Этапы и основные категории (космологичность, антропоцентризм, красота, мера, гармония) древнегреческой культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об её специфике – специфике культуры, обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической, но естественной и гармонической моделью мира. Центральным событием модели мира был космос, управляемый богами. В это событие вписывались события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия. В качестве основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:

- античный космизм. Космос предстаёт в единстве противоположных начал, как фаталистический, но и дающий человеку шанс вмешаться в космические дела через героическое начало, как внеличностный и, одновременно, чувственный, одушевлённый, разумный;

- античный пантеизм, в котором космос мыслился как абсолютное божество, в котором только богам доступны законы природы; с другой стороны, космос – дом, в котором живёт человек, а боги антропоморфны, вследствие этого понятны человеку и доступны влиянию выдающихся личностей, героев.

Периодизация культуры Древней Греции и общая характеристика историко-культурных периодов.

а) крито-микенская культура;

У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены. Для этой эпохи (2 тысячелетие до н.э.) характерна «дворцовая» культура. Отличительной чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и культового назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической, военной и религиозной жизни, центр социальной системы. В микенском государстве не было необходимости ни в проведении грандиозных общественных работ, которые, например, проводились в связи с ирригационным земледелием в Египте, ни в централизованном государстве, монополизировавшем хозяйственные функции. Однако оставалась общая потребность в обороне, которую не могло обеспечить ни одно взятое само по себе поселение. В состав государственного аппарата входил и многочисленный штат военных чинов, которые руководили, прежде всего, отрядами боевых колесниц. Государство обладало большими запасами продовольствия, металла и готового оружия, необходимого для содержания войск. Так что полностью монополизирована была лишь военная функция: незащищённые поселения общинников зависели от воинской силы, сосредоточенной в дворцах-цитаделях.

Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец, что, в совокупности со свидетельствами о наличии мощного жреческого сословия, позволяет говорить о теократической природе знати. Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит жрецам, духовенству. Царь-жрец сам отправлял сложные религиозные обряды, являясь верховным жрецом среди жрецов главных храмов. Основная священная функция царя-жреца заключалась в сохранении “священного порядка в природе”, с жизнью царя ассоциировалась жизнь природы, её порядок. Человек в такой социальной системе ещё не освободился от религиозного (политеистического) мировоззрения. Политеизм при наличии жречества превращался в религиозно-идеологическую систему. Достигнутое к тому времени разделение труда получало идеологическое обоснование в системе богов – создателей и охранителей профессий. В религиозных представлениях человека большую роль играет мифологема судьбы (“предзаданность” судьбы, зависимость от богов).

б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);

В гомеровском обществе отсутствует царь-жрец. Крушение дворцовой системы “развязало руки” аристократии (басилеям) в борьбе за славу, доблести и богатство. Гомеровский “басилей” – скорее военный предводитель, чем облечённый “священными” полномочиями монарх. Власть его неустойчива и может быть оспорена в отсутствие “басилея”. ” В основе предводительства лежит не принудительная власть и даже не власть авторитета (т.е. способность побуждать других к желаемым действиям без применения силы и даже без угрозы её применения), а престиж, который может быть легко утрачен, оспорен другим лицом или лицами, короче, не является чем-либо постоянным” (А.М.Хазанов). Проявления социальной неустойчивости – соревновательность, “агонистика”.

Основная ценность – воинская доблесть (“арете”), её достижение регламентируется “героическим кодексом”, достижение славы. Плоды доблести – честь (“тиме”), которая имеет не только духовный, но и материальный смысл: это честь владения определёнными благами, это почёт и уважение, связанные с высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды.

Основной формой общественного контроля выступает “культура стыда” (“айдос”) – непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.

в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);

Формируется полис (город-государство). Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как “идеальная форма государственной жизни”, с присущими ей порядком, свободой и справедливостью. Для античности “политическое” – синоним “гражданского”. Гражданин (“политес”) города-государства – полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значенияПолис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. Сама обработка земли не вызывает затруднений с ведением частного хозяйства. Препятствия возникают в связи с внешними причинами – необходимостью обороны от соседних общин. Община, организованная как государство, оказывается предпосылкой присвоения земли, условием ведения частного хозяйства: ”Община (как государство) – отношение между свободными и равными частными собственниками, их объединение против внешнего мира и в то же время их гарантия” (Маркс К., Энгельс Ф.). При этом индивид – член государства – имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка.

г) эпоха классики (V в. до н.э.);

Эпоха классики – кратковременный взлёт греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке.

д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).

Космогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос-жизненное начало. Гея породила звездное небо - Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов-титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса-Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера-под водительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги-третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс - властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей землю и моря, Аид (Плутон) - владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия - богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру дочь которой Кора, некогда похищенная Аидом, стала его супругой.

Мера – это исходный принцип всего сущего, характеристика совершенства «ничего лишнего» ­­– запись на фронтоне дельфийского храма Аполлона. Гармония – единство в многообразии. Античная культура – тип рациональной европейской культуры. Грек воспринимал мир таким, каким он был, без особого осмысления, но, восприняв, его грек должен был его просчитать и вычислить, измерить и дать доказательства и если гармония и красота есть соразмерность, следовательно, должны быть математические нормы этой соразмерности, отсюда каноны, которые определяли идеальные пропорции гармоничной человеческой фигуры. Скульптор Поликлит – V в. до н.э. Свою теорию практически он выразил в собственных статуях атлетов («Копьеносец», «Юноша с победной повязкой»). Математические расчеты базировались на наблюдении реального человеческого тела, но тело ассоциировалось, прежде всего, с внутренним миром человека, с его положительными, нравственными качествами. Гармоничность тела не воспринималась без гармонии духа=калокагатия, это идеал, к которому стремился каждый гражданин греческого общества, соединение красоты человеческого тела нравственного внутреннего совершенства с приоритетом второго. Достигнуть идеала можно было гимнастическими упражнениями + образованием + воспитанием. Воспитание – единство физического и умственного развития в равной степени, ко второму относилось поприще муз (пение, музыка, танцы, поэзия), антропоцентризм, именно в Афинах философ Протагор изрек свою знаменитую фразу: «Человек есть мера всех вещей». Антропоцентризм подразумевал культ тела человека, даже своих богов они представляли в образе человеческом, и наделяли высшей телесной красотой. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыда. Греческая культура взяла человеческой тело мерилом всех своих форм, математика, физика, астрономия, философия не представляется без эстетики греческой красоты, даже риторика в качестве своего критерия брала человека и его качества. Но наиболее полно культ тела был выражен в архитектуре и скульптуре, математические вычисления храмов соотносились с человеческим телом, при любом сооружении использовались меры, заимствованные из человеческого тела (локоть, ладонь, палец).

И, наконец, следует отметить такую яркую черту классической греческой культуры, как антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "Человек есть мера всех вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду прежде всего право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом. Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Природа же передавалась скупыми намеками, ландшафт стал появляться только в эллинистической живописи.

  Назначение культуры у древних греков – содействие гармоническому, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) развитию человека, политическому и нравственно-духовному – гражданина.

Греки уже в Античности придавали огромное значение красоте человеческого тела, прекрасным одеяниям, гармонии, идеальным пропорциям. В музеях архитектуры древней Греции, в исторических памятниках сохранилась масса изображений греческой богини красоты Афродиты. Она – образец норм прекрасного для эллинов, эталон идеальных пропорций.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 405.