Гносеологические принципы бихевиоризма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Эмпиризм. Поведение следует описывать в терминах наблюдения в конкретных наблюдаемых условиях. Наблюдать – значит описывать сенсорный опыт. Эмпирический подход к объяснению поведения исходит из постулатов о каузальной и операциональной природе понятий:

· Каузальность. Для объяснения поведения не следует употреблять понятия, описывающие сложные внутренние состояния (страх, вина, воля, альтруизм и т.п.). Поведение следует понимать как результат действия внешних условий (факторов). Событие следует понимать как результат действия «сил» или «процессов». Объяснить поведение научно – значит указать на непосредственно предшествующее действие какого-либо предмета на изучаемый объект, т.е. установить жёсткую, однозначную – каузальную – зависимость между двумя переменными при константе всех других параметров ситуации. Причиной поведенческих действий является непосредственно предшествующее состояние, обусловившее последующее. Поведение = стимул – реакция.

· Операциональность. Понятия – обобщение эмпирически наблюдаемых действий. Они должны быть операциональными, т.е. сводимыми (редуцируемыми) к совокупности отдельных поведенческих действий. Понятия – условное обозначение совокупности действий (операций). Объяснить поведение – значит дать названия (обозначит термином) совокупности поведенческих паттернов – устойчивых сочетаний действий, поведенческих алгоритмов, устойчивых форм реагирования личности на конкретные внешние воздействия.

2. Индуктивизм (от частного к общему). Поведение следует объяснять не общими универсальными причинами, а «по кусочку»: описать и обозначить один фрагмент, затем – другой, потом обобщить несколько фрагментов одним понятием (термином) и т.д. Индуктивная логика объяснения исходит из представлений о кумулятивности и функциональности действий.

· Кумулятивность (накопляемость). Линия поведения выстраивается как сумма частных влияний и представляет собой результирующий вектор «параллелограмма сил». Сложность поведения обусловлена действием множества переменных. Линия поведения возникает не как реализация качественного своеобразия внутреннего состояния субъекта, а как результат столкновения, соприкосновения, взаимодействия множества людей. Понять поведение – значит описать всю ситуацию взаимодействия. Нет индивидуальностей, есть индивидуальные ситуации.

· Функциональность. Действия людей – функции условий, в которых они находятся. Поведение – система функциональных действий. П = ₣ [ситуации]. Действия совершаются постольку, поскольку стимулируются какими-либо аспектами ситуации и являются производными от неё. Негативные формы поведения возникают не вследствие «испорченности» человека, а имеют скрытые стимулы и позитивно подкрепляются. Любое поведение реализуется тогда, когда оно выгодно: субъекту, агенту, институту, обществу.

3. Экспериментальность познания:

· Эксперимент как фрагментация реальности, как локализация и упрощение её:

· Эксперимент как «очищение» ситуации, как выделение основных условий, при которых наблюдается явление. Задача эксперимента – поиск оптимальных режимов, механизмов и средств подкрепления желаемой линии поведения.

 

1.2.4. Праксеологические принципы бихевиоризма (принципы социальной работы)

1. Фактуальность: ситуацию необходимо описывать в наблюдаемых и воспроизводимых терминах, на языке операциональных понятий; решения вырабатывать на основании эмпирических данных.

2. Верифицируемость: желаемая схема поведения должна иметь чёткое описание процедур диагностики и реконструкции.

3. Операционализация результата: желаемый результат должен быть сформулирован однозначно (не двусмысленно) и общепонятно, на языке операциональных понятий, позволяющих экспериментально проверять и воспроизводить полученный результат.

4. Установление «индикаторов прогресса»: эмпирически наблюдаемых фактов, позволяющих чётко различать первоначальное и последующее состояния поведения.

5. Реорганизация стимулов: реорганизация исходной последовательности событий эффективнее попыток изменения реакций индивида на эти события; изменять надо не внутренний мир (сознание), а среду.

6. Систематичность: важнейшее условие изменение поведения – воспроизводимость и повторяемость ситуаций; необходимо систематическое, а не эпизодическое воздействие.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 227.