Объяснительная схема поведения (система понятий)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Функциональные позиции. В обществе и сообществе всегда имеется распределение обязанностей. За счёт дифференциации с последующей интеграцией труда была достигнута всё возрастающая прагматическая эффективность совместной жизнедеятельности. Каждый член общества должен выполнять определённую функцию, внося свой вклад в сохранение и развитие системы общественного производства. Функциональные позиции распределяются по двум основаниям: 1) антропологическому – на основании индивидуальных способностей и склонностей, 2) технологическому – в связи с изменением способа производства меняется набор и структура видов жизнедеятельности. Для каждого человека они могут совпадать, а могут – нет. Поведение может быть более личностно-индивидуально или более функционально-технологично. Всем людям приходится выполнять определённые функции, но на функционирование всегда накладываются личностные особенности. Общество «вменяет в обязанности», но человек «берёт на себя обязательства». Эти различные аспекты поведения теоретически обозначаются понятиями «статус» и «роль». Статус – структурный аспект взаимодействия и поведения, роль – динамический аспект. Статус мы занимаем, роль – играем. Люди ведут себя, но путь их проходит по статусному пространству.

2. Статус – совокупность декларируемых личностью социально признанных позиций («статусный набор» Р. Мертон), совокупность социально и личностно значимых признаков социальной дифференциации. Система статусов – «социальный сценарий поведения». В соответствии со статусом люди определяют: 1) общий вектор своего и чужого поведения: статусная атрибуция – приписывание мотивов исходя из статуса, 2) свои социальные возможности, 3) социальные последствия своих действий.

 

Статус = права — обязанности

Статус = позиция + образец

Один из авторов ролевой теории Р. Линтон различил приписываемые (предписанные) и достигаемые (достигнутые) статусы.

Приписываемым называется статус обладание или изменение которого находится вне нашего контроля. Он состоит из прирождённых признаков социальной дифференциации: пол, раса, национальность, возраст и т.п. Однако эти признаки становятся статусными характеристиками, если становятся (являются) социально значимыми. В разных обществах они по-разному социально ратифицированы (через общественное мнение, традицию, социальные устройства, нормативность и др.). Приписывание статусной значимости позиции носит культурно-исторический характер. Структура, объём и удельный вес приписываемого статуса для обозначения социального положения постоянно меняется.

Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора и личных усилий. Он состоит из таких признаков социальной дифференциации как образование, должность, политическая ориентация и т.п. Этот вид статусов непосредственно связан со шкалой престижа видов деятельности в данном обществе. В литературе иногда (например, у П. Сорокина) происходит отождествление статусной позиции и ранга группы. Для объяснения поведения личности этого делать не следует, т.к. существенным моментом является то, какое значение данным признакам придаёт сама личность, её референтная группа, её непосредственное социальное окружение. Отождествление позиции и ранга может привести, напр. к приписыванию официальной мотивации. Структура и объём достигаемого статуса никогда не является величиной однозначной и постоянной.

Соотношение между приписываемыми и достигаемыми характеристиками статуса релятивно в личностном и социокультурном планах. На уровне личностного поведения происходит взаимопроникновение этих видов статуса, порождая оригинально-личностные стиль и манеры. Одни статусные характеристики могут усиливать, оттенять или «гасить» другие. Человек в своём поведении может в большей степени реализовывать, проигрывать одни статусные позиции и в меньшей степени – другие. Статусные позиции – социально-объективная предпосылка поведения личности, но конкретная линия поведения, «поведенческий рисунок» выстраивается самим человеком. Общество через конкретные группы (их представителей) и через объективно возникающие социальные ситуации акцентуирует (выделяет, подчёркивает значимость) отдельные статусные позиции, но последнее слово всегда за личностью. Поведение всегда носит личностно-ролевой характер, поэтому – сколько людей, столько и поведенческих вариантов реализации статусно-нормативной программы. Поведение конкретной личности – индивидуальная версия абстрактно-потенциальной социальной программы. Личность всегда интерпретирует статусные обязанности и права, означивает и осмысляет конкретную ситуацию

3. Роль модель поведения, ориентированная на данный статус; шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Сравним содержание понятий «статус» и «роль». Статус описывает общество в неподвижности, задаёт статическую картину мира. Роль описывает общество в движении, описывает динамическую картину мира. Роль динамический аспект статуса. У личности всегда есть статус, но сам по себе он не реализуется. Конкретные индивиды реализуют статусные предписания в индивидуальной форме. Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами. Личность интерпретирует («прочитывает») статусные предписания. Роль – личностная актуализация определённых статусных позиций. Статус подчёркивает сходство людей, а роль – их различие. Роли личностны, но не субъективны и не произвольны. Правильно говорить «статусная роль», но неправильно будет сказать «ролевой статус». Ролевое поведение – социально, т.е.: 1) ориентировано на партнёров по взаимодействию и 2) обусловлено конкретной социальной ситуацией. Совокупность ролей, проигрываемых человеком, занимающим определённый статус – ролевой набор . Статусный набор принадлежит человеку, а ролевой набор принадлежит статусу.

Ролевое поведение можно теоретически разделить на две стадии: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Роль – это модель поведения, а модель имеет два плана: теоретический – представления о том, как «правильно» себя вести и практический – какие действия необходимо совершать для реализации данной роли. Представления о ролевом поведении в социологической литературе зачастую обозначают термином «экспектации» (Э) и переводят как «ожидания». Однако пока не ясно: кто от кого чего ожидает? Предполагается, что общество «ждёт» от личности определённых действий, соответствующих её статусу. Однако «общество», «личность», «статус» – теоретические конструкции, к которым не применимы понятия «представления», «ожидания», «действия» – они существуют в рамках индивидуально-личностного сознания и поведения. Экспектации следует понимать как позициональное отношение «Я» – «Другой», как осмысление функциональных отношений между конкретными людьми: между «мной» и конкретными теми, которых «я» выделяю в соответствии с актуализированными функциональными позициями данной, конкретной социальной ситуации. Роль – это «моя» роль в ситуации, которую определяю «я», а не кто-то за меня. Поэтому экспектацииэто мои представления о том, что ждут от меня те другие, которые для меня значимы и свои действия я согласую не обязательно с теми, с кем непосредственно взаимодействую. Поясняя понятие «роль», Ч. Кули говорил о «представлении представлений», Дж. Мид – об «обобщённом другом» – это феномены индивидуального сознания, но содержание их социально, т.к. возникают они в символическом пространстве в процессе коммуникации. Ролевое ожидание заканчивается принятием или непринятием ролевых предписаний. Если они приняты, человек исполняет их, т.е. совершает действия, происходит отождествление исполнителя с ролью, возникает «ролевая идентичность». Она может быть не полной. Тогда возникает феномен «ролевой дистанции» которая на индивидуально-психологическом уровне переживается как раздвоенность сознания и поведения, ощущение фальшивости или неумелости действий, внутреннего сопротивления собственным действиям, ощущения не на своём месте и др. Ролевая идентичность характеризует степень принятия роли. Далее начинается её реализация, которая требует особой «работы личности» «представления себя другим» (И. Гоффман) или «инсценировки» (Л.Г. Ионин). При наличии большого числа индивидуальных целей каждый «индивид заинтересован в осуществлении контроля за поведением других. Такой контроль осуществляется преимущественно путём воздействия на определение ими ситуации. Индивид может воздействовать на это определение ситуации, подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами. Например, соседки по студенческому общежитию будут составлять представление о популярности девушки на основе того, сколько раз её вызовут к телефону» (И. Гоффман).



Лекция 8

 

1.5. Социометрическая теория личности и общества. Я.Л. Морено

1.5.1. Аксиоматические основания

1.5.2. Система понятий социометрической теории

1.5.3. Прикладные аспекты ролевой теории

 

Аксиоматические основания

1. Человек (homo interagens (лат.)) – существо, находящееся в непрерывном взаимодействии с другими, в непрерывном режиме интеракции: обмена впечатлениями и ролями. В пространстве интеракции непрерывно действуют силы притяжения и отталкивания. Человек выбирает одних и отвергает других. Для внешнего наблюдателя это происходит в эмоциональной форме. Однако симпатия и антипатия – лишь одно из оснований возникновения отношений. Структура взаимодействия сложна и изменчива, она конкретна в каждой ситуации, и её необходимо исследовать каждый раз заново. Социологическое познание экспериментально по сути.

2. «Сущность социальной организации состоит в произрастании общества из интеракций его членов». Общество – это «социальная вселенная», состоящая из «звёзд» (людей, обладающих повышенной способностью к интеракции) и «созвездий» (социометрических групп). Общество – психосоциальные сети интеракции.

3. Структуры межличностных отношений первоначально (в детстве) возникают спонтанно. Постепенно поведение приобретает характер ролевого ансамбля. Ролевая структура личности становится социальной базой для взаимодействия с другими людьми. Эта база может как способствовать, так и препятствовать взаимодействию с новыми конкретными людьми. В случае невозможности реализации ролевого ансамбля, личность испытывает фрустрацию, стагнацию и может даже наступить социальная смерть.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 209.