Личность как нормативная структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Личностное измерение как социальное качество индивид приобретает по мере интернализации норм, возникающих в процессе коммуникации. Интернализация есть индивидуальное усвоение норм взаимодействия и поведения, функционирующих в социальных структурах разного типа и уровня. Усвоение норм означает способность личности прочитывать (раскодировать) их, осваивать (личностно истолковывать), личностно принимать их и выполнять.

Указанные этапы интернализации обладают, в свою очередь, собственной структурой и механизмами реализации. Поэтому они имеют своё терминологическое определение.

Этапы интернализации:

  • референция – процесс приписывания значений предметам. Референт – источник нормативности, предметный носитель нормы. Он существует в знаковой форме. Знак – идеальный репрезентант (представитель) объекта, задающего программу деятельности и поведения его истолкователю. Взаимодействие = коммуникация = текстовая деятельность. Текст – семантическая структура, состоящая из элементов: знака, значения и смысла;
  • экспликация – прояснение смысла знака исходя из: 1) социального контекста (дискурса), 2) мотивационной интенции;
  • интериоризация – перевод нормативных предписаний в структуру мотивации;
  • экстериоризация – превращение нормативных предписаний в модель поведения, ролевой ансамбль, институты, социальные структуры.

Природа и структура нормы: как они возникают и из каких элементов (сторон) состоят?

  • Индуктивная и прагматическая природа нормы: нормы возникают как эмпирическое обобщение практической деятельности. Формальным признаком нормы в этом плане является диспозиция – схема, порядок действий (от лат. dispositio – распорядок, установление). Норма предстаёт как алгоритм, модель, программа поведения и взаимодействия. Императив – требование необходимого действия (от лат. imperatives – повелительный). Норма предстаёт как оценка, предписание, запрет. Дедуктивная и аксиологическая природа нормы: норма возникает как представление о должном поведении, которое устанавливается априорно.

Функции норм:

  • прогностическая: нормы обеспечивают предсказуемость поведения: 1) избавляют от тревоги в ситуации неопределённости, 2) обеспечивают координацию взаимодействия;
  • стабилизационная: нормы позволяют стандартно реагировать на повторяющиеся ситуации благодаря: 1) аккумуляции социального опыта в алгоритмах социального поведения, 2) предотвращению конфликтов посредством функционализации отношений;
  • проективная: инвариантные нормы позволяют строить модели поведения в новых, неопределённых ситуациях через формализацию индивидуального целеполагания;
  • оптимизирующая: нормы выступают как идеальный образец деятельности;
  • стимулирующая: нормы выступают побудителем к действию через позитивные и негативные стимулы;
  • мотивационная: 1) нормы являются условием осознания личностью своей социально-функциональной определённости, что приводит к оформлению структуры мотивации: потребностей, интересов, ценностей; 2) нормы являются основанием социального сравнения и, тем самым, способом оформления индивидуальности;
  • морально-психологическая: референтно-групповые нормы оказывают поддержку личности благодаря оформлению значимых для неё форм поведения, взглядов, принципов;
  • контрольная: нормы выступают непосредственным регулятором поведения и взаимодействия посредством санкций – действий «других» по отношению к субъекту социального действия.


Лекция 5

 

1.2. Бихевиористская концепция личности

1.2.1. Аксиоматические основания концепции

1.2.2. Теоретические модели объяснения межличностного взаимодействия

1.2.3. Гносеологические принципы бихевиоризма

1.2.4. Праксеологические принципы бихевиоризма (принципы социальной работы)

1.2.5. Методологическая ограниченность бихевиоризма

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 187.