Отношения в области защиты прав потребителей на потребительском рынке регулируются Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» по следующим направлениям:
• защита прав потребителей при продаже товаров;
• защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг);
• государственная и общественная защита прав потребителей.
Реализация этого закона осуществляется путем:
• принятия мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнение работ, оказание услуг), несоответствующих обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;
• направления в орган, осуществляющий лицензирование, материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или аннулировании соответствующей лицензии;
• направления в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей;
• обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей;
• привлечения к ответственности за нарушения законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнение работ, оказание услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья и окружающей среды.
Органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке в РФ, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и осуществляет свою деятельности непосредственно и через свои территориальные органы (ниже).
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом РФ (сейчас Анна Юрьевна Попова).
Организационно-функциональная структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту РФ.
Оно осуществляет свою деятельность на территории субъекта РФ непосредственно и через свои территориальные отделы.
Руководитель Управления по субъекту РФ является главным государственным санитарным врачом по субъекту РФ. (по Нижегородской области — Евгений Юрьевич Петров)
Управление работает во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление по субъекту РФ в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет:
• надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
• деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области защиты прав потребите-лей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;
- применение мер административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства и прав потребителей;
• организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в пределах своей компетенции;
• лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, а также с использованием источников ионизирующего излучения;
• деятельность по государственной регистрации отдельных видов продукции в соответствии с предоставленными полномочиями;
• санитарно-карантинный надзор (контроль) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ в целях предупреждения завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний, потенциально опасных для населения товаров и грузов, а также ввоза и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;
• организацию проведения мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека.
Кроме того, к важнейшим функциям Управления по субъекту РФ относятся организация и проведение социально-гигиенического мониторинга, подготовка ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в субъектах РФ и о защите прав потребителей.
Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия во многом зависит от тесного взаимодействия Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам РФ с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путем разработки и реализации региональных программ в части санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения, комплексных межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях. Приоритетным направлением деятельности Роспотребнадзора и его территориальных органов является осуществление комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, который включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых инфекционных заболеваний (отравлений), их ликвидацию
Для оценки эффективности проводимых мероприятий в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также подготовки дополнительных предложений по устранению вредных воздействий факторов среды обитания человека, на территории РФ проводят социально-гигиенический мониторинг на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 № 60.
Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдения, анализа и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека.
Одна из главных задач проведения социально-гигиенического мониторинга (далее – мониторинг) – выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека и разработка на основе этого предложений по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Для информационного обеспечения мониторинга используют ряд показателей:
Показатели среды обитания человека:
• биологические (бактериальные, паразитарные);
• химические, в том числе источники антропогенного воздей-ствия на окружающую природную среду;
• физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепло-вое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения);
• социальные (структура и качество питания, безопасность пи-щевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха);
- природно-климатические факторы.
Показатели здоровья населения:
• медико-демографические;
• заболеваемость;
• физическое здоровье.
Для обеспечения деятельности Управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ созданы Федеральные государственные учреждения здравоохранения (ФГУЗ) «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ», которые также являются правопреемниками ранее существовавших Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ. «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ» являются некоммерческой организацией и входят в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор.
Основными задачами «Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ» являются:
• необходимые для осуществления государственного саниарно-эпидемиологического контроля и надзора исследования, испытания, измерения, экспертизы и иные виды оценок;
• государственный учет инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, других заболеваний и отравлений, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека;
• социально-гигиенический мониторинг, оценка риска воздействия вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека;
• статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сфере защиты прав потребителей, контроля за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров; ведение учета и отчетности.
За нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом РФ «О защите прав потребителей» устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
+лекция:
2 понятия:
1) государственный сан-эпид надзор:
ПП РФ №569 от 2005 года. Государственный санитарно-эпидемиологический контроль — это деятельность по предупреждению, предотвращению, обнаружению, пресечению нарушений, связанных с несоблюдением законодательства в целях охраны здоровья населения и ОС.
Сюда входит:
- контроль качества услуг и продукции
- контроль за соблюдением закона
- проведение санитарно-эпидемиологических заседаний
- контроль за санитарно-карантинными мероприятиями
2) Санитарно-эпидемиологическое благополучие (обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населению — статья 2 настоящего федерального закона).
Включает в себя основные направления в государственной политике в этой области
- профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой
- контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, и соблюдение санитарных правил физическими и юридическими лицами
- государственный сан-эпид надзор
- гос. Сан-эпид нормирование
- социально гигиенический мониторинг
- сертификация продукции и лицензирование деятельности, которая может иметь опасность — продукты питания, ЛС, упаковочные средства, деятельность, связанная с ИИИ, бактериальными агентами, образовательная деятельность
- запрос информации с юридических и физических лиц, информирование органов власти
- меры по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ
73.Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики.
Профилактика — предохранение, предупреждение; это сфера деятельности, направленная на выявление причин заболеваний, их предупреждение или ослабление среди отдельных людей, групп и всего населения.
Уровни профилактики:
- личная (индивидуальная)
- общественная (семья, группа сотрудников)
- государственная (на уровне всего общества)
Личная профилактика относится к образу жизни.
Медицинская профилактика — вид деятельности службы здравоохранения, направленный на раннее выявление, снижение риска развития заболеваний и снижение воздействий неблагоприятных факторов окружающей среды на организм человека.
Мед профилактика является частью межведомственных сфер, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.
Выделяют несколько уровней профилактического воздействия:
- первичная профилактика — комплекс медицинских и немедецинских мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и предотвращение заболеваний, общих для всего населения и отдельных (региональных, социальных, возрастных) групп и индивидуумов. К первичной профилактике можно отнести: формирование ЗОЖ, проведение вакцинаций, профилактические осмотры, экологически и санитарно-гигиенический скрининг с целью устранения неблагоприятных факторов окружающей среды
- вторичная профилактика — комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и др мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений уже имеющихся заболеваний, а также мер по предотвращению снижения трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности. Сюда можно отнести: диспансеризацию, школы здоровья, проверение оздоровительных и лечебных мероприятий по устранению отрицательных для здоровья факторов (санаторно-курортное лечение).
- Третичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение или компенсацию органичений жизнедеятельности, утраченных вследствие заболеваний функций, с целью более полного восстановления социального и профессионального статуса (реабилитация больных).
Пример: профилактика сахарного диабета
1) первичная — меньше сахара, больше движения, диета
2) вторичная — лекарственные средства, ограничения в питании
3) третичная — предотвращение осложнений в виде микроангиопатий и макроангиопатий и проч.
Центры здоровья.
Приказ МЗ РФ от 19.08.2009 №597 «Об организации деятельности центров здоровья по формированию ЗОЖ у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака»
Формирование ЗОЖ — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья, пропаганду ЗОЖ, мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье, здоровье детей, разработку индивидуальных подходов по формированию ЗОЖД, просвещение и информирование населения о вреде табака, алкоголя, наркотических средств.
Центр здоровья создается на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов РФ и муниципальных образований, включая учреждения здравоохранения для детей (на базе центров мед профилактики или кабинетов мед профилактики).
Центры здоровья рассчитаны на здорового человека, повышение уровня его знаний и практических навыков по ведению ЗОЖ.
ЦЗ осуществляют комплекс мероприятий, направленных на:
- пропаганду ЗОЖ
- просвещение и информирование населения о вреде табака и алкоголя
- борьбу с факторами риска развития заболеваний и предотвращение соц-значимых заболеваний
- мотивация граждан к ответственности за собственное здоровье
- разработка индивидуальных подходов по формированию ЗОЖ
- сохранение трудового потенциала населения
К основным функциям относят формирование ЗОЖ, информирование граждан о вреде курения и алкоголизма, формирование у граждан четкой ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей, составление индивидуальных программ по предотвращению вредоносного влияния на организм человека факторов ОС, индивидуальных программ питания, двигательной активности, занятий спортом, режиму сна и проч, дача рекомендаций по сохранению здоровья, индивидуальное динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина.
Услуги центр здоровья оказывает разным категориям лиц, в тч: - лицам, направленным в ЦЗ лечащим врачом (из категории 1- здоров и 2 — практически здоров), обратившиеся самостоятельно впервые или для динамического обследования, направленные работниками образовательных учреждений, направленных работодателем по заключению врача.
Структура ЦЗ:
- кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по программам формирования ЗОЖ и мед профилактике
- кабинет мед профилактики
- кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе
- кабинеты инструментального и лабораторного обследования
- кабинет ЛФК
- школы здоровья
Центром здоровья заведует заведующий отделения, который назначается на пост главой ЛПУ, подразделением которого является ЦЗ.
Основном принцип работы — экспресс-методы диагностики, которые занимают в среднем 40 минут (аппаратные тесты, элементарные лабораторные исследования типа холестерина, глюкозы крови и тд), а также осмотр врача. По итогам обследований врач выносит оценку состояния здоровья, перечень возможных факторов риска здоровью, прогнозы состояния здоровья, проводит беседу по ЗОЖ, составляет индивидуальную карту по ЗОЖ.
При выявлении подозрения на заболевание, врач дает рекомендации по обращению в ЛПУ к специалисту.
На каждого посетителя заводятся следующие документы: 1) Карта Центра здоровья — 025/у, 2) Карта здорового образа жизни — 002/у, 3) Талон амбулаторного пациента — 025-12/у. Талоны амбулаторного пациента отправляются в соответствующее подразделение ЛПУ для формирования реестров счета для оплаты по программе ОМС.
ЦЗ создается из расчета 1 на 200 тысяч человек.
Заведующий из расчета 1 должность на 8 врачей.
Младший мед персонал — 1 на 6 врачей.
Средний мед персонал — не менее 0,5 на 1 врача.
Время работы врача с 1 пациентом — не менее 40 минут.
Врач 0,4 ставки на 10000 человек
Ответственность за обеспечение деятельности ЦЗ по реализации мероприятий по ЗОЖ возлагается на:
1) руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ (города)
2) руководителей муниципальных образований (ЛПУ)
3) руководителей ЦЗ
Гигиеническое воспитание — это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения, восстановления здоровья и трудоспособности, формирование гигиенической культуры, позитивных в отношении здоровья стилей жизни, ЗОЖ общества в целом.
2 основных направления работы по формированию ЗОЖ:
1) пропаганда ЗОЖ, формирование здорового стиля жизни, ответственного подхода к собственному здоровью, желания работать над собой
2) устранение или снижение пагубного влияния на организм
Гигиеническое воспитание включает разделы:
1) по общим вопросам (формирование ЗОЖ, организация труда и отдыха, вопросы первичной и вторичной профилактики)
2) по специальным вопросам, ориентированным на определенный контингент
3) по возрастам (дошкольники, школьники, зрелое население, пожилое население)
4) по состоянию здоровья: здоровые, под угрозой болезни, больных, излеченных, диспансеризируемый
5) со специфическими потребностями: лица, находящиеся в особых условиях труда и быта, женщины, беременные, роженицы, военнослужащие и прочие
Методы обучения и воспитания:
1) индивидуальные методы — консультация, телефонная служба, личная корреспонденция.
2) Воздействие на группу лиц. Эффективность определяется однородностью интересов группы, наличием обратной связи, возможностью применения практического обучения, наглядных и печатных средств информации.
3) Методы массовой коммуникации — отсутствует полный контакт, нет обратной связи, не обеспечивается создание устойчивой системы знаний. Это СМИ, кинотеатр, форум, Интернет, театр, выставка и проч.
Средства, используемые для пропаганды:
1) демонстрационные и обучающие средства: натуральные предметы (спортивный, гимнастический инвентарь), искусственные предметы — муляжи, модели, обучающие и проверочные технические средства, учебная панель, автоматический справочный инвентарь
2) речевые и изобразительные средства — лекция, памятка, книги, журналы, брошюры, газеты, плакаты, лозунги, буклеты
3) аудиовизуальные средства: кинофильмы, слайды, видеозапись, плакат, компьютерные игры
4) малые формы: наклейка, аппликация, почтовые марки, календари
5) символы гигиенического воспитания: условные изобразительные знаки, используемые для проведения массовых кампаний.
МЕТОДЫ:
1) устная пропаганда — беседа, лекция, доклад, дискуссия, викторина, конференция, инструктаж
2) печатная пропаганда — брошюра, буклет, статья, журнал, газета, листовка, инструкция, памятка, стенгазета
3) изобразительная пропаганда
- плоскостные (плакат, схема, слайд, картограмма)
- объемные — муляжи, макет, фантом
- натуральные объекты — средства оказания первой МП
- технические средства пропаганды
4) Комбинация этих методов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 218.