Уровень активности | Тип установки | Предмет установки | Форма проявления установки |
Психосоматический | Динамический стереотип (set) | Сенсорные предметы | Привычки |
Поведение | 1.Стереотипы (attitude) 2.Ориентации | 1. Социальные объекты и ситуации 2. Сферы жизнедеятельности | 1. Поведенческие акты 2. Личностные смыслы |
Деятельность | Ценностные ориентации | Стратегические цели жизни | Поступки |
Динамический стереотип ( set ) – интегральная система привычных условных ответов, соответствующая стимулам. Действия объединяются в систему вследствие того, что текущий рефлекторный ответ (функциональное состояние) становится сигналом для следующего ответа и подкрепляется им. Вся программа ответов может быть воспроизведена даже при предъявлении лишь одного из стимулов. Термин введён И.П. Павловым, в плане социального поведения экспериментально исследован Д.И. Узнадзе.
Стереотип ( attitude ) – стандартное, устойчивое, эмоционально окрашенное представление о социальном объекте (группа, личность, общность и т.п.) и ситуации. Термин ввёл У. Липпман.
Механизмы формирования: 1) обобщение локального социального опыта; 2) схематизация, упрощение образа и ситуации: выделение одного или несколько простых признаков для обозначения сложных социальных объектов; 3) генерализация: перенос простых схем объяснения на сложные объекты или даже оценку жизни.
Свойства: 1) гомогенность – одинаковость представлений и образов у представителей однородных социальных групп, проявляющееся в фиксации одних и тех же фрагментов реальности; 2) полярность валентности – «чёрно-белое» мышление в восприятии и оценивании фрагментов реальности; 3) жёстко фиксированный, не допускающий малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию.
Функциональное назначение: феноменологически поляризовать в образах социальную реальность.
Примеры: правила этикета, национальные и патриархальные предрассудки, общественное мнение и др.
Ориентации – представление личности о социальном положении и соответствующим ему интересам и нормам поведения, обуславливающее направленное поведение и избирательное отношение к сферам, областям жизнедеятельности.
Основания возникновения: 1) биографические статусы (ретроспективные), 2) актуальные статусы (ситуационные), 3) перспективные статусы (жизненные планы).
Примеры: трудовые, профессиональные, образовательные, семейные, досуговые и др. ориентации.
Ценностные ориентации – 1) система критериев, организующая, выстраивающая поведенческие акты и поступки, обеспечивающая их последовательность и устойчивость; «обобщённый другой»; 2) способ дифференциации социальных явлений человеком по их значимости для него.
Структура: 1) требования – желания, чтобы нечто было осуществлено; 2) оценка – ранжирование явлений и поступков; 3) цели императивного характера – к чему следует стремиться; 4) средства – с помощью которых следует достичь желаемого.
Система ценностных ориентаций:
1. Смысложизненные: представления о добре и зле, благе, счастье и т.п.
2. Универсальные:
· Витальные: жизнь, здоровье, личная безопасность, семья, образование, собственность и т.п.
· Социетальные: свобода слова, социальные гарантии, справедливость и т.п.
· Престиж: социальное признание, квалификация и т.п.
· Межличностного общения: честность, доброжелательность, порядочность, взаимопомощь и др.
· Личностного развития: личного достоинства, информации, свободы самореализации и др.
3. Партикулярные:
· Традиционные: привязанность к сообществу, уважение традиций, надёжность во взаимодействии
· Религиозные: вера в абсолют, служение идеалам, людям и т.п.
· Урбанистические (цивилизационные): личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, соревнование, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни, инновационность: поиск новых видов деятельности, жизненных благ, смысловых перспектив.
4. Коллективистские: взаимопомощь, солидарность, равенство стартовых возможностей, дисциплина как организованность и др.
Поступок – осознанное и осмысленное социальное поведение, направленное на достижение или изменение социальной ситуации. Классической разработкой понятия является теория М.М. Бахтина.
Личностный смысл – индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение-для меня» осваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, нормы, роли, ценности. Это понятие, с одной стороны, преодолевает чисто когнитивистскую (информационную, интеллектуальную) трактовку мотивации поведения, с другой стороны – указывает на социальную позицию личности как базу формирования поведенческих моделей, в-третьих, обращает внимание на индивидуальные особенности сознания и биографии. Классической разработкой понятия являются теории Л.С. Выгодского и А.Н. Леонтьева.
Функции установки:
1. Защитная:
· Установка как механизм стабилизации деятельности в изменяющихся условиях;
· Установка как информационный фильтр: блокирование информации, разрушающей привычное отношение к миру; способ предотвращения и снятия внутренних конфликтов.
2. Адаптивная:
· Автоматизация деятельности в стандартных условиях;
· Облегчение, упрощение взаимодействия посредством штампов, шаблонов, алгоритмов поведения; упрощение интеграции индивидов в группы.
3. Проективная:
· Выработка тактики поведения по отношению к стабильному окружению;
· Формирование базовой модели для инвариантов поведения; оценка – начало изменения.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 237.