Вопрос №3 Система охраны труда на предприятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Охрана труда является сложной, многоаспектной системой, имеющей свои специфические цели, задачи и средства их достижения. Одним из важнейших принципов организации производства является создание безопасных и безвредных условий труда на всех стадиях производственного процесса. Поэтому основной, главной целью управления охраной труда следует считать совершенствование организации работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности на основе решения комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилактическому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему «человек — машина — производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда. Управление охраной труда можно представить, как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий: оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач, составление программ, оперативное управление программами, оценка эффективности осуществления программ, стимулирование исполнителей.

Конечная цель управления – достижение заданного уровня безопасности системы «человек-среда».

В методологическом отношении обеспечение безопасности труда на предприятии осуществляется с помощью двух взаимосвязанных последовательно выполняемых этапов работы:

а) анализа условий труда;

б) разработки по результатам анализа методов защиты человека от опасностей.

Управление охраной труда осуществляют:

- на предприятии - директор и главный инженер (технический директор),

- в цехах и службах - руководители этих подразделений;

- в бригадах - бригадиры.

 

Виды инструктажа.

Одним из основных средств обеспечения безопасности является обучение и инструктаж работающих по охране труда.

В соответствии со ст.18 Закона «Об основах охраны труда в РФ» все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж и аттестацию по охране труда в порядке и в сроки, установленные для определенных видов работ и профессий.

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее 1 месяца после назначения на должность, для работающих - не реже 1 раза в 3 года. В определенных случаях проводится внеочередная проверка знаний.

Обучение (инструктаж) и проверка знаний по охране труда рабочих проводится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-2015 ("Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения").

В зависимости от характера и времени проведения инструктажи подразделяются на:

а) вводный;

б) первичный на рабочем месте;

в) повторный;

г) внеплановый;

д) целевой (текущий).

 

Основной целью управления охраной труда на предприятии остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека.

 

 

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.

 

Определяя пути развития России, Правительство Российской Федерации приняло распоряжение № 1662-р от 17.11.2008 (ред. от 08.08.2009) г. "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", целью которого является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Основные целевые ориентиры Российской Федерации:

1) Высокие стандарты благосостояния человека. Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.

2) Социальное благополучие и согласие. В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.

3) Экономика лидерства и инноваций. Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 - 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг.

4) Сбалансированное пространственное развитие. Сформируются новые территориальные центры роста, как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России, снизятся масштабы регионального неравенства. Будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

5) Экономика, конкурентоспособная на мировом уровне. Россия укрепит свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

6) Институты экономической свободы и справедливости. Будет обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.

7) Безопасность граждан и общества. Будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса. Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан с формированием нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям:

1) Развитие человеческого потенциала России.

2) Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.

3) Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.

4) Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах.

5) Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России.

6) Региональное развитие.

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Переход экономики государства на новый тип развития невозможно осуществить в один миг, поэтому инновационное развитие российской экономики будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.

Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

Второй этап (2013 - 2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

 

2. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

 

В развитии классической политической экономии с определен­ной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные предста­вители начала данного этапа У.Петти и П.Буагильбер безотноси­тельно друг от друга первыми в истории экономической мысли вы­двинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой ис­точником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или бла­га. Осуждая меркантилизм и исходя из причинной зависимости экономических явлений, основу богатства и благосостояния госу­дарства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Веду­щие авторы этой школы Ф.Кенэ и А.Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение на­ряду с трудом придавали земле. Критикуя меркантилизм, физиок­раты еще более углубились в анализ сферы производства и рыночных отношений, хотя и в основном по проблемам сельского хозяй­ства, неправомерно отдаляясь от анализа сферы обращения. Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита — центральной фигуры среди ее представите­лей. Его "экономический человек" и "невидимая рука" провидения убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов. Во многом благодаря ему вплоть до 30-х годов XX столетия неопровержимым считалось положение о невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию. Третий этап эволюции "классической школы" политической экономии приходится на первую половину XIX в. В течение этого периода последователи, и в том числе ученики А.Смита, подвергли углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего кумира, обо­гатили школу принципиально новыми и значимыми теоретически­ми положениями. Среди представителей данного этапа следует осо­бо выделить французов Ж.Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Рикардо, Т.Мальтуса и Н.Сениора, американца Г. Кэри и др. Каждый из них оставил в истории экономиче­ской мысли и становления рыночных отношений довольно замет­ный след. Четвертый этап развития классической полити­ческой экономии охватывает вторую половину XIX в., в течение которого Дж.С.Милль и К.Маркс обобщили луч­шие достижения школы.                     Продолжая общую характеристику почти двухсотлетней истории классической политической эко­номии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции.

Во-первых, неприятие протекционизма в экономической по­литике государства и преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и приме­нение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный (каузальный), дедуктивный и ин­дуктивный, логическую абстракцию. Свойственное классикам противопоставление друг другу сфер производства и обращения стало причиной недооценки закономерной взаимосвязи хозяйствующих субъектов этих сфер, обратного влияния на сферу производства денежных, кредитных и финансовых факторов и других элементов сферы обращения.

Во-вторых, опираясь на каузальный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм форми­рования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке в связи с издержками производства или, по другой трактов­ке, количеством затраченного труда. Не будучи в состоянии разрешить очевидный парадокс ценообразования, классики не могли проследить последовательность рыночных сделок вплоть до конечного потребите­ля, но были вынуждены начинать свои построения с действий бизнес­мена, для которого потребительские оценки полезности являются за­данными". 

В-третьих, категория "стоимость" признавалась авторами "классической школы" единственной исходной категорией экономи­ческого анализа, от которой как на схеме генеалогического древа отпочковываются (вырастают) другие производные по своей сути категории. Подо­бного рода упрощение анализа и систематизации привело "клас­сическую школу" к тому, что само экономическое исследование, как бы имитировало механическое следование законам физики, т.е. поиску сугубо внутренних причин хозяйственного благополу­чия в обществе без учета психологических, мораль­ных, правовых и других факторов социальной среды.

В-четвертых, исследуя проблематику экономического роста и повышения благосостояния народа, классики пытались обосновать динамизм и равновесность состояния экономики страны. Однако при этом, как известно, они "обходились" без серьез­ного математического анализа, примене­ния методов математического моделиро­вания экономических проблем, позволяю­щих выбрать наилучший (альтернативный вариант из определенного числа состоя­ний хозяйственной ситуации. Более того, "классическая школа" достижение равновесия в экономике считала автоматически возможным, разделяя "закон рынков" Ж.Б.Сэя.

Наконец, в-пятых, деньги, издавна и традиционно считавшиеся искусственным изобретением людей, в период классической политической экономии были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя "отменить" никакими соглашения­ми между людьми. Среди классиков единственным, кто требовал упразднения денег, был П.Буагильбер. В то же время многие авто­ры "классической школы" вплоть до середины XIX в. не придавали должного значения разнообразным функциям денег, выделяя в основ­ном одну — функцию средства обращения, т.е. трактуя денежный товар как вещь, как техническое средство, удобное для обмена. Недо­оценка других функций денег была обусловлена упомянутым недо­пониманием обратного влияния на сферу производства денежно-кредитных факторов.

 

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В КЕЙНСИАНСКОЙ ТЕОРИИ

 

Великая депрессия 1930-х гг. показала, что свободный рынок не в состоянии эффективно решать экономические проблемы, обеспечивать бескризисное развитие экономики, справиться с безработицей, и ему требуется помощь государства. Теоретически это положение было обосновано на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, инвестиции, занятость, потребление, сбережения и т.д.) крупнейшим экономистом XX столетия Дж.М. Кейнсом. Его взгляды, получившие название «кейнсианской революции», до настоящего времени во многом определяют экономическую политику развитых государств.

В отличие от представителей господствовавшего в XIX — начале XX в. классического направления, Кейнс и его сторонники показывали невозможность автоматического регулирования экономики с помощью механизма свободного рынка, который не способен обеспечить равновесие спроса и предложения, полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, непрерывный рост экономики. Поэтому государство, по их мнению, должно активно вмешиваться в хозяйственную деятельность для предотвращения кризисов, обеспечения стабильности поступательного развития.

С этой целью кейнсианство предлагает использование таких методов государственного регулирования экономики, как проведение общественных работ, реализацию активной фискальной и бюджетной политики, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты и пр.

Главным фактором, определяющим экономический рост, Кейнс считал эффективный спрос, которым, он полагал, определяется уровень занятости и производства национального дохода. Однако величина совокупного спроса в национальной экономике может быть меньше совокупного предложения товаров и услуг, что приводит к экономическим катаклизмам. Причину этого Кейнс видел в психологии людей, которые с ростом реального дохода увеличивают свое потребление в гораздо меньшей степени, в их склонности к сбережению, что и вызывает неравновесие в экономике.

По мнению Кейнса, государство должно стимулировать спрос. Частично это достигается путем финансирования за счет налогов и эмиссии денег бюджетных расходов на инвестиции, правительственных заказов, закупок, реализации социальных программ (возникающую в результате дефицитного финансирования инфляцию до тех пор, пока ее можно контролировать, Кейнс считал позитивным явлением, ибо последняя побуждает людей быстрее избавляться от денег, увеличивая тем самым спрос. Частично последний стимулируется также снижением нормы процента (чем она ниже, тем выше стимулы к росту инвестиций, ведущих к увеличению занятости).

Таким образом, возникает необходимость значительного расширения традиционных функций государства при сохранении широкой частной инициативы и ответственности, превращения его в активную экономическую силу, важнейшего участника и регулятора хозяйственной деятельности.

Опираясь на учение Кейнса, американские экономисты Э. Хансен, С. Харрис и другие считали возможным рост налогов с доходов населения, увеличение размеров займов и выпуска денег для покрытия расходов государства, даже если это усилит дефицит бюджета и инфляцию. Они предлагали маневрирование государственными расходами в зависимости от экономической конъюнктуры. В период подъема экономики инвестиции ограничиваются, а в период спада — увеличиваются, несмотря на возможный бюджетный дефицит.

Последователи Кейнса во Франции акцентировали внимание на необходимости индикативного планирования и долгосрочного прогнозирования для экономики в целом как определяющего средства воздействия на инвестиционные процессы. При этом такое планирование рекомендуется для постановки обязательных задач только для государственного сектора.

Сторонниками активного государственного вмешательства в экономику выступили представители концепции институционализма, критиковавшие идею автоматического регулирования рыночной экономики и ставившие на первое место общественные, а не индивидуальные интересы субъектов, что во многом предопределяет существенную роль государства в экономике. В странах Западной Европы институционализм получил развитие после Второй мировой войны. Многие его положения, особенно в области планирования, были использованы на практике.

 

4. ТЕОРИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ РЫНКОВ

 

Рыночная экономика — экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п.

В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Рыночное движение потребительских благ и услуг и соответствующий ему перелив ресурсов образуют в целом экономический оборот любой рыночной экономики.

Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах:

- предпринимательства;

- многообразия форм собственности на средства производства;

- рыночного ценообразования;

- договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);

- ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов, их экономическая и юридическая самостоятельность и ответственность, правовая система, законодательно закрепляющая «правила игры» на рынке.

 История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый, деформированный.

Неразвитый характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще товарный (бартерный) обмен. Но уже здесь рынок способствует дифференциации общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

Свободный (классический) характеризующийся неограниченным числом участником рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними, свободным доступом к любой хозяйственной деятельности всех членов, полной мобильностью факторов производства, полной однородностью одноименных товаров, цены устанавливаются стихийно, ни продавец, ни покупатель не в состоянии повлиять на них. Отсутствуют монополия (один продавец), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

Преимуществом свободного рынка является то, что он функционирует с помощью саморегулирующегося механизма, через цены на основе спроса создаются ориентиры для капиталовложений в производство.

Но рынок имеет и недостатки: дифференциация в уровнях жизни различных слоев населения; механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику необходимым количеством денег для развития производства; деятельность свободных конкурентов порой приводит к нежелательным эффектам (загрязнение окружающей среды и т.д.); нет стимула для производства общественных благ; экономика подвержена нестабильному развитию (на смену подъему приходят кризисы) и инфляционные процессы, безработица и т.д.

Регулируемый рынок. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его участников, но и других лиц. Ее последствия нередко носят негативный характер. По мере роста общественного богатства проблема становится все более острой. Например, увеличение количества автомобилей сопровождается загрязнением воздуха, целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водоемы и т.д. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними (побочными) эффектами.

В таких ситуациях стараются найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. К тому же государство стремится смягчить удары по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Однако чрезмерное вмешательство приводит к деформации рыночных отношений.

 

Перечень вопросов, выносимых на государственный междисциплинарный экзамен по дисциплине «Планирование на предприятии»

Дисциплина «Планирование на предприятии»

1. Теоретические аспекты, принципы и методы внутрифирменного планирования

2. Система планов предприятия;

3. Основные разделы, информационная база и последовательность разработки годового плана предприятия;

4. Содержание и показатели плана производства и реализации продукции.

5. Планирование производственной мощности;

6. Содержание, информационная база и порядок разработки плана технического и организационного развития предприятия;

7. Содержание, информационная база и порядок разработки плана ресурсного обеспечения;

8. Определение плановой потребности предприятия в материально технических ресурсах;

9. Планирование норм и нормативов;

10. Планирование производственных запасов. Баланс материального обеспечения;

11. Содержание плана по труду и заработной плате;

12. Планирование производительности труда;

13. Планирование численности работающих на предприятии;

14. Планирование заработной платы;

15. Содержание экономического прогнозирования.

 

1 Теоретические аспекты, принципы и методы внутрифирменного планирования

 

Внутрифирменное планирование – это научно обоснованная система свобод­ного выбора основных видов продукции и услуг предприятия важнейших эконо­мических и социальных целей его перспективного развития, наилучших техничес­ких средств и организационных способов решения перспективных целей и задач.

Планирование внутрихозяйственной деятельности состоит в разработке вариантов желаемого будущего предприятия и нахождение путей более эффективного приближения к нему.

Результатом процесса планирования на предприятии является разработка системы планов.

План – это система конкретных мероприятий (определяющая методы, последовательность и сроки выполнения работ), направленных на достижение целей функционирования организации.

Все виды внутрифирменного планирования можно классифицировать:

1. По содержанию: технико-экономическое планирование; оперативно-производственное планирование; организационно-технологическое планирование; социально-трудовое планирование; снабженческо-сбытовое планирование; финансово-инвестиционное планирование; бизнес планирование

2. По уровню управления: на высшем уровне управления (корпоратив­ное, фирменное); на среднем уровне управления (производственная); на низшем уровне управления (планирование на уровне участка, бригады, рабочего места)

3. По времени действия: долгосрочное; среднесрочное; краткосрочное.

4. По стадиям разработки: предварительная; окончательная.

5. По степени точности: укрупненное; уточненное.

6. По методам обоснования: Административное (централизованное) планирование, предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию отдельных плановых показателей. Рыночное планирование основано на рыночном ценообразовании на производимые товары и услуги. Индикативное планирование основано на системе взаимосвязанных индикаторов (налоги, тарифы, банковские ставки процента).

7. По ориентации процесса планирования во времени: реактивное (нацелено в прошлое); инактивное (нацелено в настоящее); преактивное (нацелено в будущее); интерактивное (комплексное).

Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии.

Основными принципами планирования являются:

1. принцип единства – экономическое планирование должно иметь системный характер;

2. принцип участия – означает, что каждый работник организации становится участником плановой деятельности в независимости от должности и выполняемых функций;

3. принцип гибкости – придание планам и процессу планирования способ­ностей менять свою направленность в связи с изменениями во внешней среде;

4. принцип точности – планы должны быть конкретизированы в той степени, в которой это позволяет сделать внешняя и внутренняя среда организации;

5. принцип непрерывности – планы должны приходить непрерывно на смену друг другу;

6. принцип научной обоснованности;

7. принцип социальной ориентированности;

8. принцип оптимального сочетания стабильности и вариантности планов.

Все принципы планирования реализуются в жизнь по средствам методов планирования.

Методы планирования – это инструменты передачи управленческих воздействий на процесс формирования и выполнения планов.

Методы планирования:

1. Балансовый метод представляет собой целенаправленное согласование ресурсов предприятия и направления их использования;

2. Программно-целевой метод планирования используется при стратегическом планировании;

3. нормативный метод;

4. математические методы: линейное программирование; статистическое программирование. и т.д.


2 Система планов предприятия

 

Система планов предприятия включает в себя:

1. стратегический план (генеральный план предприятия);

2. общефирменные планы – это планы, составленные в продолжение стратегического плана и определяющие главные задачи развития организации это долгосрочные и среднесрочные планы.

3. текущие планы предприятия;

3.1. общефирменные планы текущей деятельности;

3.2. текущие планы подразделений (доп. планы текущей деятель.предпр.)

4. оперативно-производственные планы;

5. программы и проекты;

5.1. программы определяют развитие одного из важнейших аспектов в деятельности организации;

5.2. проекты имеют установленную стоимость, график выполнения работ и включают технические и финансовые показатели; проекты отличаются высоким уровнем конкретной проработки отдельных вопросов.

 

Разработка системы планов предприятия происходит в процессе планирования.

Содержание процесса планирования в организации

Процесс    планирования
1
Выполнение плана
2
Контроль      результатов
3
Система    планов
4
Итоги        выполнения
5
1*
2*

 


Деятельность, связанная с планированием состоит из следующих этапов:

1. Процесс планирования (1), т.е. процесс принятия решения о будущих целях организации и способах их достижения. Результатом процессов планирования является разработка системы планов (4);

2. Выполнение планов (2) результат это достигнутые показатели (5);

3. Контроль результатов (3) на этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями и создание предпосылок для корректировки действий.

1* - анализ различий между планом и фактическими показателями;

2* - корректирующая информация (обратная связь).

Непосредственно процесс планирования включает в себя следующие этапы:

1. анализ и оценка внутренней и внешней среды (оценка реального положения предприятия во внешней среде)

2. определение стратегических целей;

3. стратегический анализ и формирование различных вариантов стратегии;

4. выбор стратегии;

5. подготовка окончательного варианта стратегического плана организации;

6. среднесрочное планирование;

7. краткосрочное планирование.


3 Основные разделы, информационная база и последовательность разработки годового плана предприятия

 

Конкретным выражением планирования на ближайшую перспективу является текущий (годовой) план предприятия.

 

Годовой план предприятия – это развернутая программа технической, производ­ственно-хозяйственной, сбытовой, финансовой и социальной деятельности организации, направленная на выполнение задач стратегического плана и повышение эффективности функционирования организации.

Особенность: кроме плановых показателей в состав годового плана включают технико-экономическое обоснование этих показателей и мероприятия, обеспечивающие их выполнение.

Годовой план предприятия состоит из следующих разделов:

1. План производства и реализации продукции (производственная программа), в нем устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции.

2. План технического и организационного развития производства – ТОРП (план развития науки и техники). Данный план включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоение производства новых видов продукции, внедрению прогрессивной технологии, научная организация труда и т.д. В этом же разделе приводятся показатели экономического эффекта от внедрения каждого мероприятия плана, их влияние на показатели экономического эффекта организации.

3. Нормы и нормативы, в данном разделе систематизируется плановые технико-экономические нормы и нормативы, необходимые для обеспечения научной обоснованности годового плана: нормы расхода сырья; нормы и нормативы оборотных средств и т.д.

4. План капитального строительства и капитальных вложений, разработка плана происходит, если предприятие осуществляет капитальные вложения. Разрабатывается по следующим направлениям: новое строительство, техническое перевооружение, реконструкция.

5. План материально-технического обеспечения (план ресурсного обеспечения), представляет собой систему материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов сырья и материалов, составляется баланс материальных ресурсов.

6. Планирование по труду и заработной плате, главная задача плана предусмотреть систематическое повышение производительности труда, планируется фонд заработной платы, средняя заработная плата, численность персонала по категориям; определятся потребность в рабочих и служащих и источник её обеспечения.

7. План по себестоимости, прибыли и рентабельности, этот раздел плана во многом является итоговым; в нем находят отражение результаты предыдущих планов; главная задача повышение эффективности производства - рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Здесь приводится смета затрат на производство/ реализацию, калькуляций себестоимости и отдельных видов продукции, себестоимость реализованной продукции и т.д.

8. Финансовый план составляется в форме балансов доходов и расходов.

9. План социального развития коллектива организации, предусматривает усиление воздействия социальных мероприятия на развитии производства и повышение его эффективности

10. План мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Основной информационной базой является: стратегия развития предприятия; показатели стратегического плана на соответствующий год; контрольные цифры и директивные указания (нормативный уровень рентабельности, цен); результаты предварительных маркетинговых исследований; договоры с поставщиками и заказчиками; отчетные данные прошлого года; результаты экономического анализа за 2-3 года и т.д..

 

Разрабатывается годовой план в 2 этапа:

 1 этап – формирование проекта текущего плана на соответствующий год. На данном этапе проводятся следующие мероприятия: изучение показателей стратегического плана, проведение анализа хозяйственной деятельности, выявление потерь, планирование мероприятий по ликвидации потерь, контроль пакета заказов, прогнозирование цен на продукцию и т.д. Итогом является составление годового плана в нескольких вариантах.

2 этап – происходит обсуждение, доработка и утверждение годового плана.

 

 


4 Содержание и показатели плана производства и реализации продукции

 

Производственная программа – это задание по выпуску продукции соответствующего качества в натуральных и стоимостных измерителях.

Производственная программа рассчитывается исходя из мощности предприятия с учетом потребности рынка в соответствующем виде продукции.

Требования к планированию производственной программы:

1. Ориентация плана на удовлетворение потребностей общества;

2. Экономическая обоснованность плановых расчетов (т.е. расчеты должны основываться на экономически обоснованных нормах);

3. Оптимизация плана производства (нахождение наилучшего варианта);

4. Обеспечение повышения качества выпускаемой продукции;

5. Обеспечение устойчивых темпов развития.

Производственная программа включает в себя следующие разделы:

1. План производства и реализации продукции в натуральных и стоимостных показателях;

2. Расчет остатков нереализованной продукции и незавершенного производства на начало и на конец года;

3. Баланс производственной мощности.

В план производства и реализации продукции включаются стандартная готовая продукция основных и подсобных цехов, полуфабрикаты, работы и услуги промышленного характера, предназначенные для реализации на сторону. Производственная программа разрабатывается совместно отделом маркетинга, производственным отделом, отделом сбыта и планово экономическим отделом.

Этапы разработки производственного плана:

1. Проводятся маркетинговые исследования, оценки рынка сбыта (прогноз спроса на продукцию по всему её ассортименту, прогноз будущих потребностей);

2. по результатам маркетингового исследования определяется ассортимент и количество планируемых к выпуску изделий;

3. потребности рынка сравниваются с возможностями производственных мощностей, составляется баланс производственной мощности;

4. разрабатывается окончательный вариант плана производства и реализации продукции

План производства и реализации продукции разбивается по кварталам с учетом количества рабочих дней в каждом квартале, обязательства по заключенным договорам, режима работы предприятия. (Цель – обеспечение ритмичности работы предприятия).

План производства и реализации продукции характеризуется следующими группами показателей: натуральные, стоимостные, трудовые, показатели качества.

1) План производства и реализации продукции в натуральном выражении определяется объемом продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в единицах измерения принятых в каждом конкретном производстве. Единицы измерения должны соответствовать характеру продукции, её назначению и потребительским свойствам.

Номенклатура – это перечень конкретных видов продукции в натуральном выражении.

Ассортимент – это расширенный набор разновидностей продукции в зависимости от вида, сорта, выбранного рецепта с учетом потребительского назначения данной продукции.

2) К стоимостным показателям относятся;

Товарная продукция - характеризует объем планируемой к выпуску продукции работ услуг производственного характера, предназначенных для реализации на сторону.

Товарная продукция планируется в оптовых ценах предприятия.

Реализуемая продукцияэто стоимость продукции работ, услуг, которая будет поставлена покупателям (заказчикам) и оплачена ими в течение планового периода.

 

Валовая продукция – это весь объем произведенной продукции предприятия, независимо от степени её готовности в оптовых ценах предприятия.

 

 

Незавершенное производство и его размеры зависят от длительности производственного цикла, объема производства продукции и т.д.

Незавершенное производство учитывается и оценивается по фактической (на начало планового периода) и плановой (на конец планового периода) себестоимости.

2) К трудовым показателям относятся показатели трудоемкости производственной программы в целом отдельных видов продукции.

 

3) К показателям качества относятся: соответствие продукции (ГОСТ, ТУ, ОСТ), коэффициент сортности.

 







Планирование производственной мощности

 

Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг) за единицу времени в плановом ассортименте при полном использовании производственного оборудования и площадей, при условии применении передовой технологии, современной организации производства и труда, обеспечении высокого качества продукции.

 

когда существует устойчивое соотношение между исходным сырьем и выходом ГП, то производственную мощность определяют в единицах ГП; когда такое соотношение отсутствует то производственную мощность определяют в количестве перерабатываемого сырья.

 

Основные факторы, определяющие производственную мощность:

1. количество единиц ведущего технологического оборудования;

2. технологические нормы производственного оборудования при производстве отдельных видов изделий;

3. годовой фонд рабочего времени каждой единицы ведущего оборудования (режим работы предприятия);

4. ассортимент продукции, планируемый к выпуску (увеличение ассортимента приводит к снижению выпуска продукции).

 

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производств.

Ведущее оборудование – это часть основных производственных фондов (ОПФ) на которых выполняются наибольший объем работ или важнейшие операции по изготовлению готовой продукции и которые по своим технико-эксплуатационным данным относятся к наиболее прогрессивному оборудованию.

 

На предприятиях, где нет ведущего оборудования, для определения производственной мощности производится сравнение максимальной производительности каждого вида оборудования и по минимальному результату определяется мощность на конкретный период времени.

В расчет мощности включается все оборудование, кроме резервного, учебного и оборудования опытно-экспериментальных участков.

При расчете производственной мощности не принимаются во внимание простои оборудования, вызванные отсутствием сырья, материалов, электроэнергии т.д., а также потери времени, связанные с исправлением брака.

 

Производственная мощность делится на:

1. Проектная производственная мощность устанавливается проектом строительства, реконструкции и расширения предприятия.

2. Входная производственная мощность – это мощность на начало года, (показывает, производственные возможности предприятие в начале года).

3. Выходная производственная мощность – это мощность на конец года.

4. Среднегодовая производственная мощность (Мср.г) служит основой для расчета производственной программы и определяется по формуле

    К – количество полных месяцев функционирования                                                     мощностей в течение года

Основными показателями уровня использования производственной мощности является:

1) коэффициент использования производственной мощности

 

           V – количество фактически произведенной продукции,

 

2) коэффициент загрузки оборудования

 

          Ффакт – фактически используемого фонда времени
                                       Фэф – эффективный фонд времени по тому же оборудованию.

 

P. S. Этот показатель выявляет излишнее или недостающее оборудование.

 

При рассмотрении мощности единицы (отдельного) оборудования используют понятие производительности.

Различают 3 вида производительности оборудования:

1. теоретическое (паспортное), она определяется количеством единиц качественной продукции, которое способно произвести оборудование в единицу времени (час, смена, сутки) при его непрерывной работе.

2. техническая производительность характеризуется количеством качественной продукции вырабатываемой в единицу времени при оптимальных организационно-технических условиях (меньше на сумму неустранимых потерь по причинам, зависящим от конкретного оборудования и организации технических условий производства.

3. эксплуатационная производительность, предусматривается для характеристики использования оборудования в реальных условиях.

 

 


6 Содержание, информационная база и порядок разработки плана технического и организационного развития (ТОРП)

 

План ТОРП – это развернутая программа действий предприятия по выявлению и использованию резервов повышения экономической эффективности производства.

 

В плане детализируются и конкретизируются основные направления развития организации определенной стратегическим планом.

В план ТОРП включаются мероприятия, направленные на повышение эффективности использования всех ресурсов предприятия и повышение качества выпускаемой продукции, т.о. мероприятия плана ТОРП взаимосвязаны с другими разделами текущего плана и показатели ТОРП значительно обуславливают целый ряд показателей других разделов текущего плана предприятий.

 

План ТОРП может разрабатываться по следующим направлениям:

1. план создания и освоения новых и повышение качества выпускаемых изделий;

2. план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

3. план внедрения прогрессивной технологии механ. и автоматизации производства;

4. план совершенствования управления планирования и организации производства;

5. план внедрения научной организации труда;

6. план внедрения мероприятий по экономии материалов топлива энергии;

7. план капитального ремонта и модернизации ОПФ.

 

По каждому мероприятию плана ТОРП рассчитывается экономический эффект и определяется изменение основных технико-экономических показателей деятельности предприятия (объем пр-ва., численность, материалоемкость) в результате внедрения всей системы мероприятий плана ТОРП.

Результаты расчета сводятся в таблицу, где находят отражение следующие показатели: наименование мероприятия; сроки начала и окончания работ; исполнители; сметная стоимость (всего и на планируемый год); источники финансирования мероприятий; экономический эффект в планируемом году (всего и в т.ч. за счет снижения себестоимости, за счет увеличения объема пр-ва, за счет повышения качества продукции); период окупаемости единовременных затрат; прирост мощности; изменение численности работающих.

 

Информационная база плана ТОРП: мероприятия, предусмотренные стратегическим планом развития организации; результаты НИОКР; результаты анализа хозяйственной деятельности; материалы аттестации качества; заказы на создание новых видов продукции и т.д.

 

План ТОРП составляется в 3 этапа:

1. подготовка основных направлений развития предприятия;

2. разработка проекта плана по выбранным направлениям в нескольких вариантах;

3. выбор оптимального варианта по заданному критерию оптимальности, уточнение и детализация проекта плана, обсуждение руководителями и специалистами, утверждение плана.

 

План ТОРП разрабатывается комиссией во главе с главным инженером важным моментом в разработке плана является проведение осмотра и анализа состояния техники, технологии, организации труда, культуры производства т.д.


7 Содержание, информ. база и порядок разработки плана рес. обеспечения

 

Материально-техническое обеспечение (ресурсное обеспечение) – это плановое распределение средств производства и организация рационального их обращения, осуществляемая предприятием в целях обеспечения непрерывности производственного процесса.

 

Задачи планирования ресурсного обеспечения:

1. увязка плана производства с материальными ресурсами;

2. достижение максимальной экономии ресурсов в процессе их использования.

 

Все материальные ресурсы можно разделить можно разделить на следующие группы:

1. сырье - это те предметы труда, которые составляют главную субстанцию готовой продукции (мука);

2. основные материалы входят в готовую продукцию, но не составляют ее основу (вода, соль, дрожжи);

3. вспомогательные материалы – это материалы, которые вещественно не входят в готовую продукцию, а лишь содействуют процессу производства продукции (фильтро-ткань, упаковка);

4. топливо и энергия (в экономическом смысле является одним из видов вспомогательных материалов, однако они выделяются в самостоятельную группу из-за своей народно-хозяйственной значимости и всеобщности использования).

 

Виды вспомогательных материалов:

1. материалы присоединяющиеся к продукту, но не меняющие его потребительского назначения (этикетка);

2. материалы участвующие в производственном процессе как необходимый элемент, но не присоединенные к готовой продукции (катализатор);

3. материалы обеспечивающие работу средств труда (смазка).

 

Точность и обоснованность расчетов показателей плана рес. обеспечения зависят от:

1. обоснованности и прогрессивности, удельных норм расхода мат. ресурсов;

2. соответствия расчетных показателей плана производства реальному объему производства в планируемом году.

 

Исходными данными для определения потребности в материально-технических ресурсах является: производственная программа по видам и ассортименту продукции; нормы расхода сырья материалов, топлива, энергии; действующие рецептуры и разрешенные замены; остатки материальных ресурсов на начало и на конец планируемого периода; данные плана ТОРП (мат. ресурсы на капитальное строительство, модернизацию); объемы поставок и цен материальных ресурсов по договорам.

 

План МТО формируется в 2 этапа:

1. разрабатывается проект плана в форме заявок, заявки содержат расчеты по всем требующимся видам МТР

2. проект плана корректируются на основе уточнения плана производства продукции, норм расхода материалов и их производственных запасов. Далее проект плана обсуждается на техническом совете предприятия, и утверждаются руководителем.


8  Определение плановой потребности предприятия в мат.-технических рес.

 

Потребность в МТР рассчитывается по следующим группам:

1. потребность в сырье и материалах;

2. потребность в топливе воде и энергии;

3. потребность в оборудовании.

 

Потребность в сырье и материалах определяется по каждому направлению использования: на основное производство; на ремонтно-эксплуатационные нужды; на капитальное строительство; на внедрение новой техники и проведение экспериментов; на изготовление технологической оснастки и инструмента; на создание производственные запасы.

 

Общая плановая потребность i-го вида материального и сырьевого ресурса может быть рассчитана по формуле:

 

 

Сij – плановый удельный расход i-го ресурса на единицу j-го вида продукции (работ, услуг)

Vj – плановый объем производства j-го вида продукции

Зi – планируемая величина абсолютного производственного запаса i-го вида ресурса

n – количество видов продукции на который потребовался i-й вид ресурсов.

 

Потребность материальных ресурсов i-го вида ресурса по определенному месту потребления определяется как произведение удельной нормы расхода на объем производства в месте его потребления.

 

Потребность в топливе, воде и энергии также определяется по направлениям их использования, которые принято группировать:

1. на основные технологические процессы по основному и вспомогат. про-ву;

2. на нужды промышленного транспорта;

3. на коммунально-бытовые и прочие нужды.

 

Методика расчета потребности в топливе, воде и энергии аналогична, методике расчета потребности сырья и материалов.

Если предприятия расходует несколько видов топлива, то при планирования потребности в нем определяется структура потребляемого топлива исходя из сложившихся соотношений.

 

Потребность в оборудования определяется в следующих случаях:

1. для замены физически изношенного и морально устаревшего оборудования, потребность рассчитывается на основе актов технического состояния действующего парка машин и оборудования.

2. для изменения предприятий мощности в связи с изменениями производ. программы, потребность рассчитывается на основе сопоставления плана произвед. продукции, производственной мощности и плана капитального строительства;

3. для механиз. и автоматиз. производственных процессов внедрения новой техники и передовых технологий, потребность определяется на основе данных плана ТОРП;

4. для ремонтно-эксплуатационных нужд, потребность определяется с учетом объема ремонта парка машин.


9  Планирование норм и нормативов

 

В целях повышения эффективности производства необходимо разрабатывать планы на основе прогрессивных наиболее напряженных норм и нормативов.

Норма – это максимально допустимая величина расхода сырья, топлива, энергии и других ценностей на единицу продукции или отдельно взятую операцию.

Норматив – это относительная величина, показывающая степень использования средств и предметов труда (% использования производственных мощностей, % отходов и потерь и т.д.)

Для правильного обоснования плановых норм и нормативов необходимо производить сравнение отчетных данных с плановыми, а также с фактическими показателями прошлых лет.

 

При планировании норм и нормативов используется следующие методы:

1. расчетно-аналитический, используются готовые нормативы времени;

2. опытно-исследовательский, сущность метода заключается в сопоставлении опытно-производственных результатов с опытно-лабораторными;

3. отчетно-статистический, используется в случаях невозможности использования первых двух методов, за норму принимаются фактические данные без их анализа и учета изменения в перспективе, что является не достаточно обоснованным;

При планировании необходимо стремиться к созданию таких норм и нормативов, которые бы отражали последние достижения науки и техники передовой организации производства и труда. Обоснование норм и нормативов должно быть дано в пояснительной записке к плану.

 

Группировка норм и нормативов может быть произведена:

1. по объекту нормирования различают нормы регламентирующие использование различных видов ресурсов и направление работы производственных звеньев (нормы по труду, по использованию орудий труда, материально-энергетических ресурсов, по качеству готовой продукции и т.д.);

2. по периоду действия: оперативные, текущие, перспективные;

3. по степени детализации:

3.1. по детальные (по операционные нормы) устанавливают расход материалов или затраты труда необходимых для изготовления деталей (или заданную операцию технологического процесса);

3.2.поузловые и поиздельные;

3.3. групповые нормы устанавливаются при производстве одноименной продукции разных типоразмеров. Эти нормы устанавливаются на группы изделий в натуральном или стоимостном выражении и используются при среднесрочном планировании;

3.4. укрупненные нормы устанавливают затраты на обезличенный или условный вид продукции их используют при оценке эффективности работы укрупненном анализе использования материалов и в целях составления прогнозов;

4. по масштабу применения: цеховые, заводские, отраслевые, межотраслевые, общепромышленные, типовые (универсальные).

 

Система норм на предприятии не имеет универсального характера, в разных отраслях имеются свои особенности в номенклатуре применяемых норм и в методике определения их уровня.


10  Планирование производ. запасов. Баланс материального обеспечения

 

Производственный запас материальных ресурсов является составной частью потребности предприятия в материальных ресурсах.

Величина производственного запаса может быть выражена:

1. в днях (относительная величина производственного запаса / норма запаса);

2. в натуральных единицах измерения (абсолютный производственный запас);

3. в денежных единицах измерения (норматив ОбСр).

 

Норма запаса – это минимальное количество запасов в днях, необходимое для бесперебойной работы предприятия.

норматив ОбСр – это минимально необходимые, и не снижающиеся потребности в денежных средствах, вложенных на разных стадиях кругооборота ОбСр.

 

Величина производственного запаса зависит от:

1. потребностей в материалах на основное производство и другие цели;

2. плановых интервалов и объемов поставок, зависит от условий пр-ва поставщика.

 

Норма запаса определяется на основе фактических данных о поступлении и потребители соответствующего материала в базовом периоде.

 

Норму производственного запаса можно условно разделить на части:

1. текущая часть обеспечивает повседневные потребности предприятия в промежутках между двумя очередными поставками материалов и определяется:

Нт = И / 2,                                                                            (1)

где Нт – норма текущего запаса данного материала, дни;

И – интервал времени между двумя очередными поставками, дни;

2. страховая часть (гарантийный запас) - это добавление к текущей части для гарантии с определенной степени надежности обеспечения материалами при нарушении режима поступления и расхода производственного запаса.

В случаях отсутствия данных величину страхового запаса необходимо брать в разделах 50% от текущего запаса.

3. подготовительная часть (технологический запас) – это запас необходимый для обеспечения производства материальными ресурсами в период выполнения операций по разгрузке, приемке и подготовки ресурсов к подаче в производство.

Величину подготовительного запаса определяют на основе фактических данных за предшествующий период.

4. сезонный запас обеспечивает непрерывность производства при сезонном поступлении и потреблении материалов (создается помимо текущего запаса в производствах с сезонным характером).

 

Таким образом, норма производственного запаса для предприятия определяется следующим образом:

Но = Нт + Нг + Нтех + Нсез.

 

После расчета потребностей в материальных ресурсах разрабатывают материальные балансы, на основе которых заключаются договора на поставку материальных ресурсов. В материальном балансе отражается:

1. потребность в материальных ресурсах на планируемый период исходя из намеченной производственной программы и объемов различных видов работ;

2. нормируемый производственный запас в ресурсах и днях;

3. покрытие потребности за счет остатков ресурсов на начало планируемого периода и за счет поставок.

 

 

 ( примерная таблица материального баланса)

Наименование материалов сырья

Планируемая потребность

Покрытие плановой потребности

На планируемый объем производства продукции

На создание производственного запаса

Всего

За счет остатков на начало планируемого периода

За счет поставок

Относительный запас в днях Натуральные единицы измерения
1 2 3 4 5 6 7

 

 


11  Содержание плана по труду и заработной плате

 

Кадровое планирование (планирование персонала) – это процесс обеспечения организации необходимым количеством квалифицированного персона­ла принятого на определенные должности в конкретные временные рамки.

 

Основными разделами плана по труду и заработной плате являются:

1. план повышения производительности труда

2. план по численности работающих

3. план по заработной плате

4. план подготовки специалистов и повышения квалификации кадров

 

Задачи плана по труду и заработной плате:

1. обеспечение устойчивых темпов роста производительности труда;

2. обеспечение превышения темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.

 

Информационная база плана по труду и заработной плате:

1. минимальный размер месячной заработной платы установленной в законодательном порядке;

2. объем производства товарной продукции в за планируемом ассортименте в натуральном и стоимостном измерителях;

3. данные ТОРП о высвобождении работников промышленно-производственного персонала (ППП) в результате мероприятий плана ТОРП;

4. планируемые технико-экономические нормы и нормативы (норма времени, норма выработки, обслуживания)

5. формы и системы оплаты труда на предприятии в плановом периоде;

 

При разработке плана по труду и заработной плате основное внимание уделяют:

1. рациональному использованию трудовых ресурсов;

2. снижению трудоемкости изготавливаемой продукции;

3. сокращению численности работников на вспомогательных и обслуживающих работах;

4. улучшение использования фонда рабочего времени.

(ликвидация потерь и непроизводственных затрат)

 

Разрабатывается план по труду и заработной плате в три этапа:

1. разрабатывается предложение по направлениям повышения производительности труда, определению норматива заработной платы на 1 руб. товарной продукции и лимиту численности;

2. разрабатывается проект по разделам по кварталам;

3. обсуждение плана, внесения корректив, утверждение руководителем.

 


12  Планирование производительности труда

 

Планирование ПрТр – это определение уровня производительности труда и темпов её роста, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

Применяются следующие методы планирования ПрТр:

­ метод корректировки базисной ПрТр с учетом ее изменения в планируемом году за счет технико-экономических факторов;

­ метод прямого счета на основе трудоемкости производственной программы;

­ укрупненные методы.

Первый и второй метод обладают высокой точностью и обоснованностью планируемых показателей, однако имеют большую трудоемкость расчетов. Поэтому они применяются на стадии окончательного составления плана и при планировании отдельных инновационных проектов. Укрупненные методы планирования ПрТр нашли широкое распространение на стадии предплановой подготовки и в прогнозных расчетах, а также при разработке соответствующих нормативов.

 

1. Метод планирования ПрТр по технико-экономическим факторам может быть реализован в двух вариантах.

1.1 Метод основанный на пофакторном расчете численности, состоит из этапов:

а) Определяется расчетная численность ППП фирмы в плановом периоде (условная численность, которая потребовалась бы для выпуска планового объема продукции при сохранении базисного уровня выработки продукции на одного работающего);

б) Рассчитывается изменение численности работающих под влиянием различных факторов роста ПрТр и определяется общее уменьшение (увеличение) численности путем суммирования полученных величин по всем факторам.

г) Рассчитывается плановая ПрТр методом корректировки базисных показателей производительности с учетом их изменения в планируемом году; либо посредством расчета планируемых объемов производства и плановой численности работающих

д) Определяется доля прироста продукции за счет повышения ПрТр.

1.2 Метод основанный на пофакторном расчете производительности труда, состоит из следующих этапов:

а) Рассчитывается исходная численность. (аналогично первому варианту).

б) Определяется рост (снижение) плановой ПрТр по сравнению с базовым уров­нем по каждому технико-экономическому фактору и в целом по предприятию.

в) Рассчитывается планируемое уменьшение (увеличение) численности работников по каждому технико-экономическому фактору и в целом по фирме.

г) Определяются остальные плановые показатели (уровень и темп роста ПрТр, доля прироста продукции за счет повышения ПрТр и др.) аналогично первому варианту.

2. Планирование ПрТр на основе Те производственной программы осуществляется прямым счетом на основе трудоемкости продукции. Применение данного метода предполагает наличие на предприятии научно обоснованных норм времени и сдельных расценок на все виды работ, точный учет затрат труда.

3. Укрупненные методы планирования ПрТр основаны на связи ПрТр с другими параметрами, характеризующими состояние производства на предприятии, (величина потерь рабочего времени и т.п.). Зная величину этих параметров в планируемом периоде, можно рассчитать значение ПрТр. Установление характера и количественного выражения связи широко осуществляется на основе экономико-математических моделей или сложившейся динамики (экстраполяции).


13  Планирование численности работающих на предприятии

 

Планирование численности работающих – это процесс определения потребностей организации в персонале. Эта потребность обуславливается стратегией развития организации, финансовыми возможностями, рыночной конъюнктурой и т.д.

 

методы определения потребностей в персонале: экстраполяции; экспертных оценок; расчетно-аналитический.

P.S. Выбор метода планирования численности обусловлен спецификой предприятия.

 

Информационная база при планировании численности: производственная программа предприятия; плановые нормы времени, выработки, обслуживания, удельная технол. Те и т.д.; баланс раб.времени на планир. год; штатное расписание.

 

Планированию численности предшествует составление баланса рабочего времени одного работника. Плановый полезный фонд рабочего времени принимается за основу при дальнейших расчетах численности.

 

Планирование численности работников осуществляется по категориям персонала:

Численность руководителей и специалистов планируется исходя из структуры предприятия.

Численность младшего обслуживающего персонала планируется по нормам обслуживания или по рабочим местам.

Численность работников охраны планируется в зависимости от охраняемой площади, числа постов охраны, режима работы предприятия.

Планирование численности учеников осуществляется в соответствии с планом подготовки и повышения квалификации кадров.

 

Планирование численности рабочих может осуществляться с помощью следующих методик:

1. по уровню трудоемкости продукции:

 

 

Теi – планируемая удельная технологическая трудоемкость при производстве i- го вида продукции;

Vi – планируемый объем производства i-го вида продукции;

Фн – планируемый годовой полезный фонд рабочего времени одного рабочего;

Квн – планируемый коэффициент учитывающий выполнение норм выработки.

2. по нормам выработки:

 

 

Нвыр – планируемая норма выработки одного раб. при производстве i-го изделия.

3. по нормам обслуживания:

 

Ni – планируемое количество единиц i-го оборудования, которое необходимо обслужить в течение смены.

Hoi - планируемая норма обслуживания i-го вида оборудования в смену 1 рабочим.

4. по нормам времени:

 

Hвi – планир. норма времени на обслуж. единицы i-го вида оборудования в смену

Кi – плановое количество смен работы i-го вида оборудования в плановом году.


14  Планирование заработной платы

 

Заработная плата планируется в организации в виде фонда заработной платы и средней заработной платы.

P. S. системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат устанавливаются предприятиями самостоятельно (за исключением организаций, финансируемых за счет бюджета) и закрепляются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами.

 

Фонд заработной платы (ФЗП) – это сумма денежных выплат по тарифным ставкам, сдельным расценкам, окладам, премиальным положениям со всеми видами доплат и надбавок (без поощрительных выплат из прибыли).

Фонд оплаты труда (ФОТ) – это ФЗП, учитываемый в себестоимости, и фонд материального поощрения, образуемый за счет прибыли.

 

В состав фонда заработной платы включают:

1. оплата за отработанное время: заработная плата, начисленная по тарифным ставкам и окладам; заработная плата, начисленная по сдельным расценкам; стоимость продукции планируемой к выдаче в виде натуральной оплаты труда премии и вознаграждения, носящие регулярный и периодический характер; стимулирующие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам за совмещение профессий и должностей, за профессиональное мастерство и т.д. компенсационные выплаты за вредные условия труда, работу в ночное время, выходные дни, оплата сверхурочной работы и др.;

2. оплата за неотработанное время: оплата ежегодных основных отпусков; оплата дополнительных отпусков; оплата льготных часов подростков; оплата простоев не по вине работника, вынужденный прогул.

3. единовременные поощрительные выплаты (премии, вознаграждения за выслугу лет, материальная помощь, оплата дополнительных услуг работникам и др.);

4. выплаты на питание, жилье, топливо и т.д.

 

Планирование фонда заработной платы рабочих может осуществляться:

1. для рабочих сдельщиков 

 

       ФЗП = Vi * Pi;

 

Pi – планируемая сдельная расценка за единицу i-го вида продукта.

2. для рабочих повременщиков

 

       ФЗП = Фп * Чп * Ср

 

Чп – плановая численность повременщиков;

Ср – среднегодовая тарифная ставка рабочего повременщика.

 

 

Планируемый ФЗП руководителей, специалистов, служащих определяется на основе штатного расписания установленных должностных окладов и персональных надбавок. На некоторых предприятиях аналогичный метод планирования заработной платы используется для рабочих. Ср. ЗП планируется для ППП раздельно как по производственным подразделениям, так и по категориям работников. Составление плана по ЗП предшествует анализ состава ЗП всех категорий работников.


15  Содержание экономического прогнозирования

 

Прогнозирование является необходимым элементом планирования управления, а также формирование стратегии и тактики решения социально-экономических и научно-технических задач.

 

В зависимости от конкретности научного суждения различают: гипотезу, прогноз; план.

 

Гипотеза – это обобщенное предвиденье на уровне общей теории о характере развития процесса, явлений или объекта.

Прогноз – это научно-обоснованное суждение о состоянии объекта или явления на основе количественных и качественных характеристик.

План – это конкретное предвиденье состояния явления или объекта.

 

Отличия между прогнозами и планами следующие:

1. план имеет более конкретный характер состояния явления, а прогноз оценивает его с вероятностью точки зрения;

2. при прогнозировании и планировании используются разные методы;

3. прогнозирование является составной частью планирования.

 

Классификация методов прогнозирования:

1. совокупность методов, которые базируются на экстраполяции и моделировании закономерностей развития изучаемого явления (метод экстраполяции, корреляционный метод, балансовый и т.д.);

­ методы прогнозирования с помощью чисто статистических динамических рядов (прогнозирование осуществляется на базе количественного анализа прошлой динамики переменной);

­ прогнозирование на базе экономических моделей (прогнозирование осуществляется на базе прошлой динамики прогнозного показателя с учетом зависимости этого показателя от других экономических переменных);

2. методы, основанные на экспертизе анализируемого процесса (методы индивидуальной и коллективной экспертизы).

 

Классификация прогнозов:

1. в зависимости от сферы прогнозирования: социальные; экономические; научно-технические.

2. в зависимости от масштабов: народно-хозяйственные; отраслевые; региональные; прогнозы отдельных организаций

в зависимости от продолжительности периода упреждения: краткосрочный (до 2 лет); среднесрочный (от 2 до 10 лет); долгосрочный (более 10 лет).

 

Ответы на вопросы к Госэкзамену











Дисциплина «Маркетинг»

Дата: 2019-02-25, просмотров: 317.