Медицинская этика определяется как совокупность норм поведения и морали медицинских работников. Наряду с термином медицинская этика часто применяют термин деонтология (от греч. deon – должное, долг и logos – учение, слово), т.е. учение о должном поведении медицинских работников.
Медицинская этика охватывает более широкий круг вопросов, чем деонтология. Это учение о морали медицинского работника, его взаимоотношениях с больными и здоровыми, с людьми, окружающими больного, с коллегами. Это учение о врачебной тайне, этике научных исследований, внешнем виде медицинского работника и др. Медицинская этика не несет в себе специфики определенной медицинской специальности.
Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Наиболее известным документом является клятва Гиппократа оказавшая огромное влияние на все последующее развитие медицинской этики. Нормы медицинской этики изменялись в зависимости от социальных условий, развития культуры, достижений медицины, однако традиционные вопросы оставались незыблемыми на протяжении веков.
Основными проблемами медицинской этики являются:
• медицинский работник и общество;
• медицинский работник и пациент;
• медицинский работник и родственники пациента;
• взаимоотношения представителей медицинских профессий;
• нравственные качества и внешний вид медицинского работника;
• врачебная тайна;
• совершенствование знаний и отношение к различным теориям;
• этика эксперимента.
В 90-е годы XX в. и в нашей стране принят целый ряд законов, направленных на защиту основных прав граждан в области охраны здоровья. Важнейшими являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (далее «Основы»), которые содержат немало прогрессивных и гуманных норм, касающихся прав граждан, включая право пациента на информацию о состоянии своего здоровья, право на выбор врача, лечебно-профилактического учреждения, право на согласие и отказ от медицинского вмешательства, право на допуск священнослужителя для отправления культовых обрядов в стационаре и многое другое.
Права пациентов регулируются и другими законами: «О защите прав потребителей», «О медицинском страховании граждан Российской Федерации», «О трансплантации органов и (или) тканей чело века», «О донорстве крови и ее компонентов», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита чело-века (ВИЧ-инфекции)» и др.
Взаимоотношения врача и пациента являются центральной проблемой классической медицинской этики. Сложности во взаимоотношениях рождаются с двух сторон. Врач не всегда пытается понять больного как личность со всеми ее переживаниями и страхами. В свою очередь, пациент часто переоценивает возможности медицины, доверяя ей свою жизнь и здоровье, требует к себе повышенного внимания.
Свои особенности накладывает и форма собственности учреждения, в котором пациент получает помощь. Например, в случае оказания медицинской помощи в коммерческой медицинской организации возникает конфликт интересов, когда врач заинтересован в уменьшении расходов и увеличении доходов, а пациент стремится получить большее число медицинских услуг с минимальными затратами.
К настоящему времени выработаны определенные этические принципы сбора анамнеза, осмотра пациента, сообщения диагноза и прогноза заболевания, назначения лечения. Основой этих принципов должно быть триединство: профессионализм, доброжелательность и индивидуальный подход.
Интимные манипуляции на «закрытых зонах» человеческого организма желательно выполнять не в палате, – на глазах у соседей, а в специально приспособленном помещении (клизменная, процедурная и др.). Ибо это не есть хорошо, как для больного, так и для соседей.
Статья 31 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» - право больного получать информацию о состоянии своего здоровья.
Статья 32 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» - принцип информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство (обследование и лечение), которое врач должен получить от него перед началом лечения.
Статья 33 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» - предусматривает право гражданина или его законного представителя отказаться от медицинского вмешательства или требовать его прекращения.
Особой проблемой в клинической деятельности врача является ятрогения – ухудшение болезни или психогенные реакции, вызванные неправильным поведением медицинского персонала. В практике врача причинами ятрогений могут быть излишне откровенная беседа с пациентом или его родственниками, содержащая ненужное описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза или неумело проведенная санитарно-просветительная беседа. Кроме того, причиной ятрогении может быть выдача на руки пациентам истории болезни и других медицинских документов.
Статья 61 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» - соблюдение врачебной тайны.
Предоставление сведений, представляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается только в следующих случаях, оговоренных в законодательстве:
• в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
• при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
• по запросу органов дознания, следствия и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
• в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
• при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
• в целях проведения военно-врачебной экспертизы.
Одним из показателей взаимоотношений в медицинском коллективе является наличие конфликтов между коллегами. В зависимости от причин возникновения их условно можно разделить на профессиональные, этические, личностные и другие. В медицинской среде профессиональные споры неизбежны, но они не должны переходить в конфликты.
Основными аспектами приложения биомедицинской этики являются:
• право на жизнь;
• проблема эвтаназии;
• право на аборт, контрацепцию, стерилизацию;
• новые репродуктивные технологии;
• медико-биологические эксперименты на человеке;
• современные технологии генной инженерии;
• трансплантация органов и тканей;
• психиатрия и права человека;
• моральные проблемы ВИЧ-инфицированных и т.д.
88. Система последипломного медицинского образования в России. Понятие о сертификации, аттестации и лицензировании медицинских работников.
В связи с постоянным развитием медицинской науки, с появлением новых способов диагностики и методов лечения необходимо регулярное повышение уровня профессиональных знаний медицинских работников. В нашей стране действует система непрерывного медицинского образования (НМО). После окончания медицинского ВУЗа основной задачей врача является совершенствование своих знаний в течении всей жизни.
Основной задачей последипломного образования, согласно определению ВОЗ, является постоянное повышение компетентности медицинского персонала в повседневной работе.
Непрерывное образование – это процесс, призванный помочь медицинским работникам адаптироваться к изменениям, происходящими в медицинской науке и практике, а также в управлении здравоохранением.
Конечная цель НМО – постоянное улучшение качества профилактической и лечебной помощи.
В настоящее время существует большое количество видов последипломной подготовки врачей, которые постоянно изменяются и модифицируются. Последипломное образование врачи могут получить в НИИ медицинского профиля, научных центрах и ассоциациях, при наличии у последних лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Сейчас (пока что) является обязательна сертификация врачей-специалистов.
Сертификация специалистов - это процесс определения профессиональной готовности специалиста к самостоятельной практике.
В соответствии с действующими нормативами к медицинской деятельности допускаются лица, получившие высшее или (и) среднее профессиональное образование и имеющие диплом и сертификат специалиста. Диплом – документ об уровне образования, специальности, подготовки к квалификации, выдаваемый образовательным учреждением профессионального образования различных организационно-правовых форм, имеющим лицензию на право ведения образовательной деятельности.
После окончания ВУЗа выпускник должен пройти:
1) Интернатуру (1 год)
2) Ординатуру (2-3 года)
3) Образовательно-профессиональная программа по специальности
4) Аспирантура (3 года)
Минимальным уровнем последипломной подготовки является интернатура. Цель обучения в интернатуре – приобретение в полном объеме систематизированных теоритических знаний и необходимых профессиональных практических навыков для выполнения работы в должности врача. За время интернатуры врачи-интерны проходят две аттестации на профильной кафедре вуза, осуществляющего курацию подготовки молодого специалиста, а по окончании обучения они имеют право сдать квалификационный экзамен для получения сертификата специалиста по данной специальности.
Сертификат специалиста – документ единого образца, подтверждающий соответствие подготовки специалиста государственным образовательным стандартам.
Для получения сертификата специалиста необходимо подать в экзаменационную комиссию следующие документы:
1) Заявление
2) Копию диплома об окончании медицинского или фарм. учебного заведения
3) Копию диплома или удостоверение о прохождении повышения квалификации и специальности
4) Копия диплома о присвоении квалификации исследователя после окончания аспирантуры
5) Копии дипломов кандидата (доктора) медицинских наук и ученом звании
6) Копии ранее выданных сертификатов
7) Послужной список (выписка из трудовой книжки)
Интернатура как уже было сказано – минимальный уровень. Если врач хочет работать по более узкой специальности ему необходимо пройти двухэтапное обучение: I этап – интернатура; II этап – профессиональная переподготовка (от 3,5 до 6 месяцев), клиническая ординатура или аспирантура.
Сертификат специалиста дает врачу право самостоятельно заниматься по специальности. Раз в 5 лет все врачи должны проходить среднесрочные циклы тематического усовершенствования и повторно сдать экзамен на подтверждение сертификата специалиста в любом имеющем соответствующую лицензию государственном вузе на территории Российской федерации.
Аттестация врачей – важный этап в совершенствовании профессионального уровня работников здравоохранения и направлена на повышение профессиональной ответственности за выполнение ими функциональных обязанностей.
Аттестация – дело добровольное.
Также к последипломному образованию относят получение квалификационной категории, где оцениваются профессиональная квалификация, компетентность, а также способность выполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Квал. категория действительна в течении 5 лет.
Бывает 3 вида категорий: вторая, первая, высшая. Вторая категория выдается врачам, имеющим стаж работы по аттестуемой специальности не менее 5 лет, первая – не менее 7, высшая – не менее 10 лет.
Дальше рассказываете про наше будущее, что с января 16 года хотят ввести такую то систему и пошли плакаться(
Дата: 2019-02-25, просмотров: 263.