Коммуникативная природа самосознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Самосознание как «зеркальное Я». Ч. Кули. В изучении самосознания следует различать два аспекта: генетический и функциональный. Первый аспект рассуждений о самосознании возникает из попыток ответить на вопрос: «Откуда у меня возникают представления о самом себе?». Первоначально меня воспринимают другие. Они меня оценивают и сообщают мне своё мнение: жестами, словами, действиями и поступками по отношению ко мне. Я воспринимаю и расшифровываю их мнение. Из них складывается моё представления о самом себе. Самосознание – воспринятое отражение меня в других. Самосознание в процессе своего становления проходит три этапа: 1. Эмоции, переживаемые в процессе взаимодействия. 2. Умонастроения – представления о возможных и допустимых действиях. 3. «Представление представлений» – мои представления о том, чего ждут от меня другие.

Второй аспект рассуждений связан с вопросом «зачем»? – какую роль, какое значение имеет для меня моё самосознание? Во-первых, самосознание выполняет функцию социального самоутверждения. «Я» начинает осознавать себя по мере того, как осознает, что существуют другие, которые также претендуют на своё место в этом мире. «Моё» существует как «отвоеванное» у других. Слово «отвоёванное» носит здесь фигуральный характер: оно не означает необходимости насильственных действий по отношению к другим. «Моё» существует как противоположность неосвоенного мною социокультурного пространства – «чужого». В связи с этим, самосознание выполняет вторую функцию – социального самоопределения. «Я» – это стремление определить своё место и роль в социокультурном пространстве. При этом личностная значимость предмета, действия обусловлена их социальной значимостью, т.е. значимостью для других. Это обстоятельство в дальнейшем определили как реляционный характер самосознания, как аспектность, множественность, составленность из разных фрагментов и, вместе с тем, системность, «освоенность», личностность. Смысл данного термина можно пояснить через этимологию латинского слова relatio, которое имеет два значения: 1. донесение командира о боевых действиях, 2. описание боевого подвига. Самосознание возникает по мере осознания «социальных подвигов» – поступков, признанных в качестве значимых другими. Самосознание и личность социальны, и по своему генезису, и по своему функционированию.

2. Социальная природа смысла. Дж. Мид. Человек в своём поведении руководствуется смыслом. Что это такое и как он возникает?

Самосознание представляет собой двухфазный процесс осознания: «чего хочу я» «I » и «чего хотят от меня другие» – «Ме». Личность характеризуется двойственностью социальной позиции: конформизм – нонконформизм. В силу этой двойственности существует постоянная необходимость самоопределения, которое может быть только социальным: самоопределяюсь я – по отношению к другим. Смысл, которым руководствуется личность в своих действиях, имеет одновременно и индивидуальный и социальный характер. Смысл появляется, во-первых, как понимание взаимных позиций, как предвосхищение реакций других на мои действия. Смысл появляется, во-вторых, как принятия, согласования позиций. Смысл – сценарий совместных действий, социальное (групповое) определение ситуации, перспектива совместных действий. Смысл – социально-отношенческий и групповой феномен. Смысловой континуум – не совокупность индивидуально-психологических смыслов, а коммуникативное пространство.

«Сознательная коммуникация – сознательное общение жестами – возникает тогда, когда они начинают нести для индивидов, производящих их, и индивидов, откликающихся на них, определённые смыслы и значения, касающиеся последующего поведения производящих их индивидов» (Дж. Мид).

Дата: 2019-02-25, просмотров: 233.