На методы социализации оказывает влияние вся совокупность ценностно-мировоззренческих представлений данного общества: что есть и каким должен быть человек, как он возник и к чему должен стремиться, что он должен делать в различные периоды своей жизни? «То, что считается детством в одном обществе, может с таким же успехом считаться зрелостью в другом. И социальное значение детства может быть совершенно различным в разных обществах – например, в терминах эмоциональных качеств, моральной ответственности или интеллектуальных способностей» (П. Бергер, Т. Лукман). В качестве примера культурного фактора можно схематично задать представления о природе человека, существующие в мировых религиях.
Вид религии | Представление о природе человека | Методы социализации |
Христианство | Идея греховности человека | Репрессивный стиль |
Конфуцианство | Идея «чистой доски» | Направленное обучение |
Даосизм | Идея природного детерминизма | Развитие природных задатков |
Буддизм | Идея изначальной благости | Создание условий для саморазвития |
Тенденции социализации (гипотезы)
Увеличение противоречивых тенденций в социализации. Причины: 1) рост культурной маргинальности в результате воздействия СМИ; 2) усиление индивидуально-экспрессивного начала в личности.
Увеличение вероятностного характера результатов социализации. Причины: 1) увеличение автономии агентов социализации; 2) увеличение автономии личности.
Изменение характера взаимодействия между поколениями; М. Мид о смене типов культур:
Лекция 12
1.8. Девиантное поведение
1.8.1. Девиация как проблема
1.8.2. Подходы к объяснению девиантного поведения
1.8.3. Теория аномии как социологический вариант объяснения девиантного поведения
1.8.4. Закономерности возникновения и протекания девиации
Девиация как проблема
Суть проблемы. Девиация – это «неправильное» поведение, поведение не соответствующее ожиданиям субъектов взаимодействия. Феномен появляется в ситуации субъектной интерпретации проигрываемых ролей. Участники взаимодействия могут по-разному оценивать один и тот же факт поведения в зависимости от того нормативного пространства, в котором находятся. Девиация существует в ситуации неоднородности социокультурного пространства общества и личности, и значимость (размах) феномена увеличивается по мере увеличения его гетерогенности в силу возрастания социокультурной динамики общества и социокультурной мобильности личности.
Структурно-нормативный аспект проблемы: интерпретация поведения релятивна по отношению к структурным параметрам субъектов взаимодействия. Отдельные социальные группы оценивают один и тот же факт поведения по-разному, в зависимости от тех групповых норм, которые приняты в их группе. Пример – национальные обычаи.
Статусно-нормативный аспект проблемы: интерпретация поведения релятивна по отношению к статусным характеристикам субъектов взаимодействия. Одно и тоже поведение субъектов, обладающих разными статусными характеристиками, оценивается по-разному. Как говорили римляне – «Что позволено Юпитеру, – не позволено быку».
Девиантное поведение возникает в ситуации субъектной интерпретации проигрываемых ролей (интерпретации различными субъектами социального действия) и не является:
· нарушением статусных конвенциональных норм, т.е. ролевым конфликтом;
· нарушением институциональных норм, т.е. делинквентным поведением.
Социальная значимость проблемы. С различием в интерпретации поведения люди сталкиваются чуть ли не ежечасно. Это порождает недоразумения и проблемы. По мере увеличения социокультурной динамики и релятивизации норм их становится всё больше. Данная ситуация нуждается в регулировании, а значит её необходимо изучать, учиться диагностировать и прогнозировать. Но наиболее серьёзно в этом плане то, что существуют формы девиантного поведения, которые совершенно нетерпимы с позиции всего общества: суицидальное поведение, аддиктивное поведение, сексуальная девиация и масштабы их растут угрожающе, эти социальные проблемы становятся проблемами всё большего количества людей.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 251.