Мир человека как культура. Социализация и инкультурация. Роль ценностей и культурных норм в жизни человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Влияние культуры на личность происходит в процессах инкультурации и социализации,

с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В ходе социализации происходят вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве члена общества.

В отличие от социализации понятие инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, с другой – человек сам влияет на свою культуру.

Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения с другими людьми, формы контроля общественного поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т. д.).

Результатом инкультурации является сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкультурации является более сложным, чем процесс социализации.

Содержание процесса инкультурации составляют личностное развитие, социальная коммуникация, приобретение основных навыков своего жизнеобеспечения.

Основными механизмами инкультурации являются имитация (повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей) и идентификация (в ходе которой детьми усваивается поведение родителей). Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы – стыд и вина.

Основными агентами социализации и инкультурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации.

На разных этапах жизни эти факторы действуют поразному.

В раннем детстве ведущую роль в становлении человека играет семья. В последующем действуют и другие факторы.

Процессы социализации и инкультурации долговременные, действуют на протяжении всей жизни человека. В результате социализации и инкультурации человек обретает способность к самостоятельному освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный опыт, начинает играть различные социальные роли.

Овладение культурой означает для человека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества. Достигнутый обществом уровень культуры выступает как образец деятельности и поведения. Поэтому культура производит и самого человека. Он не только субъект, но и объект культуры. Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры. Так как человек осваивает культуру в деятельности, он творит ее.

Культура есть показатель господства общества над природой, а, следовательно, и показатель господства личности над природой. Так как культура обуздывает животную природу человека, заставляя его следовать нормам искусственной среды, то культура есть показатель господства человека над своей собственной природой. Эту сторону культуры отмечает 3. Фрейд. Он называет культуру механизмом социального подавления и преобразования бессознательных влечений.

культурная норма (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представление о должном, желательном. В каждой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», ожидаемыми, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, а второго отклоняющимся или девиантным. Слово «нормальный» обычно означает «усредненно-правильный», «соответствующий нашему представлению о норме как о «золотой середине». В ряду положительных значений этого слова лежат и оценки человеческих свойств (в том числе и психических). Хотя иногда человек может отрицательно оценивать соответствие норме, считая нормальное поведение обычным, заурядным, ординарным. Тем не менее оба подхода (положительный и отрицательный) к норме свидетельствуют о ее осознании в качестве ориентира.

Флиер отмечает, что для лучшего понимания феномена культурных норм следует обратиться к типологии. В «Культурологи для культурологов» Флиер делит нормы на:

- институциональные – зафиксированные в официальных документах и поддерживаемые силой государства (государственные законы, декреты, уголовный кодекс).

- этнографические – такие нормы складываются в виде массового обычая, но их неофициальный характер не означает либерального отношения к нарушителю (национальные традиции).

- конвенциональные – рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Эти нормы тяготеют то к институциональным, то к этнографическим, но исполнение этих норм в целом отдано на усмотрение самого человека (дружеские, соседские взаимоотношения).

- эталонные – специально созданные в качестве образца для подражания, и в этом смысле искусство оказывает наиболее сильное влияние на человека.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 255.