Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края). (2-в-1)
Система управления здравоохранением в РФ:
1) высший орган, определяющий основное направление политики и утверждающий законы и бюджет относительно здравоохранения (президент, руководящий реализацией)
2) правительство, осуществляющее федерально-государственную компетенцию и финансирование программ
3) Министерство Здравоохранения РФ
Структура министерства:
- министр здравоохранения
- зам министра (5 человек), 2 их них не являются врачами
- аппарат министерства (помощники, совет секретаря)
- центральный аппарат (департамент)
Департаменты:
- организация экстренной мед помощи и экспертной деятельности
- организация мед помощи и санаторно-курортного дела
- организация мед помощи детям и женщинам при родовспоможении
- охрана сан-эпид благополучия человека
- мониторинг и анализ и планирование стратегического развития здравоохранения
- инновационное развитие и научное проектирование
- лекарственное обеспечение и регулярное обращение мед изделий
- гос регуляция обращения ЛС
- международное сотрудничество и связи с общественностью
- правовой
- финансово-экономический
- учетной политики и контроля
- инфраструктуры развития и гос частного партнерства
- управление делами и кадрами
В ведомстве министерства находится ряд служб и агентств, физ служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотреб надзор), федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и соц развития (Росздрав), федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Комиссия минздрава РФ:
- министр
- зам министра
- руководитель департаментами
- ряд ведущих специалистов
В расширенных комиссиях — руководители здравоохранения субъектов.
Субъект РФ (областное министерство, департамент, комитет по здравоохранению) ---- муниципальный уровень ---- уровень района (главврач ЦРБ).
Вопросами управления здравоохранением занимаются как ор-ганы исполнительной, так и законодательной власти. В Совете Федерации действует Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, в Государственной Думе – Комитет по охране здоровья. Высшие органы законодательной власти определяют основные направления государственной политики, принимают законы, утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья населения, расходы на здравоохранение в рамках консолидированного бюджета РФ.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ (МЗиСР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан, а именно:
• демографической политики;
• санитарно-эпидемиологического благополучия;
• организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИД;
• медицинской помощи, медицинской реабилитации, курортного дела;
• фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
• медико-санитарного обеспечения работников отдельных от-раслей экономики с особо опасными условиями труда;
• социальной защиты населения, в том числе семьи, женщин и детей;
• разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной);
• организации судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, проведения медико-социальной экспертизы;
• профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников и др.
МЗиСР РФ возглавляет министр, назначаемый на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность Правительством РФ.
Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Феде-ральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельно-сти Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ.
Управление здравоохранением осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Непосредственное руководство здравоохранением в субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения.
В муниципальных образованиях функцию руководства здраво-охранением исполняют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения (городские и районные комитеты (отделы) здравоохранения).
Органы управления здравоохранением субъектов РФ имеют двойное подчинение: с одной стороны – органам исполнительной власти субъектов РФ, с другой – Министерству здравоохранения и социального развития РФ.
Особая роль в управлении здравоохранением на местах отводится муниципальным органам управления. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое просвещение населения, обеспечение доступности населению бесплатной медико-социальной помощи в рамках Про-граммы госгарантий, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан. Кроме того, муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют организацию первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.
Важную роль в демократизации управления здравоохранением страны выполняет Общественная палата, которая призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов жизни страны, в том числе и касающихся охраны здоровья населения. В составе Общественной палаты действуют Комиссия по вопросам здравоохранения и Комиссия по формированию здорового образа жизни.
76.Номенклатура и классификация медицинских учреждений.
Номенклатура и классификация мед учреждений утверждена приказом МЗ РФ от 6.08.13 № 529
Лечебно-профилактические медицинские организации:
1.1. Больница (в том числе детская).
1.2. Больница скорой медицинской помощи.
1.3. Участковая больница.
1.4. Специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:
- гинекологическая;
- гериатрическая;
- инфекционная, в том числе детская;
- медицинской реабилитации, в том числе детская;
- наркологическая;
- онкологическая;
- офтальмологическая;
- психиатрическая, в том числе детская;
- психиатрическая (стационар) специализированного типа;
- психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;
- психоневрологическая, в том числе детская;
- туберкулезная, в том числе детская.
1.5. Родильный дом.
1.6. Госпиталь.
1.7. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.
1.8. Дом (больница) сестринского ухода.
1.9. Хоспис.
1.10. Лепрозорий.
1.11. Диспансеры, в том числе диспансеры государственной и муниципальной систем здравоохранения:
- врачебно-физкультурный;
- кардиологический;
- кожно-венерологический;
- наркологический;
– онкологический;
- офтальмологический;
- противотуберкулезный;
- психоневрологический;
- эндокринологический.
1.12. Амбулатория, в том числе врачебная.
1.13. Поликлиники (в том числе детские), а также поликлиники государственной и муниципальной систем здравоохранения:
- консультативно-диагностическая, в том числе детская;
- медицинской реабилитации;
- психотерапевтическая;
- стоматологическая, в том числе детская;
- физиотерапевтическая.
1.14. Женская консультация.
1.15. Дом ребенка, в том числе специализированный.
1.16. Молочная кухня.
1.17. Центры (в том числе детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:
- вспомогательных репродуктивных технологий;
- высоких медицинских технологий, в том числе по профилю медицинской помощи;
- гериатрический;
- диабетологический;
- диагностический;
- здоровья;
- консультативно-диагностический, в том числе детский;
- клинико-диагностический;
- лечебного и профилактического питания;
- лечебно-реабилитационный;
- лечебной физкультуры и спортивной медицины;
- мануальной терапии;
- медицинский;
- медико-генетический (консультация);
- медицинской реабилитации для воинов-интернационалистов;
- медицинской реабилитации, в том числе детский;
- медицинской реабилитации для инвалидов и детей-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича;
- медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
- медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;
- медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
- медико-хирургический;
- многопрофильный;
- общей врачебной практики (семейной медицины);
- охраны материнства и детства;
- охраны здоровья семьи и репродукции;
- охраны репродуктивного здоровья подростков;
- паллиативной медицинской помощи;
- патологии речи и нейрореабилитации;
- перинатальный;
- профессиональной патологии;
- профилактики и борьбы со СПИД;
- психофизиологической диагностики;
- реабилитации слуха;
- реабилитационный;
- специализированные (по профилям медицинской помощи);
- специализированных видов медицинской помощи;
- сурдологический.
1.18. Медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:
- станция скорой медицинской помощи;
- станция переливания крови;
- центр крови.
1.19. Санаторно-курортные организации:
- бальнеологическая лечебница;
- грязелечебница;
- курортная поликлиника;
- санаторий;
- санатории для детей, в том числе для детей с родителями;
- санаторий-профилакторий;
- санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.
2. Медицинские организации особого типа:
2.1. Центры:
- медицинской профилактики;
- медицины катастроф;
- медицинский мобилизационных резервов "Резерв";
- медицинский информационно-аналитический;
- медицинский биофизический;
- военно-врачебной экспертизы;
- судебно-медицинской экспертизы.
2.2. Бюро:
- медико-социальной экспертизы;
- медицинской статистики;
- патолого-анатомическое;
- судебно-медицинской экспертизы.
2.3. Лаборатории:
- клинико-диагностическая;
- бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза.
2.4. Медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).
3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека:
3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.
3.2. Противочумный центр (станция).
3.3. Дезинфекционный центр (станция).
3.4. Центр гигиенического образования населения.
3.5. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
II. Номенклатура медицинских организаций
государственной и муниципальной систем здравоохранения
по территориальному признаку
4.1. Федеральные.
4.2. Краевые, республиканские, областные, окружные.
4.3. Муниципальные.
4.4. Межрайонные.
4.5. Районные.
4.6. Городские.
77.Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.
Отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие националь-ной экономики. Важнейшими рычагами государственного регули-рования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития в целом и прежде всего здравоохранения.
Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена следующими обстоя-тельствами: общественным характером производственных отноше-ний и неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно в кризисных ситуациях.
При этом не надо забывать о двух крайностях в воздействии го-сударства на экономику: первое – государственное регулирование тех экономических процессов, которые более эффективно могут управляться рыночными механизмами, второе – полагаться исклю-чительно на рыночные механизмы в тех случаях, когда вмешатель-ство государства необходимо.
Прогнозирование тесно связано с планированием и является необходимой методологической и информационной основой для разработки планов и программ.
Использование прогнозирования и планирования как страте-гического направления в управлении и экономике здравоохранения позволяет увязывать замысел реформ здравоохранения с реальным воплощением их в жизнь.
Методы прогнозирования и планирования, порядок разработ-ки планов здравоохранения на федеральном, региональном и муни-ципальном уровнях даны на примере территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федера-ции бесплатной медицинской помощи.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 262.