Идеи гуманизма в культуре итальянского Возрождения. Титаны Возрождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

а рубеже XIV–XV вв. наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы – Возрождение, или Ренессанс. В основе ее возникновения лежали подъем образования и достижения городской культуры Средневековья. Философским фундаментом Ренессанса было новое идейное течение – гуманизм, зародившееся в конце XIV в. в Италии.

Характерной чертой гуманизма было выдвижение на первый план этики – науки о человеке и его призвании, антропоцентризм в противовес теоцентризму философии предшествующей эпохи. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая, нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Центральная роль в воспитании такого человека отводилась культуре, которая получила принципиально новое осмысление: только подъем культуры как совокупности всех лучших достижений общества может помочь человечеству стать совершеннее. В связи с этим гуманисты придавали большое значение возрождению культуры античных Греции и Рима, в которой видели идеал и образец для подражания. Они реабилитировали языческую литературу и поэзию, отвергавшиеся Средневековьем, утверждая, что выдающиеся авторы древности были причастны божественной истине и подготавливали человечество к ее восприятию. Важное место в их концепции создания новой литературы отводилось языку – его очищению и возвращению к классическим образцам. Круг этих идей был очерчен уже первым из итальянских гуманистов – Ф. Петраркой.

Особое место гуманисты отводили искусству: впервые в истории в художниках и архитекторах увидели носителей духовности, творцов прекрасных произведений, призванных формировать нового человека. Вся ренессансная культура Италии ориентировалась на новые ценности, что нашло отражение в творчестве выдающихся художников (Мазаччо, Липпи, Гирландайо, Боттичелли), архитекторов (Брунеллески, Альберти, Филарете) и скульпторов (Гиберти, Донателло, Верроккьо) XIV–XV вв.

Культура эпохи Возрождения отлича­ется чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Твор­цы культуры того времени — ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титана­ми, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы.

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, ав­тор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценно­сти человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, пе­чатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летатель­ных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих зако­номерностях строения организма.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д'1' вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отраже­на серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной кар­тиной художника является «Сикстинская мадонна».

Испанский художник Эль Грека воспринял традиции визан­тийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологи­ческой характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличаю­щиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свой­ственны народность и реализм типов.

Крупнейшим представителем германского Возрождения явля­ется художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства вырази­тельности, отвечающие требованиям гуманистического мировоз­зрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и ме­ханикой.

Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового ха­рактера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и ми­фологические темы. Высочайшее мастерство позволило художни­ку создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.

 

33. Рационализм и идея прогресса в европейской культуре XVII-XVIII веков. Барокко и классицизм как художественные системы.

XVII - XVIII вв. - эпоха Нового времени: XVII в. - эпоха зарождения рационализма, XVIII — век Просвещения.

ПРОСВЕЩЕНИЕ – идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений.

Эпоха Просвещения приходится на XVIII в. и понимается в двух смыслах:

- сами ученые хотели быть просвещенными, то есть много знать и решать проблемы доводами разума,

- ученые старались просвещать других, распространяя полезные и достойные изучения сведения.

РАЦИОНАЛИЗМ основывался на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому познанию. Человек эпохи Просвещения был рационалистом, то есть тем, кто руководствуется разумом. Рациональный человек приобщился к новой жизни при посредстве обучения, воспитания, самообразования, широкого круга общения.

Отличительные черты эпохи Просвещения:

- Деизм — учение о Боге как творце Вселенной, отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения. Стремление вывести религию из естественного знания.

- Космополитизм — убеждение в равных возможностях разных наций.

- Рационализм.

- Идея прогресса.

- Абсолютизация роли воспитания в формировании нового человека.

- Возрастание интереса к научному и философскому знанию.

Для античной философии главной была этика, для средневековой – теология, для новоевропейской – теория познания.

Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции – веком Вольтера, в Германии – веком Канта, в России – веком Ломоносова и Радищева.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 285.