Система органов управления здравоохранением в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края). (2-в-1)

Система управления здравоохранением в РФ:

1) высший орган, определяющий основное направление политики и утверждающий законы и бюджет относительно здравоохранения (президент, руководящий реализацией)

2) правительство, осуществляющее федерально-государственную компетенцию и финансирование программ

3) Министерство Здравоохранения РФ

Структура министерства:

- министр здравоохранения

- зам министра (5 человек), 2 их них не являются врачами

- аппарат министерства (помощники, совет секретаря)

- центральный аппарат (департамент)

Департаменты:

- организация экстренной мед помощи и экспертной деятельности

- организация мед помощи и санаторно-курортного дела

- организация мед помощи детям и женщинам при родовспоможении

- охрана сан-эпид благополучия человека

- мониторинг и анализ и планирование стратегического развития здравоохранения

- инновационное развитие и научное проектирование

- лекарственное обеспечение и регулярное обращение мед изделий

- гос регуляция обращения ЛС

- международное сотрудничество и связи с общественностью

- правовой

- финансово-экономический

- учетной политики и контроля

- инфраструктуры развития и гос частного партнерства

- управление делами и кадрами

В ведомстве министерства находится ряд служб и агентств, физ служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотреб надзор), федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и соц развития (Росздрав), федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

 

Комиссия минздрава РФ:

- министр

- зам министра

- руководитель департаментами

- ряд ведущих специалистов

 

В расширенных комиссиях — руководители здравоохранения субъектов.

Субъект РФ (областное министерство, департамент, комитет по здравоохранению) ---- муниципальный уровень ---- уровень района (главврач ЦРБ).

Вопросами управления здравоохранением занимаются как ор-ганы исполнительной, так и законодательной власти. В Совете Федерации действует Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, в Государственной Думе – Комитет по охране здоровья. Высшие органы законодательной власти определяют основные направления государственной политики, принимают законы, утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья населения, расходы на здравоохранение в рамках консолидированного бюджета РФ.

 

Министерство здравоохранения и социального развития РФ (МЗиСР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан, а именно:

• демографической политики;

• санитарно-эпидемиологического благополучия;

• организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИД;

• медицинской помощи, медицинской реабилитации, курортного дела;

• фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

• медико-санитарного обеспечения работников отдельных от-раслей экономики с особо опасными условиями труда;

• социальной защиты населения, в том числе семьи, женщин и детей;

• разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной);

• организации судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, проведения медико-социальной экспертизы;

• профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников и др.

МЗиСР РФ возглавляет министр, назначаемый на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность Правительством РФ.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Феде-ральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельно-сти Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ.

Управление здравоохранением осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Непосредственное руководство здравоохранением в субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения.

В муниципальных образованиях функцию руководства здраво-охранением исполняют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения (городские и районные комитеты (отделы) здравоохранения).

Органы управления здравоохранением субъектов РФ имеют двойное подчинение: с одной стороны – органам исполнительной власти субъектов РФ, с другой – Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

Особая роль в управлении здравоохранением на местах отводится муниципальным органам управления. Муниципальные органы управления здравоохранением­ несут ответственность за санитарно-гигиеническое просвещение населения, обеспечение доступности населению бесплатной медико-социальной помощи в рамках Про-граммы госгарантий, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан. Кроме того, муниципальные органы управления здравоохранением­ осуществляют организацию первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.

Важную роль в демократизации управления здравоохранением страны выполняет Общественная палата, которая призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов жизни страны, в том числе и касающихся охраны здоровья населения. В составе Общественной палаты действуют Комиссия по вопросам здравоохранения и Комиссия по формированию здорового образа жизни.

76.Номенклатура и классификация медицинских учреждений.

Номенклатура и классификация мед учреждений утверждена приказом МЗ РФ от 6.08.13 № 529

Лечебно-профилактические медицинские организации:

1.1. Больница (в том числе детская).

1.2. Больница скорой медицинской помощи.

1.3. Участковая больница.

1.4. Специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:

- гинекологическая;

- гериатрическая;

- инфекционная, в том числе детская;

- медицинской реабилитации, в том числе детская;

- наркологическая;

- онкологическая;

- офтальмологическая;

- психиатрическая, в том числе детская;

- психиатрическая (стационар) специализированного типа;

- психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

- психоневрологическая, в том числе детская;

- туберкулезная, в том числе детская.

1.5. Родильный дом.

1.6. Госпиталь.

1.7. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

1.8. Дом (больница) сестринского ухода.

1.9. Хоспис.

1.10. Лепрозорий.

1.11. Диспансеры, в том числе диспансеры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

- врачебно-физкультурный;

- кардиологический;

- кожно-венерологический;

- наркологический;

– онкологический;

- офтальмологический;

- противотуберкулезный;

- психоневрологический;

- эндокринологический.

1.12. Амбулатория, в том числе врачебная.

1.13. Поликлиники (в том числе детские), а также поликлиники государственной и муниципальной систем здравоохранения:

- консультативно-диагностическая, в том числе детская;

- медицинской реабилитации;

- психотерапевтическая;

- стоматологическая, в том числе детская;

- физиотерапевтическая.

1.14. Женская консультация.

1.15. Дом ребенка, в том числе специализированный.

1.16. Молочная кухня.

1.17. Центры (в том числе детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

- вспомогательных репродуктивных технологий;

- высоких медицинских технологий, в том числе по профилю медицинской помощи;

- гериатрический;

- диабетологический;

- диагностический;

- здоровья;

- консультативно-диагностический, в том числе детский;

- клинико-диагностический;

- лечебного и профилактического питания;

- лечебно-реабилитационный;

- лечебной физкультуры и спортивной медицины;

- мануальной терапии;

- медицинский;

- медико-генетический (консультация);

- медицинской реабилитации для воинов-интернационалистов;

- медицинской реабилитации, в том числе детский;

- медицинской реабилитации для инвалидов и детей-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича;

- медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

- медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;

- медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

- медико-хирургический;

- многопрофильный;

- общей врачебной практики (семейной медицины);

- охраны материнства и детства;

- охраны здоровья семьи и репродукции;

- охраны репродуктивного здоровья подростков;

- паллиативной медицинской помощи;

- патологии речи и нейрореабилитации;

- перинатальный;

- профессиональной патологии;

- профилактики и борьбы со СПИД;

- психофизиологической диагностики;

- реабилитации слуха;

- реабилитационный;

- специализированные (по профилям медицинской помощи);

- специализированных видов медицинской помощи;

- сурдологический.

1.18. Медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:

- станция скорой медицинской помощи;

- станция переливания крови;

- центр крови.

1.19. Санаторно-курортные организации:

- бальнеологическая лечебница;

- грязелечебница;

- курортная поликлиника;

- санаторий;

- санатории для детей, в том числе для детей с родителями;

- санаторий-профилакторий;

- санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

 

2. Медицинские организации особого типа:

 

2.1. Центры:

- медицинской профилактики;

- медицины катастроф;

- медицинский мобилизационных резервов "Резерв";

- медицинский информационно-аналитический;

- медицинский биофизический;

- военно-врачебной экспертизы;

- судебно-медицинской экспертизы.

2.2. Бюро:

- медико-социальной экспертизы;

- медицинской статистики;

- патолого-анатомическое;

- судебно-медицинской экспертизы.

2.3. Лаборатории:

- клинико-диагностическая;

- бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза.

2.4. Медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).

 

3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека:

 

3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.

3.2. Противочумный центр (станция).

3.3. Дезинфекционный центр (станция).

3.4. Центр гигиенического образования населения.

3.5. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

 

II. Номенклатура медицинских организаций

государственной и муниципальной систем здравоохранения

по территориальному признаку

 

4.1. Федеральные.

4.2. Краевые, республиканские, областные, окружные.

4.3. Муниципальные.

4.4. Межрайонные.

4.5. Районные.

4.6. Городские.

 

77.Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.

Отличительной чертой современной экономической системы стало активное воздействие государства на развитие националь-ной экономики. Важнейшими рычагами государственного регули-рования являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития в целом и прежде всего здравоохранения.

Объективная необходимость прогнозирования и планирования в условиях рыночной экономики обусловлена следующими обстоя-тельствами: общественным характером производственных отноше-ний и неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно в кризисных ситуациях.

При этом не надо забывать о двух крайностях­ в воздействии го-сударства на экономику: первое – государственное регулирование тех экономических процессов, которые более эффективно могут управляться рыночными механизмами­, второе – полагаться исклю-чительно на рыночные механизмы в тех случаях, когда вмешатель-ство государства необходимо.

Прогнозирование тесно связано с планированием и является необходимой методологической и информационной основой для разработки планов и программ.

Использование прогнозирования и планирования как страте-гического направления в управлении и экономике здравоохранения позволяет увязывать замысел реформ здравоохранения с реальным воплощением их в жизнь.

Методы прогнозирования и планирования, порядок разработ-ки планов здравоохранения на федеральном, региональном и муни-ципальном уровнях даны на примере территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федера-ции бесплатной медицинской помощи.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 262.