Диспозиционная концепция личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Структура личности – иерархическая система диспозиций, элементами которой являются установки различного типа.

Установка – готовность, предрасположенность личности к определённым действиям в определённых социальных условиях; потенциальная активность личности по отношению к социально значимым предметам, зафиксированная в устойчивых социально-психологических образованиях, проявляющихся в наблюдаемых и социально оформленных актах поведения.

Понятие установки одновременно указывает и на факт психологического переживания отношения индивида к значимому предмету, и на факт социальной детерминации и направленности отношения, формирующегося в группе, тем самым, объединяя смыслы аффектов, эмоций и их предметного социального содержания в едином понятии.

Теоретико-методические аспекты изучения установки. Считается, что этот термин впервые был использован американскими социологами польского происхождения Томасом и Знанецким (1918 г.) для объяснения поведения польских эмигрантов в США. Этим термином они хотели выразить слитность психологического и ценностного содержания феноменов, определяющих поведение поляков в Америке. Первоначально под установкой понимали преимущественно психологические феномены. Грузинский психолог Д.И. Узнадзе (в 20-х годах) экспериментально доказал, что при повторении специфических сочетаний потребностей и ситуации фиксируется опыт активности субъекта. В дальнейшем его ученик Ш.А. Надирашвили выделил три уровня регуляции активности и предложил иерархию предметов активности: чувственный – ощущения, объективизированный – мыслимые объекты, волевой – субъективно значимые предметы. Одновременно над этим работали в США. Представляется, что социологическую традицию изучения установки основал Дж. Мид, понимая их как социально-групповой способ определения ситуации через выделение значимых – для группы и в конкретной ситуации – предметов. Началось экспериментально-полевое изучение значимых для социальных групп (их представителей) предметов, определяющих направления их активности. Сложность заключалась в их множественности (проблемы классификации и иерархии) и неосознанности. Последнее обстоятельство лишь частично обусловлено бессознательной сферой психики, большей же частью это связано с ориентацией человека на разные социальные группы. Американский социальный психолог Уолтер Липпман экспериментально доказал, что в поведении людей постоянно имеет место расхождение между вербальным и реальным поведением, которое он определил как несовпадение индивидуального и социального определения ситуации и поставил задачу создания методики выявления и ранжирования значимых (референтных) для индивида групп. Одновременно Эмори Богардус, изучая факторы сенсорного восприятия, установил, что интенсивность психофизиологического воздействия на человека внешней среды (например, действие шума) опосредуется социальным окружением (спецификой отношения к нему окружающих) и социальными характеристиками индивида. Это позволило ему отклонить призыв одного из наиболее авторитетного в то время американского психолога Г. Олпорта отказаться от изучения группового сознания и изучать личность как совокупность характерологических свойств и выдвинуть тезис: «личностная идентичность производна от интерсоциальной стимуляции». В своём поведении, во взаимодействии с другими, личность руководствуется установками «своей группы». На поведение личности оказывает влияние объективно возникающая социальная дистанция между группами, которая интернализуется личностью и является фактором социальной детерминации поведения, что может быть измерено – «шкала Богардуса». Ещё дальше пошёл Луис Леон Терстоун, сказавший, что восприятие предметов человеком обусловлено в большей степени интернализованной социальной значимостью последних (о чём, впрочем, говорил ещё Ч. Кули). И это тоже можно измерить – «шкала Терстоуна», «шкала Лайкерта». Перцепция – не только психофизиологические ощущения, но и социальный конструкт. На данный момент понятие «социальная перцепция» широко употребимо и идёт изучение факторов и механизмов легитимации социальной перцепции (см. П. Бурдьё, П. Бергер и Т. Лукман и др.). На определённом этапе изучения установки стало ясно, что она состоит из разных по своей природе элементов и является многоуровневым образованием. Интегральную структуру установки и диспозиционную структуру личности предложил В.А. Ядов.

 

Структура установки:

· когнитивный элемент – информация о предмете;

· аффективный элемент – эмоциональное отношение к предмету;

· волюативный (конативный) элемент – готовность к действию; готовность соглашаться, поддерживать, совершать предпочитаемое действие.

Установку следует понимать как единство этих элементов: если нет какого-либо элемента, то нет и установки, точнее – она отрицательная, т.е. нет действия. По структуре установки до сих пор существуют два дискуссионных вопроса: 1) какой элемент играет решающую роль, 2) существует ли закономерная последовательность формирования элементов установки?

 

Установка = описание + оценка + предписание действия

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 207.