Страна | Фамилия | Основные заслуги и взгляды |
Франция | Рене Декарт 1596-1650 | Философ, математик, механик, физик, физиолог. Рационализм как универсальный метод познания. «Мыслю, следовательно, существую». |
Дени Дидро 1713-1784 | Убежденный противник абсолютизма, церкви. Организатор и редактор Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел. | |
Жан Жак Руссо 1712-1778 | Философ, писатель, мыслитель. Идея «естественного человека». Трактат «Эмиль, или о воспитании». | |
Вольтер 1694-1778 | Философ, писатель, поэт, драматург. Критиковал абсолютизм, прославлял разум, борьбу за веротерпимость и права человека, за что был неугодным французскому королевскому двору. | |
Англия | Джон Локк 1632-1704 | Философский труд «Опыт о человеческом разумении». Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. |
Фрэнсис Бэкон 1561-1626 | Философ, историк, политический деятель. Обосновал индуктивный метод как научный метод. Эмпирическое познание мира. | |
Исаак Ньютон 1643-1727 | Физик, математик, механик, астроном. Обосновал закон всемирного тяготения. Знание, которое нельзя выразить математическим уравнением, нельзя назвать научным. | |
Германия | Иммануил Кант 1724-1804 | Философ. Прекрасное и возвышенное служит для него стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в человеке. |
Георг Гегель 1770-1831 | Философ. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицанием. | |
Нидерланды | Бенедикт Спиноза 1632-1677 | Философ. Труд «Этика» в виде математического трактата с постановкой задач, доказательством теорем, обоснованием гипотез. |
В XVIII в. появляется новый раздел философии – эстетика, которая рассматривает проблему прекрасного.
Основные художественные стили XV – XVII вв. – барокко и классицизм.
Барокко (1600 – 1750 гг. в Европе) в переводе с португальского — жемчужина неправильной формы. В барокко осознана условность гармонии. С помощью этого стиля человек пытался выйти за пределы видимого мира, за грань возможного.
Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
Проявления барокко в архитектуре:
- криволинейность планов, изгибы стен, на которых держатся карнизы, фронтоны, пилястры;
- окна украшаются наличниками, ниши — статуями;
- росписи, лепнина, отделка цветным мрамором и бронзой;
- контрасты светотени;
- перспективные и иллюзионистические эффекты.
П.П. Рубенс (Фландрия), Веласкес (Испания), Х. Рембрандт (Голландия) – живописцы.
Классицизм — XVII в. Франция — основан на следовании принципам античного искусства: рационализм, простота, симметрия, целенаправленность, сдержанность и строгое соответствие содержания произведения его форме. Задача данного стиля — прославление могущества абсолютного монарха. В Версале (Франция) соединились черты как классицизма, так и барокко.
Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
Жанры в живописи и литературе:
Высокие жанры | Низкие жанры | |
Живопись | Исторические, мифические, религиозные полотна | Пейзаж, портрет, натюрморт |
Литература | Трагедия, эпопея, ода | Комедия, сатира, басня |
Классицизм в литературе Франции: Франсуа де Ларошфуко. «Хочешь быть умным, научись внимательно слушать, разумно задавать вопросы и переставать говорить, когда нечего сказать».
Мари Мадлен де Лафайет: первый психологический роман «Принцесса Клевская», пользовавшийся огромным успехом у читателей. Шарль Перро и его сказки.
В конце XVII в. появилась опера, спустя 100 с лишним лет – оперетта и классический балет. Величайшим созданием европейской культуры Нового времени является классическая музыка.
XVII – первая половина — XVIII в. – век концертов. Оркестры увеличиваются, в них включаются деревянные духовые инструменты (кларнет, гобой, флейта, фагот) и появляется симфония. И. Бах (1685 – 1750), В.А. Моцарт (1756 – 1791), Л. Бетховен (1770 – 1827).
34. Западноевропейская культура XIX века. Особенности художественных стилей (романтизм, реализм, импрессионизм, символизм).
Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании).
В XIX в. происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо. В условиях интенсифицирующейся механизации человек уходит на периферию духовной жизни, отрывается от духовных основ. Место ремесленного труда, связанного с личностью и творчеством мастера, занял монотонный труд.
Основными художественными направлениями в развитии европейской культуры XIX в. были классицизм (который отживал свой век) романтизм, реализм:
Романтизм – направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов
Реализм – направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.
Во второй половине XIX века возникают новые художественно-эстетические теории:
Импрессионизм – (от фр. impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни.
Художники импрессионизма: Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей, Писсарро.
Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.
Мастера символизма: Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.
35. Своеобразие российского типа культуры. Место и роль России в мировой культуре.
Для понимания особенностей русской культуры XIX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в “золотой век” Екатерины II. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой.
Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь, оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. 'Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других.
Культурно-исторический процесс в России в XIX в. имеет свои особенности. С одной стороны, происходила специализация различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой — усложнение самого культурного процесса, т.е. большее “соприкосновение” и взаимовлияние различных областей культуры: философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т.д. В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка “элитарной” культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в.
В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий — духовенства и дворян. В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа — крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты).
В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина “Вольность”, его “Послание в Сибирь” декабристам и “Ответ” на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева “К временщику” (Аракчееву), стихотворение Лермонтова “На смерть поэта”, письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь.
Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века — исключительное явление. Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей.
В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России.
Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область.
В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. “Знамением” времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.
В XIX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Л. Чебышев, М.В. Остроградский, Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский и др.
36. Языческая культура Древней Руси.
Русь была языческой до 988 – 989 года, пока князь киевский Владимир Святославович не принял в качестве государственной религии христианство, заимствованное в Византии.
Язычество - религия, основанная на веровании в нескольких богов одновременно, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве.
Славянское язычество начало формироваться примерно во 2-1-м тысячелетии до н.э. под влиянием индоевропейской культуры, когда славяне стали из нее выделяться в самостоятельные племена. Перемещаясь и занимая новые территории, славяне знакомились с культурой своих соседей и перенимали у них определенные черты. Так, именно индоевропейская культура принесла в славянскую мифологию образы бога грозы, бога скота и образ матери-земли.
Славянское язычество имеет немало общего с германо-скандинавской культурой, оттуда славяне взяли образ мирового древа, драконов и многих других божеств, которые позднее трансформировались в зависимости от условий проживания и особенностей славянской культуры.
После того как славянские племена сформировались и начали активно заселять новые территории, уходить друг от друга и разъединяться, трансформировалось и язычество, в каждом племени появились свои особенные ритуалы, свои названия для богов и сами божества. Так, к 6-7-му вв. религия восточных славян довольно ощутимо отличалась от религии западных славян.
В древности человеку казалось, что вся его деятельность – хозяйственная, государственная, семейная, военная – находятся под контролем высших сил. Жизнь человека, его благополучие зависят только от воли языческих богов. Их изображения вырезали из дерева и камня, им поклонялись, совершали жертвоприношения. Эти фигуры богов назывались идолами, или кумирами.
Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, покровительства, им приносили жертвы - чаще всего это был скот. Нет точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян.
Основными чертами славянского язычества как мировоззрения являются вера в одушевлённость природы (аниматизм и анимизм), культ предков и сверхъестественные силы, которые постоянно присутствуют и принимают участие на протяжении всей жизни каждого человека, развитая низшая мифология, убеждённость в возможности воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии.
Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы. Отсюда вытекают и боги - повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов, у славян были и более мелкие божества - домовые, русалки и пр. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существование у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.
37. Византийский фактор в становлении древнерусской культуры.
Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытывала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство.
В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. В начале нашей эры апостол Андрей Первозванный - старший брат апостола Петра - отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет» , апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на Киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских» . Дальнейший путь летописца лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского народа.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт, как богатому вельможе, так и простолюдину, в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.
Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
Византийские мастера построили на Руси первые каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями; из Константинополя в Киев и другие города были привезены первые образцы живописного искусства -- иконы и миниатюры манускриптов.
Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего «образ» , «изображение» ) возникла до зарождения древнерусской культуры, и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.
Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.
Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.
Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи -- «воплотить слово» , воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово» . Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески -- книги) -- книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.
Вскоре после завершения главного храма Руси -- Софии Киевской (чье посвящение повторяло имя главной церкви столицы Византии -- Константинополя) было написано «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, имевшее целью утвердить основы нового христианского миросозерцания. Таким образом, в конце 10 века земли Киевской Руси вошли в ареал христианского мира, попав под влияние Византии.
38. Культура России в эпоху петровских реформ.
Культура XVIII века есть по сути переходный период от наследия Киевской Руси к классической культуре XIX века. Началом этого перехода стали преобразования Петра – первая попытка модернизации России «сверху».
Причины реформы культуры и предпосылки культурных преобразований Петра I:
- Петр I стремился сломать сложившиеся русские традиции для установления европейских ценностей.
- Великое посольство Петра I в Европу позволило ему ознакомиться с европейскими порядками и проникнуться зарубежной культурой.
- С юных лет царь всячески противился устоявшимся нормам русского общества, считая их варварскими и устаревшими.
Реформы и преобразования культуры Петра I Великого:
- Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор. Созданный в начале 1690-х годов, этот пародийный собор просуществовал около 30 лет, и послужил, среди прочих деяний, для восприятия некоторыми слоями общества Петра I как Антихриста.
Главной чертой «Собора» было отчётливое пародирование обрядов католической и православной церквей; сопровождавшееся употреблением ненормативной лексики, водочных возлияний и всяческих передразниваний реальной жизни.
- Разрешение на курение и продажу табака. Во время Великого посольства 1697-98 годов, Пётр I кардинально изменил своё отношение к вопросу табакокурения. Основной причиной этого обычно называется тот факт, что царь сам пристрастился к вредной привычке пока путешествовал по Европе. В результате, личным указом в 1697 году Пётр I русским купцам разрешил торговать табаком, а уже к 1716 году на территории будущей Украины была создана первая российская табачная плантация.
- Бритье бороды и новая одежда. По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем — ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.
- Новое летоисчисление и календарь. При Петре в России был введен европейский календарь. Ввели его 1 января 1700 году (1 января 7208 года по церковному календарю). До этого действовал календарь, где летоисчисление велось от Сотворения мира, а не от рождества Христова, а новый год начинался 1 сентября. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга. Теперь у государства был один календарь, у церкви другой.
- Создание общественного театра. Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры. К 1702 году прямо на Красной площади в Москве была сооружена «Комедиальная храмина» — общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и себербра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры — театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики. После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне.
- Ассамблеи при Петре I. Среди прочих изменений культуры светского общества, нельзя пропустить введение в быт русского дворянства так называемых Ассамблей. 25 ноября 1718 года Пётр I издаёт указ о новом развлечении для жителей городов.
Главными новшествами данных мероприятий были:
· Разрешение на свободное посещение для женщин.
· Ассамблеи для всех, кроме крестьян и слуг
· Основным средством досуга предполагалась игра в карты или шахматы, курение, танцы, разговоры и распитие спиртного
Поведение на ассамблеях было регламентировано петровским указом, согласно которому на ассамблеи были обязаны являться не только дворяне, но и их жёны, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.
- Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосное пение ансамбля или хора певцов без музыкального сопровождения, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников).
- Архитектура петровского времени представлена прежде всего ансамблями зданий Санкт-Петербурга, для строительства которых были приглашены лучшие зарубежные специалисты — Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли. Но участвовали в этой работе и русские архитекторы — И. К. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры того времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения Петергофского ансамбля.
- Изобразительное искусство первой четверти XVIII в. представлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовали в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером в этом направлении был А. Ф. Зубов. Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет. Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин (1690–1742 гг.), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе») присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера.
39. Классицизм в русской культуре XVIII в. – первой половины XIX вв.
Классицизм - стиль в русской архитектуре XVIII - первой половины XIX веков. Существеннейшей чертой русского классицизма явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерной системе с колоннами) как к идеальному эстетическому эталону.
- Русский классицизм в литературе. В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась, по сути, адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не преходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин). Ломоносов создает свою теорию русского литературного языка с опорой на опыт греческой и латинской риторики, Державин пишет «Анакреонтические песни» как сплав русской реальности с греческими и латинскими реалиями, отмечает Г. Кнабе.
- Русский классицизм в живописи. В XVIII веке характер русской живописи значительно изменился. В Средние века она полностью находилась под влиянием церкви. Художники были обязаны изображать только Бога и святых. В целом, господствовала иконопись. Век Просвещения освободил живописцев от этого и переключил внимание на человека. Большой популярностью начинает пользоваться портретная живопись. Живопись эпохи классицизма, в отличие от архитектуры и скульптуры, не была настолько строго подвержена влиянию главного стиля эпохи. Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот, выходили на первый план. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо — сентиментализм — романтизм», давшая в этот период таких художников, как Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский. Тем не менее, даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. А сильнее всего из всех жанров живописи он отразился в исторической.
- Русский классицизм в архитектуре. Особенностью русского классицизма в архитектуре являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.
В раннем русском классицизме (1760—1770 гг.) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790 гг.) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов. К раннему русскому классицизму относят архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова, Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди. Архитекторы зрелой поры классицизма — Дж. Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве.
- Русский классицизм в скульптуре. Античная скульптура была известна по оригиналам и гравюрам, и поэтому стала отличным образцом для новых мастеров. Многие русские художники сделали своей главной задачей постижение античного идеала, меры классического совершенства. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Произведения русской скульптуры эпохи классицизма — крайне высокого художественного уровня и большой образной выразительности. Мастера этого стиля, прежде всего — Фёдор Гордеев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Прокофьев. Эти скульпторы в некоторых произведениях еще не совсем свободны от влияния барокко, однако в зрелых работах они выражали эстетический идеал классицизма вполне совершенно.
- Русская музыка дольше, чем другие направления искусства, сохраняла зависимость от церкви. Церковная музыка до конца XVIII века оставалась единственной формой творчества русских композиторов. При этом иностранные музыканты, приезжающие в Россию, не обращали никакого внимания на сложившиеся национальные музыкальные традиции. Это привело к тому, что русская музыка "запоздала" в переходе к классицизму.
40 Владимиро-Суздальская школа архитектуры и белокаменной резьбы
Владимиро-Суздальская школа. Одна из наиболее значительных школ в развитии древнерусской архитектуры и искусства. Сложилась во Владимиро-Суздальском княжестве периода его расцвета (XII - первая половина XIII в.). В памятниках архитектуры этой поры (Золотые ворота, Успенский собор, церковь Покрова-на-Нерли, Дмитриевский собор и др.) ощутима связь с традициями киевского зодчества. Отличительная особенность Владимиро-Суздальской школы - появление пластического декора на культовых сооружениях - от сдержанного (церковь Покрова-на-Нерли, 1165) до почти сплошь покрывающего верхнюю часть стен каменного кружева Дмитриевского собора во Владимире (1194-97) и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-34). Изображение на этих каменных рельефах не только библейских персонажей (играющего на арфе царя Давида, святых, мчащихся всадников и т. д.), но и "всего сущего" (цветов, деревьев, фантастических птиц и зверей) сближает эту каменную летопись с фольклором - былинами, сказками, отзвуками языческих верований. Народность Владимиро-суздальских рельефов подтверждают также их стилистические особенности: плоскостность, некоторая грубоватость, свидетельствующая о несомненной связи с распространенной на Руси резьбой по дереву.
41. Новгородская школа архитектуру, иконописи и фрески.
Новгородская школа (2-я треть 12 — начале 16 вв.), одна из наиболее значительных школ древне-русского искусства, сложившаяся в Новгороде в период феодальной раздробленности и сыгравшая большую роль в развитии русской культуры. Активность и известный демократизм общественной жизни Новгородской феодальной республики определили особую полнокровность искусства Н. ш., сравнительно свободное проникновение в него отголосков современной жизни, ясность, конкретность и энергичный лаконизм стиля. Монументальной простотой, пластической мощью, компактностью объёмов выделялась уже архитектура периода Киевской Руси (Софийский собор, 1045—1050; Георгиевский собор Юрьева монастыря, начат в 1119) при относительной сложности её пространственных композиций. Более скромны, интимны небольшие одноглавые 4-столпные храмы 2-й половины 12 в. (Спаса на Нередице, 1198; Петра и Павла на Синичьей горе, 1185—92; Георгия в Старой Ладоге, 2-я половина 12 в.). В живописи 12 в. наряду с ориентацией на искусство Византии и Киева (фрески Софийского и Николо-Дворищенского соборов, церкви Георгия в Старой Ладоге; иконы «Устюжское благовещение», Третьяковская галерея, Москва, и «Ангел Златые власы», Русский музей, Ленинград) проявился самобытный демократизм местного искусства — главным образом во фресках церквей Благовещения в Аркажах (1189), Спаса на Нередице (1199) с их психологической напряжённостью и грубоватой силой, резкой графичностью бликов.
42 «Русский ренессанс» Ф. Грек А. Рублев, Дионисий
Феофан Грек (около 1340 - около 1410) Один из величайших иконописцев своего времени, Феофан Грек родился в Византии в 1340 году и в течении долгих лет оттачивал свой уникальный экспрессивный стиль, расписывая храмы Константинополя, Халкидона, генуэзской Галаты и Кафы. Однако ни одна из фресок того периода не сохранилась до наших дней, и всемирную славу мастера составили росписи, сделанные на Руси. Приехал в Новгород (в 1370 году) он уже состоявшимся иконописцем. Первой работой Феофана в Новгороде стала роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице - единственный сохранившийся монументальный труд Феофана Грека. Время пощадило фрески со знаменитым погрудным изображением Спаса Вседержителя с Евангелием.
Андрей Рублев (около 1360 - 1428)До сих пор неизвестно ни место рождения Андрея Рублева, ни даже имя, данное ему при рождении - Андреем он был наречен уже при постриге в монашество. Самой ранней из известных работ Рублева считается совместная с Феофаном Греком и Прохором с Городца роспись Благовещенского собора Московского Кремля в 1405 году. После окончания этой работы Рублев расписывал Успенский собор в Звенигороде, и позже, совместно с Даниилом Черным, - Успенский собор во Владимире. Непревзойденным шедевром Рублева традиционно считается икона Святой Троицы, написанная в первой четверти XV века - одна из самых многогранных икон, когда-либо созданных русскими иконописцами, в основе которой лежит сюжет о явленнии праведнику Аврааму Бога в виде трех юношей-ангелов.
Дионисий (около 1440 - 1502) Имя Дионисия олицетворяет, пожалуй, лучшие и крупнейшие достижения московской иконописи XV-XVI веков. Историки и искусствоведы считают его своего рода продолжателем традиций Андрея Рублева, занимающим свое почетное место в ряду величайших русских иконописцев. Самой ранней из известных работ Дионисия является чудом сохранившаяся до наших дней роспись церкви Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре неподалеку от Калуги (XV век). Спустя более сотни лет, в 1586 году, старый собор был разобран ради постройки нового. Каменные блоки с фресками Дионисия и Митрофана оказались использованы в его фундаменте, где и были успешно обнаружены много лет спустя. Сегодня эти фрески хранятся в московском музее древнерусской культуры и искусства и Боровском филиале Калужского краеведческого музея. В 1479 году Дионисий написал иконостас для деревянной церкви Успения в Иосифо-Волоколамском монастыре, а еще через 3 года - образ Богоматери Одигитрии на обгоревшей греческой иконе из разрушенного в 1929 году Вознесенского монастыря в Московском Кремле.
43 Архитектурный ансамбль Московского кремля.
Кремль в Москве - общерусская национальная святыня, символ России. Ансамбль Кремля в Москве включает в себя саму крепость с ее мощными стенами и башнями, а также храмы и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Это ансамбли площадей - Соборнойи Ивановской, Сенатской и Дворцовой, Троицкой, а также улицы - Спасская, Боровицкая и Дворцовая.
Стены Московского Кремля имеют 20 башен, среди которых нет одинаковых. История Москвы началась у Боровицких ворот. Здесь находится одна из юго-западных башен Кремлевской стены - Боровицкая. Она выходит к Александровскому саду и Боровицкой площади. По легенде ее имя произошло от бора, который покрывал один из семи холмов, на которых стоит Москва.
Через Водовзводную (Свиблову) башню имелся тайный выход к реке Неглинной и в ней был колодец.
Благовещенская башня получила свое название по Благовещенской иконе, когда-то здесь находившейся.
Тайницкая– это центральная башня южной стены Кремля, рядом с ней, также на южной стороне, находятся Первая и Вторая Безымянные. В Первой Безымяннойхранили порох.
Петровская имела важное значение для обороны, поскольку располагалась рядом с Москвой-рекой и рвом. В Юго-Восточной части Кремлевской стены находится Беклемишевская башня. Свое имя она получила по Двору боярина Беклемишева, примыкающего к ней.
44 Русская архитектура 16-17 вв.:этапы развития и стилевые черты.
В русской архитектуре 17 века, как и в других сферах культурной жизни России того времени, начинают доминировать светские мотивы. Архитектура 17 века начала отходить от средневековой простоты и строгости. Русская архитектура 17 века интересна, прежде всего, своей декоративностью. Красивые рельефные наличники украшают окна зданий, каменная резка делает здания необыкновенно причудливыми и живописными. Многоцветность, зданиям русской архитектуры 17 века , придают изразцы. Одной из самых популярных архитектурных форм 17 века является шатер. Трапезная церковь Алексеевского Монастыря в Угличе – яркий пример этой архитектурной формы. Три стройных шатра поднимаются над тяжелым объемом трапезной. Шатры располагаются на сводах церкви, и не связываются с её пространственной структурой. В дальнейшем развитии русской архитектуры 17 века, шатер превращается из конструктивного элемента в декоративный. Шатер становится характерным архитектурным элементом 17 века для небольших посадских храмов. Лучший пример архитектуры 17 века такого рода – московская церковь Рождества Богородицы. Церковь находиться в Путинках.
45 Петровское барокко и елизаветинское рококо.
Петровское барокко — архитектурное направление, которое появилось в 1703–1730 годах. Оно возникло на фоне увлечения Петра I голландской и немецкой стилистикой строительства зданий. Главные принципы петровского барокко — рационализм, простота и уравновешенность. Внешне здания петровского времени — это преимущественно прямоугольные, симметричные постройки. Центральная часть иногда возвышается на основной линией здания и украшается — портиком или скульптурой. Фасад чаще покрашен в красный цвет, а белым на нем выделены элементы архитектурных ордеров — как правило, это плоские русские «лопатки» или пилястры, а не классические колонны. Окна декорированы наличниками с «ушками» по углам, на скатах крыш — специальные проемы — люкарны.(К примеру относятся Меншиковский дворец, Летний дворец Петра 1, Петропавловский собор)
Елизаветинское рококо – это стиль, характерный для русского искусства в период царствования Елизаветы Петровны, которая росла среди двух культур – европейской и российской.
История запомнила царицу Елизавету как остроумную, беспечную женщину с веселым нравом, которая всячески поощряла искусство и «привила России вкус». В период ее правления во дворе часто проводились версальские маскарады, балы и другие веселые мероприятия. В то время придворным художником был француз Токе, которого сменил итальянец Ротари, писавший портреты в стиле французского рококо. Елизаветинское рококо было весьма многообразным. Такой неизменный его элемент, как рокайль очень нравился императрице, поэтому такой орнамент использовался практически во всем: от оформления царского дворца до росписи на сервизе. Но больше всего елизаветинское рококо проявилось, конечно же, в архитектуре. Придворным архитектором в тот период был Растрелли-младший, который в полной мере разделял пристрастие царицы к этому стилю. С его появлением при дворе сооружения такого стиля появились в стольном Петербурге, Петергофе, а также Царском Селе.
46 Александровский классицизм и петербургский ампир
Архитектура Александровского классицизма - эпоха позднего классицизма и его расцвет. На формирование стиля огромное влияние оказало открытие памятников древнегреческой архитектуры, долгое время находившихся вне поля зрения европейцев и непосредственнейшее участие в процессе формирования национальной архитектуры самого императора Александра 1. Александровский классицизм - историко-региональный стиль русского искусства начала XIX века. Проявился, главным образом, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Петербурга до начала Отечественной войны 1812 г. Название ввел в обиход художник и историк искусства И. Грабарь в 1912 г. Другие историки архитектуры называют этот неповторимый стиль, следующий за екатерининским классицизмом, либо просто русским классицизмом, либо «высоким классицизмом». Последнее определение менее содержательно. Особенности «довоенного» архитектурного стиля самого начала XIX века связаны с иными источниками, идеями и деятельностью одного из самых выдающихся русских государей - императора Александра I Павловича (годы правления 1801-1825). Отсюда правильное название стиля.
Архитектура ампира в Петербурге в начале 19 века отличается своей величественностью и монументальностью. Перед архитекторами эпохи ампира возникли совершенно другие задачи: им необходимо было вписать новые здания в уже имеющееся пространство, правильно спланировать целые комплексы в городе и площади с прилегающими к ним ансамблями построек. В Петербурге в стиле ампир в этот период были заложены комплексы Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей.
Нельзя не заметить стилевые изменения, характерные для архитектурных памятников 19 века. Архитектурное искусство этого исторического периода отличается своей строгостью, монументальностью, интересом к греческой классике. Отмечается тесное переплетение скульптуры с архитектурой, теперь уже не являются редкостью скульптурные сооружения, которые органично вписываются в архитектурные возведения.
47 Исторический жанр в русском искусстве первой половины 19 в
Первая половина 19 века — яркая страница в культуре России. Все направления — литература, архитектура, живопись этой эпохи отмечены целым созвездием имен, которые принесли русскому искусству мировую известность.
Классицизм В самом начале XIX века классицизм играл в русской живописи значительную роль.
Одно из известных произведений начала века на историческую тему — картина Дмитрия Ивановича Иванова (1782 — после 1810) «Марфа Посадница», написанная в 1808 году. Художник обращается к истории древней Руси, периода борьбы Новгородского княжества с усиливающимся Московским княжеством.
Романтизм Новизну воззрений привнес в русское искусство романтизм — европейское течение, сложившееся на рубеже XVIII — XIX веков. С модой на руины, франкмасонские таинства, рыцарские романы и романсы связано развитие романтизма в русской живописи.
48 Пейзаж в русском искусстве первой половины 19 в
В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи 19 века имею мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру. Если пейзажи художников предыдущего времени были в значительной степени условны и нарочито построены, причем, как правило, писались в мастерской, без натуры или очень мало были с ней связаны, то теперь пейзажисты вносят в свои работы гораздо больше жизненной правды, живой наблюдательности и эмоционального начала.
Наиболее значительное место здесь принадлежит, безусловно, Сильвестру Щедрину. Все его пейзажи точно передают характер природы. Щедрин вводит в свои пейзажи и человека, однако уже не в виде безликих фигурок для масштаба, как это было прежде, а живых людей, реально связанных с природой. Ему было свойственно тонкое лирическое чувство природы. Одновременно со Щедриным в области пейзажа плодотворно работали М.Воробьев, М.Лебедев и другие.
Почетное место в русском искусстве занимает творчество А.Венецианова. Широкое обращение «отца русского жанра» к крестьянской теме явилось для того времени подлинным художественным откровением и было тепло встречено передовой частью русского общества. В этом также сказался возросший интерес к жизни простого народа, победителя в Отечественной войне.
В первой половине XIX века писал Иван Константинович Айвазовский. Он писал в основном морские пейзажи («Шторм на море», «Девятый вал» «Шторм» и др.); создал серии портретов крымских побережных городов («Одесская гавань. Чёрное море», «Акрополь в Афинах в лунную ночь» и др.).
49 Организация Товарищества передвижных художественных выставок: идеи и художественная практика.
Новый этап в развитии жанрового русского искусства начался в 1870 году. В этом году по инициативе московских художников, поддержанной петербуржцами, было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок и принят его устав. В 1871 году состоялась первая выставка произведений художников, вошедших в Товарищество. Эти художники получили название «передвижники». В состав Товарищества входили художники, весьма различавшиеся между собой в характере творчества. К числу передвижников принадлежали такие резко противоположные художественные индивидуальности, как Мясоедов и Ге, Саврасов и Шишкин, Репин и Суриков, и т.д. Но все они были едины в понимании цели искусства как служения истине и интересам народа.Классическим временем в истории передвижничества были 70-е и 80-е годы. Во главе Товарищества на протяжении почти всего этого срока стоял Крамской (1837-1887). Роль Крамского в истории русского искусства не исчерпывается его личным творчеством. Она заключается и в организаторской деятельности самого Крамского, и в его направляющем, идейном влиянии на деятельность Товарищества. Существенно меняется общественный статус искусства, демократическая живопись прочно завоевывает общественную трибуну. Наконец, представители молодой прогрессивной живописи учреждают свою выставочную организацию – Товарищество Передвижных художественных выставок.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 290.