На формирование и развитие романтизма в культуре России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции.
Особенностью русского романтизма является развитие и углубление задач русского Просвещения в искусстве романтизм, и в этом главное отличие русского романтизма от западноевропейского, утверждавшегося в борьбе с просветительской идеологией.
Романтизм в русской литературе отличаются многообразием течений: элегический (В.А.Жуковский), революционный (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбеккер), философского (Баратынский, Батюшков), их взаимопроникновением и условностью определений.
Синтетическим характером отличается творчество А.С.Пушкина, которое уже в данный период времени отличается реалистическими началами. Мир пушкинских героев отличается народным своеобразием и ярким образным языком.
Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю.Лермонтов - прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения. Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер.
Русская романтическая проза представлена В.Ф.Одоевским, исторические и фантастические новеллы которого полны интереса к истории, прошлому России, наполнены мотивами чудесного, таинственного, народным фольклором.
Основной особенностью романтизма в русской живописи является сочетание романтизма с реалистическими исканиями. Возникает особый интерес к духовному миру человека. Художники русского романтизма: О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, К.П. Брюллов.
Большую роль в творчестве художников-романтиков играл автопортрет. Он предстал как история духовной жизни общества, показывая личность современника, который отражал мир глубоких человеческих чувств и страстей.
Особое влияние на формирование музыкального искусства начала XIX века оказал национальный подъем русского самосознания. Творчество великого русского композитора М.И.Глинки - начало новой эпохи развития музыкального искусства. Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов. Высокие идеалы русского искусства предстают перед в операх Глинки. В героико-патриотической опере "Иван Сусанин" композитор стремится передать образ мыслей и чувств народа.
Академизм и романтизм в русской живописи первой половины XIX века
Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Официально признанным методом был классицизм (академизм). Академия художеств строго требовала следовать канонам классицизма.
Академизм – это вечная, классическая традиция, которую каждый художник впитывает и реализует в своем творчестве в меру своего таланта. Чертами академизма отмечено творчество великих русских художников — К.П. Брюллова и А.И. Иванова.
В картине Брюллова «Последний день Помпеи» представлено огромное разнообразие человеческих характеров, раскрытых с помощью языка жестов и поз. Брюллов - непревзойденный мастер моделировки объема: с помощью светотени ему удается достичь иллюзии полной трехмерности.
Для А.А. Иванова делом всей жизни стало его произведение «Явление Христа народу». Как и Брюллов, Иванов много лет провел в Италии, изучая античное искусство. На полотне запечатлено огромное многообразие мотивов движения, жеста, групповых «постановок». Скульптурная объемность фигур достигнута с помощью выразительного контура, световой насыщенности тонов, которыми «выстраивается» на холсте человеческое тело.
Новизну привнес в русское искусство романтизм – европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII — XIX веков. В России романтизм приобрел свою особенность: в начале века он имел героическую окраску, а затем – трагическую.
Ярче всего романтизм проявил себя в портретном искусстве. Самым значительным портретистом первой трети XIX в. был О. А. Кипренский. В 1804 г. он создал одно из самых интересных своих произведений – портрет Адама Швальбе. В творчестве Кипренского сформировался своеобразный тип камерного портрета, с проникновенной глубиной раскрывающего духовную жизнь человека.
Замечательным живописцем, создателем своеобразного национально-романтического течения в русской живописи был А.Г. Венецианов. Венецианов создал уникальный стиль, соединив в своих произведениях традиции столичного академизма, русский романтизм начала XIX в. и идеализацию крестьянской жизни. Он стал родоначальником русского бытового жанра.
Еще один известный представитель русской живописи – А.О. Орловский. Художнику были интересны свободные, сильные люди, национальные особенности различных народностей. В своих картинах Орловский порой изображал характерные, острые сцены.
Художник-портретист Василий Андреевич Тропинин выражал своих персонажей будничнее и проще, что свидетельствует о следовании художником характерных для того времени новых тенденций к демократизации искусства. Он написал самый известный и реалистичный портрет А.С.Пушкина в 1827 г.
С именем П.А. Федотова связан важный этап становления реалистической живописи XIX века. В своих картинах живописец показывал жизнь горожан: среди персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки. Федотов большое значение придавал наблюдениям окружающей его жизни, много делал набросков с натуры.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 244.