:

 

Этапы

Чувства по шкале

«позитив» «негатив»
Младенчество доверие к миру тревожность, замкнутость
Раннее детство личностная автономия сомнения в себе, стыд за себя
Игровой возраст инициативность и активность пассивность и виноватость
Школьный возраст социальная предприимчивость социальная неполноценность
Юность естественность и цельность ролевая неопределённость («застенчивость»)
Молодость социальная сопричастность к значимым событиям социальная изоляция
Взрослость социальная стабильность и продуктивность стагнация и застой
Зрелость чувство исполненного долга чувство разочарования в жизни

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 196.