Экономический ущерб – затраты материальных, финансовых, информационных и других ресурсов (в стоимостном выражении), которые используются в процессе оказания населению медицинской помощи.
Различают прямой и косвенный экономический ущерб.
Прямой экономический ущерб – затраты материальных, финансовых, информационных и других ресурсов (в стоимостном выражении), которые используются в процессе оказания населению медицинской помощи.
Косвенный экономический ущерб – экономические потери, связанные с выплатами пособий по временной утрате трудоспособности, пенсий по инвалидности, числом непрожитых трудоспособных лет жизни (в стоимостном выражении), уменьшением производства ВВП и др.
Наиболее ощутим экономический ущерб среди трудоспособного населения вследствие временной или стойкой нетрудоспособности. Работники, утратившие трудоспособность, не принимают участие в производстве ВВП, а государство затрачивает средства на оказание им медицинской помощи, оплату больничных листов, пенсий по инвалидности, обучение инвалидов в связи с переквалификацией и различного рода других льгот социального характера.
Далее – смотри выше и формулы в методичке.
Финансирование здравоохранения в России. Бюджетные и внебюджетные средства.
Ключевой проблемой государства в области охраны здоровья до сих пор остается её обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами. По мнению экспертов ВОЗ на здравоохранение должно быть не меньше 6% ВВП. В России – 2,7-3%.
В структуре бюджета здравоохранения средства бюджетов всех уровней составляют 60%, системы ОМС – 34%, 6% – другие предусмотренные законодательством источники.
Финансовая система – совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства. Финансовая система включает в себя: финансы предприятий, организаций, отраслей; бюджетную, кредитно-банковскую, страховую системы, а также фондовый рынок.
Финансирование – обеспечение физического или юридического лица финансовыми средствами для безвозвратного расходования на определенные цели: медицинские, хозяйственные, бытовые, управленческие и др.
Источники финансирования.
В настоящее время в РФ 2 экономические формы оказания мед. помощи:
1) Бесплатная - за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и других поступлений.
2) Платная - за счет средств граждан, предприятий и других источников.
В развитых странах доля бесплатной медицины должна быть 90-95%, а платной – 5-10%.
Основные источники финансирования:
Большинство медицинских организаций бюджетными учреждениями, финансирование которых происходит за счет средств соответствующих бюджетов. Особенностью большинства бюджетных организаций здравоохранения является то, что они финансируются как непосредственно из бюджета собственника (РФ, субъект РФ, муниципальное образование), так и за счет бюджетов государственных внебюджетных фондов (Федеральный и территориальный фонды ОМС, Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ). Однако не смотря на это, после перехода на принципа медицинского страхования и рыночные отношения средства бюджета играют меньшую роль.
Важным источником финансирования здравоохранения являются средства обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС).
Определенную роль в финансировании здравоохранения играет Фонд социального страхования РФ – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Основными задачами Фонда социального страхования являются обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, санаторно-курортному лечению, реализации государственных программ охраны здоровья работающих, национального проекта «Здоровье» и др. В настоящее время за счет средств социального страхования оплачивается санаторно-курортное лечение участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, медицинская реабилитация пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, санаторно-курортное лечение детей, долечивание больных, перенесших острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, операции по поводу аортокоронарного шунтирования и других заболеваний, в специализированных санаториях (отделениях). С 2006 г. из средств фонда социального страхования финансируются родовые сертификаты, являющиеся источником дополнительного финансирования акушерской службы, а также углубленные медицинские осмотры работников промышленных предприятий, связанных с вредными условиями труда
Бюджетные учреждения здравоохранения имеют дополнительные источники доходов (внебюджетные средства), которые они получают от разных предприятий, организаций, учреждений, граждан за выполнение различных видов медицинских услуг. К ним относятся:
1) Специальные средства – средства, получаемые от производства и реализации медицинских товаров и платных медицинских услуг. По специальным средствам бюджетного учреждения составляют смету доходов и расходов, которую подписывают руководитель и главный бухгалтер организации здравоохранения. В условиях перехода к рыночным отношениям эти средства приобретают большое значение как дополни-тельный источник финансирования деятельности здравоохранения
2) Депозитные средства - поступают во временное распоряжение бюджетных учреждений. Данные суммы должны быть переданы по назначению либо возвращены тем, кто их вносил. Например, заработная плата: бюджетное учреждение получает сумму из бюджета на выплату зарплаты и для этого снимает денежные средства с депозита. В том случае, если невозможно выплатить зарплату работнику (например, он в командировке), сумму возвращают на депозит.
3) Суммы по поручению – денежные средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций для выполнения определенных поручений. Например, поступление денежных средств в виде залога для участия в открытом конкурсе на поставку лекарственных средств.
4) Другие внебюджетные средства – это средства, не входящие в предыдущие группы (например, плата за больничное общежитие, оплата за сервисные услуги, не относящиеся к платным медицинским услугам).
В отношении этих видов внебюджетных средств права руководителей бюджетных учреждений ограничены.
Государственные и муниципальные медицинские учреждения могут оказывать платные услуги населению при наличии лицензии. Предоставление платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) оформляется договором, который регламентирует условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляют медицинские учреждения с применением контрольно-кассовых машин. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию соответствующего документа, подтверждающие прием наличных денег.
82. Смета лечебно-профилактического учреждения: части сметы, статьи.
Составление смет позволяет планировать потребности организаций здравоохранения в финансовых средствах. Первоначально сметы составляют на уровне конкретной организации здравоохранения, затем разрабатывают сводные проектные сметы расходов на здравоохранение как составную часть проекта соответствующего бюджета.
Смету составляют на основании данных статистических нормативных показателей, характеризующие деятельность данной организации: среднегодового количества больничных коек, койко-дней, числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещений, выездов скорой медицинской помощи и др.
Расход финансовых средств организации здравоохранения происходит на основании бюджетных смет. Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджета соответствующего уровня лимиты бюджетных обязательств в бюджетных учреждениях. Она утверждается главным распорядителем средств бюджета (Министр здравоохранения и социального развития РФ, руководитель органа управления здравоохранением субъекта РФ, главный врач учреждения здравоохранения).
Смета бюджетополучателя (подведомственного учреждения) составляется на основании разработанных и установленных главным распорядителем средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных лимитов бюджетных обязательств. К представленной на утверждение смете прилагают обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы.
На основе представленных смет учреждений здравоохранения главный распорядитель бюджетных средств составляет сводную бюджетную роспись в разрезе распорядителей и получателей. На основании бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств формируется кассовый план по расходам бюджета, под которым понимают прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Он представляется как документ с поквартальной детализацией.
В бюджетных учреждениях здравоохранения предусматривают следующие виды расходов:
• заработную плату;
• командировочные расходы;
• расходы на материальное обеспечение учреждений;
• расходы на медикаменты и расходные материалы;
• расходы на питание пациентов;
• расходы на приобретение оборудования;
• затраты на капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений;
• расходы на содержание имущества;
• оплату коммунальных услуг, электроэнергии и др.
С 1 января 2008 г. расходы осуществляют по подразделам: «Стационарная медицинская помощь», «Амбулаторная помощь», «Скорая медицинская помощь» и т.д.
Показатели сметы, лимитов бюджетных обязательств, кассового плана формируют в разрезе кодов бюджетной классификации РФ с последующей детализацией до кодов: разделов, статей, видов расходов, операций сектора государственного управления, дополнительной классификации.
Например, расходы на приобретение продуктов питания в больнице осуществляют по следующей классификации:
• Код главного распорядителя средств областного бюджета – 055 – «Комитет по охране здоровья населения области»;
• Код раздела, подраздела – 0901 – «Стационарная медицинская помощь»;
• Код целевой статьи – 4709900 – «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений»;
• Код вида расходов – 001 – «Выполнение функций бюджетными учреждениями»;
• Код операции сектора государственного управления – 340 – «Увеличение стоимости материальных запасов»;
• Код дополнительной классификации – 810 – «Питание».
В результате такой кодификации в смете расходов, лимитах бюджетных обязательств, кассовом плане данная строка будет выглядеть следующим образом: 055 0901 4709900 001 340 810 – с указанием конкретной суммы.
Также хочется разобраться в вопросах оплаты труда. Оплата труда – главный источник формирования денежных доходов работника. Работодатель обязан компенсировать затраты умственного и физического труда работающего путем денежной выплаты в виде заработной платы.
Две главные составляющие заработной платы: 1) Форма оплаты труда; 2) Общая сумма денежных средств, которыми располагает учреждение. Каждая организация здравоохранения ежегодно, ежеквартально, ежемесячно формирует фонд оплаты труда, исходя из имеющихся в наличии и планируемых денежных поступлений с учетом налоговых отчислений.
Финансовые средства организаций здравоохранения распределяются на две составляющие: фонд оплаты труда с начислениями во внебюджетные государственные фонды и средства, направляемые на содержание и развитие организаций здравоохранения.
Фонд оплаты труда – суммарные денежные средства организации здравоохранения, израсходованные в течение определенного периода времени на заработную плату, премиальные выплаты, доплаты работникам, а также компенсирующие выплаты.
На основании штатного расписания составляют тарификационные списки должностей работников, которые являются основными документами для определения должностных окладов работников здравоохранения. Должностные оклады и другие виды оплаты медицинских работников определяют исходя из занимаемой должности, стажа непрерывной работы, образования, квалификации и других условий, предусмотренных в соответствии с приказом, определяющем порядок оплаты соответствующих должностей.
Система оплаты труда предусматривает следующие составляющие, которые будут учитывать при исчислении заработной платы конкретного медицинского работника:
• Базовый оклад - минимальный должностной оклад работника государственного или муниципального учреждения, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
• Компенсационные выплаты - доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению).
• Стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты (например, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы).
Зарплата – вознаграждение за труд, в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий, выполняемой работы.
Заработная плата состоит из 4 частей:
1) Вознаграждение за труд, размер которого зависит от таких факторов как квалификация работника, сложность, количество, качество и условия выполняемой работы;
2) Компенсационные выплаты – доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера;
3) Стимулирующие выплаты - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
4) Социальные выплаты (определение социальных выплат в российском трудовом законодательстве отсутствует).
Минимальный размер оплаты труда – 5965 рублей.
Базовый тариф оплаты труда:
1) Минимальный размер оплаты труда врача – 6100 р. (экспериментальная – 9000).
2) Выплаты компенсационного характера с учётом: коэффициента уровня образования, коэффициента специфики и режима труда.
3) Наличие квалификации: II - +3%; I - +5%; Высшая - +7%
4) Наличие ученой степени: Кандидат наук + 12%; Доктор наук +18%; Профессор +22%;
5) Отличник здравоохранения +7%
6) Работники сельской местности +25%
7) Ночное время работы +100%
8) За сверхурочную работу: первые 44 час в месяц – в 1,5 размере; свыше 44 часов – в 2.
9) Выплаты за вредные условия труда – от 10 до 60% (хирурги, анестезиологи – 15%; психиатры – 25%; работники центра профилактики и борьбы со СПИДом – 60%)
10) Стимулирующие выплаты:
1) Выслуга лет (стаж непрерывной работы): более 3х лет +20%; более 5 лет +10% (т.е. в сумме +30%)
2) Интенсивность и высокие результаты работы (назначаются главным врачом и могут быть и 20%, и 50%, и 100%)
3) За качество выполняемой работы
4) Премии
Дата: 2019-02-25, просмотров: 390.