Прикладные аспекты ролевой теории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Личность как ролевой ансамбль. Человек вступает во взаимодействие с другими и одновременно самоактуализируется через проигрывание ролей. Роль – интерперсональный опыт, опыт поведения в различных социальных ситуациях. Можно выделить два этапа формирования ролевого поведения: 1) отражение увиденных ролей, подражание; 2) обмен ролями – игра, как способ человеческого существования.

Морено выделял 4 вида и одновременно уровня ролей: соматические, психические, социальные, трансцендентные.

Человек находится в постоянной полемике с миром. Умение справляться с жизненными ситуациями зависит от спонтанности и креативности: способности вырабатывать новые модели поведения, находить адекватные реакции на новые условия или новые реакции на старые условия.

Одной из фундаментальных причин проблем межличностного взаимодействия является разрушение ролевого ансамбля и возникновение ролевых дисфункций.

Варианты ролевых дисфункций:

  • Торможение спонтанности: снижение способности генерировать варианты поведения, изменять линию поведения в связи с изменением ситуации. Необходимо тренировать спонтанность через создание неожиданных ситуаций в процессе игры.

Пример: ситуация соперничества; при этом важно не допускать усиления самообвинительных тенденций у депрессивных индивидов.

  • Недостаток ролевых возможностей: в случае невозможности проигрывания желаемых для индивида ролей возможно возникновение депрессии или агрессивного поведения. Выход из данного состояния возможен через сравнительный анализ ситуаций.

Пример: игра «волшебный магазин»: ведущий задаёт фантастическую ситуацию, когда можно что-то приобрести, заплатив определённую цену. Например, за обучение иностранному языку (стажировку) за границей необходимо «заплатить» надёжностью социального положения на родине.

  • Дефицит ролевого ресурса: ситуация, когда у индивида для реализации какой-либо роли не хватает личностных возможностей. Проигрывание данной ситуации с другими людьми позволяет, во-первых, более рельефно воспроизвести ситуацию, проанализировать её. Во-вторых, через обмен ролями возможно выяснить, чего недостаёт в ролевом поведении, какие действия являются неадекватными для данной роли.
  • Кризис ролевой креативности: ситуация, когда индивид хочет сыграть какую-либо роль, но не знает, как это сделать, с чего начать. Это ситуация чрезмерной ролевой дистанции, разрыва между структурными элементами ролевого ансамбля. Проигрывание роли даёт возможность спонтанного поиска способов и средств реализации желаемой роли, ослабляет психологическое напряжение, возникающее при реальном поведении.
  • Стагнация ролевого исполнения: человек может устать играть какие-либо роли или даже играть вообще. Выход из данного состояния возможен лишь в том случае, если человек сам осознает недостойность такого поведения. Но осознание этого возможно только с помощью других.

Примеры: сценическое изображение пассивного поведения, проигрывание экстремальных ситуаций (увольнение с работы), игра «любовный треугольник».

  • Ролевой дефицит: ситуации, когда отсутствуют роли какого-либо уровня. Чаще всего встречаются два варианта: 1) личностная неосвоенность ролей низкого уровня приводит к возникновению псевдоролей высшего уровня; 2) ролевой перескок.

Примеры: 1) Психологическая роль «маменького сынка», которого в детстве заставляли учиться играть на музыкальном инструменте и внушали ему, что у него музыкальное призвание приводит к возникновению трансцендентной роли псевдо великого музыканта, которую он не может правильно сыграть. 2) Неосвоенность социальной роли «жена» приводит к перескоку с позиции «влюблённая» на позицию «любящая» без освоения необходимых моделей совместного проживания, что приводит к неполноте и ущербности ролевого ансамбля семейной жизни.

  • Смещение ролевых реакций: ролевое взаимодействие должно осуществляться синхронно по всем уровням ролевой системы: соматические роли – с соматическими, психические – с психическими и т.д. Но бывают ситуации, когда на ролевое воздействие одного уровня человек отвечает реакцией другого уровня. Это – неадекватная ролевая реакция, приводящая к разрушению интеракции. В реальной жизни это выглядит как неадекватные, неожиданные, неподходящие, несоответствующие ситуации слова и действия.

Пример: человеку, терпящему притеснения и обиды из-за конкуренции на социальном ролевом уровне начинает казаться на психическом уровне, что он подвергается преследования как индивидуальность. Ситуация может усугубиться смещением реакции на соматический уровень и породить акт физической самообороны.

  • Интраролевой конфликт: противоречие между ролями одного ролевого кластера.

Пример ролевого кластера «мать»: роженица – кормилица – любящая – опекунша – попечительница – воспитательница. В случае, например, тяжёлых родов может произойти негативный ролевой перенос психосоциального опыта на другие элементы ролевого кластера, затрудняющие или деформирующие их реализацию.

  • Интраперсональный конфликт: ролевое поведение, возникшее в результате интернализации двух совершенно различных типов ролевого поведения.

Например, отношение к детям может быть обусловлено противоречивыми образами отца и деда.

  • Интерперсональный конфликт: дивергенция (расхождение ролевого поведения) ролей двух взаимозависимых людей, разрушение ролевого ансамбля под воздействием внешних факторов.

Пример: несовместимость профессий супругов, приводящая к разрушению семьи.

 

2. Социальная природа ролевых конфликтов. Ролевые конфликты возникают в результате противоречия между объективным социальным миром и субъективным миром личности и в самом общем виде представляют собой столкновение статусно-предписанных (конвенциональных) и личностно-спонтанных, проигрываемых норм поведения и взаимодействия. Ситуация конфликта есть фокус (точка встречи) статусных и индивидуально-биографических детерминант. «Не только тот статус, который имеет индивид в настоящий момент, но также и вся история его прошлых статусов воздействует на его настоящее и будущее поведение» (Р. Мертон).

Социальными условиями ролевого конфликта являются:

  • Противоречивые требования социальной ситуации, когда человеку приходится играть взаимопротиворечивые роли;
  • Различия в интерпретации ролевого поведения, обусловленные разным социальным опытом;
  • Несоответствие норм социальным ситуациям вследствие устаревания норм;
  • Наличие препятствий для выполнения ролей: объективных – отсутствие условий и средств для реализации ролевого поведения; субъективных – наличие претендентов на данную роль;
  • Противоречивость самосознания личности.

Вариантами ролевого конфликта являются:

  • Мотивационный диссонанс: расхождение требований социальной ситуации и субъективных мотивов личности. Формами его проявления являются: 1) расхождение между социально значимыми и личностно значимыми мотивами; противоречие между «должен» и «хочу», 2) расхождение между ролевыми требованиями и личностными возможностями, противоречие между «должен» и «могу».
  • Когнитивный диссонанс: различия в представлениях о ролевом поведении, обусловленное: 1) разными знаниями о способах и средствах достижения цели; 2) недостатком информации о «правильном» проигрывание роли; 3) социокультурной противоречивостью информации: представления о ролевом поведении различно в разных группах и культурах.

Ролевой конфликт тем не менее не является дисфункциональным явлением ни по отношению к личности, ни по отношению к обществу. Он возникает объективно и закономерно в силу многослойности конкретных социальных ситуаций и динамизма социальных систем (в том числе и личности как системы).

Функции ролевого конфликта:

  • Диагностическая: выявление и идентификация проблем социальных систем;
  • Инновационная: 1) форма поиска оптимальных решений проблем; 2) способ мобилизации творческой энергии;
  • Мотивационная: оформление и осознание потребностей, интересов, ценностей;
  • Социализационная: передача норм и навыков взаимодействия;
  • Интегративная: увеличение точек соприкосновения через уменьшение мотивационного и когнитивного диссонанса;
  • Креативная: стимуляция творчества через поиск новых идей;
  • Личностной самореализации через самопознание и саморазвитие;
  • Рекреационная: конфликт – спор как игра, развлечение, психологическая разгрузка.


Лекция 9

 

1.6. Структура личности

 

1.6.1. Понятие структуры личности

1.6.2. Диспозиционная концепция личности

1.6.3. Концепция самосознания личности («Я-концепция»)

 

Понятие структуры личности

Теоретические рассуждения о структуре личности возникают в процессе решения проблемы соотношения ситуативности и устойчивости поведения личности. Проблема возникает, когда мы наблюдаем: 1) разное поведение одного и того же человека в одной и той же ситуации; 2) одно и тоже поведение одного и того же человека в разных ситуациях. Задачей социологии является обнаружение и описание основания и закономерностей устойчивого и целенаправленного поведения, поэтому одной из аксиом социологии личности является идея личного тождества – постоянства основных черт личности, система которых и является структурой личности – «каркасом», «скелетом» поведенческих моделей.

Степень постоянства индивидуальных свойств поведения связана с их природой и механизмами поддержания структурного порядка. Общеизвестна тройственная природа человека: биологическая, социальная, метафизическая (культурная). Провести последовательное разграничение двух последних довольно сложно, поэтому их зачастую объединяют в понятие «социокультурная среда». Проблема устойчивого поведения предстаёт в формате проблемы соотношения индивидуального организма с социокультурной средой. Логически существует три варианта решения проблемы: 1) адаптация индивида к среде; 2) поведение в соответствии с «законами» среды – социокультурной программой – социокультурная детерминация через нормативную систему; «снятие», «преодоление», трансформация биологической природы в процессе восхождения к трансцендентному; 3) возникновение в процессе взаимодействия организма со средой особого качества индивида – личности, нередуцируемого ни к чисто природному, ни к чисто метафизическому основанию. История проблемы богата различными вариантами решений всех трёх видов. Доля истины содержится в каждом варианте. Социология в целом тяготеет к третьему варианту решения проблемы.

Первый вариант более характерен для психологии; классический пример – концепция личности З. Фрейда. Социологическая версия первого варианта – теория оперантного поведения Б. Скиннера, который считал, что так называемое «Я» – только «поведенческий репертуар, соответствующий данной совокупности случайностей». Это фраза из его книги с весьма характерным названием: «По ту сторону свободы и достоинства». Он не отрицает наличия у человека функционально единой системы поведенческих реакций, но утверждает, что эта система является чисто ситуативной и меняется вместе с ситуацией. Личность в его понимании – совокупность поведенческих паттернов (стимул-реактивных образований). В целом, для первого варианта решения проблемы поведенческой основой являются биогенетические качества индивида, такие, например как инстинкты (сексуальный, агрессии, удовольствия и др.), когнитивные и креативные способности, сопереживание и соперничество, альтруизм (как взаимопомощь) и др. Общим механизмом поведения является конформизм.

Второй вариант решения указанной проблемы характерен для философии, особенно немецкой. Его социологической версией является рассмотренный нами символический интеракционизм в лице Дж. Мида (который был учеником немецкого философа В. Дильтея) и его ученика Г. Блумера. Поведенческой основой в этом случае является символическая система (культура) в индивидуальной (значения предметов) и социальной (смысл как совместность перспектив) форме. Структура конкретной личности – фрагмент символического универсума, личность – культурное качество индивида. Общими механизмами поведения являются означивание и осмысление ситуации. В качестве частного механизма Г. Блумер, например, называл моду как следование коллективным представлениям.

Однако все указанные личностные образования и механизмы поведения носят релятивный и реляционный характер, т.е. существуют как соотносительные феномены – явно или неявно предполагается некое социальное окружение, по отношению к которому личность проявляет конформность, агрессивность, альтруизм и т.д. Эти феномены и сама личность возникает в процессе межличностного взаимодействия: «моё» существует постольку, поскольку существует «не-моё»; «Я» существует постольку, поскольку существуют «Другие»; «моя роль» отличает «моё» поведение от поведения «других». Личность – это особое качество, приобретаемое индивидом в процессе взаимодействия; качество, определяемое социальной средой.

С точки зрения социологии личности вообще, безотносительной к системе социальных отношений не существует. Поэтому социологи говорят не вообще о личности, а о социальных типах личности: идеальном типе, как выражении требования общественного сознания, нормативном типе, как необходимом для функционирования данного социума, модальном типе, как реально распространённом. Личность понимается как система поведенческих свойств, возникающая в процессе усвоения и переработки характеристик социокультурной среды – интернализации.

Структура личности является одновременно продуктом межсубъектной коммуникации и интернализации социальной структуры. Структура личности формируется как выработка интерсубъективных значений и смыслов, но в социальном контексте, под структурным давлением.

Социологический подход позволяет преодолеть как философское представление о тотальности общества, так и психологическое представление о дискретности индивида как носителя субстанциональных качеств. Тем самым преодолевается гносеологическая дихотомия личность – общество: эти понятия рассматриваются не как противостоящие полярности, а как «сообщающиеся сосуды».

Структура личности – такая социальная переменная, которая возникает «на пересечении» индивидуального жизненного опыта, совокупности биографических случайностей и макросоциальных характеристик: тип общества, степень социальной интеграции, состояние институциональных механизмов регуляции взаимодействия и др.

Понятие структуры личности указывает на то, что поведение не является: 1) простой реакцией на стимулы, 2) самопроизвольной интенцией, 3) стереотипным воспроизведением сложившихся норм. Следует избегать как наивного объективизма, фетишизирующего социальные структуры, так и субъективизма, не способного объяснить закономерности социальных отношений. Личность формируется в конкретной социальной среде в процессе межличностных отношений.

Для того чтобы подчеркнуть одновременно устойчивость, активность, детерминированность и саморегуляцию поведения личности П. Бурдьё использует понятия Habitus . «Среда, ассоциируемая с определённым классом условий существования, производит Habitus , т.е. системы прочных приобретённых предрасположенностей (dispositions), структурированных структур, предназначенных для функционирования в качестве структурирующих структур, т.е. в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления, которые объективно приспособлены для достижения определённых результатов…». У личности существует некоторый внутренний порядок, который располагает её к определённым действиям: стремиться к одному и отказываться от другого, испытывать субъективное желание социально необходимого и неизбежного. Намерения субъекта объективно детерминированы, но это – внутренняя детерминация, т.е. мотивация. «Habitus , продукт истории, производит индивидуальные и коллективные практики – опять историю – в соответствии со схемами, порождаемыми историей. Он обуславливает активное присутствие прошлого опыта, который, существуя в каждом организме в форме схем восприятия, мыслей и действий, гарантирует «правильность» практик, и их постоянство во времени более надёжно, чем все формальные правила и эксплицитные нормы». Внутренние предрасположенности личности – интернализация внешних структур взаимодействия, вторая натура, история, запечатлевшаяся в телах. «Таким образом, дуалистическое видение, которое признаёт либо очевидность акта сознания, либо внешнюю детерминированность вещей должно уступить место действительной логике действия, которая соединяет два процесса объективации истории – объективацию в телах и объективацию в институтах…». Логика действия возникает только в процессе взаимодействия, которое начинается под воздействием социальных структур, воспринимаемым как необходимость, но приводит к выработке групповых структур взаимодействия, к гомогенизации взглядов и действий, восприятия среды и ситуации, к групповой идентичности. Habitus привносит уникальную интеграцию опыта, статиcтически общего для представителей одного класса, а именно интеграцию, управляемую более ранним опытом. На основе Habitusа люди производят выбор мест, событий и людей для знакомства, обеспечивая себе настолько, насколько это возможно, среду, к которой они привыкли и приспособлены, регенерируют структуры предшествующих социальных практик. Habitus – настрой струн души на социальный лад и тональность.

На формирование структуры личности оказывает влияние не только макросоциальные и биографические факторы, но и индивидуально-психологические особенности: как генетически, так и биографически обусловленные. Структура личности – это социально-психологическое образование, обладающее устойчивым и относительно независимым от социальной структуры существованием. Социальная структура меняется – типы личности продолжают существовать. Для того чтобы новая социальная структура могла успешно функционировать, необходимо формирование соответствующей ей типы личности.

«Таким образом, полное понимание любой социальной ситуации и её возможных последствий предполагает знание не только основных моментов социальной структуры, накопление которого считается привилегией социологического исследования, но и основных моментов личностей, функционирующих в этой структуре. Поэтому для создания более всеобъемлющей объяснительной схемы нам и требуется интеграция или координация этих двух основных областей, что, однако, не означает сведения одного из указанных способов анализа к якобы более фундаментальному уровню другого» (А. Инкельс, 1972).

Понятие «структура личности» указывает на то, что индивид обладает устойчивой структурой усвоенного социального опыта, аспектами которого является:

· опыт целерационального действия; опыт совместного достижения практических целей – прагматический опыт;

· опыт аффективного действия; опыт совместного переживания и проигрывания ситуаций – эмпатический опыт;

· опыт ценностно-рационального действия; опыт совместной выработки значений предметов и смысла ситуации – коммуникативный опыт.

Описать социальную структуру личности – это значит ответить на вопрос: как усвоенный социальный опыт оформляется в устойчивую и качественно определённую мотивацию и, тем самым, организует направленное и избирательное поведение.

Структура личности – система устойчивых социально-психологических образований, в которых фиксируется социальный опыт индивида.

Структура личности – социальное качество индивида, онтологически существующее как специфика сознания и поведения социокультурно гомогенных групп. В реальной жизни это проявляется как типовое поведение, как поведение, характерное для определённого типа личности. Тип личности, группа индивидов как носитель типовой модели поведения не исчезает автоматически с изменением социальных условий, социальной структуры, а продолжает какое-то время существовать и оказывать влияние на формирование новых структур взаимодействия. Структура личности может быть как источником адаптации, так и бунта.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 248.