а рубеже XIV–XV вв. наступила новая эпоха в развитии культуры Западной Европы – Возрождение, или Ренессанс. В основе ее возникновения лежали подъем образования и достижения городской культуры Средневековья. Философским фундаментом Ренессанса было новое идейное течение – гуманизм, зародившееся в конце XIV в. в Италии.
Характерной чертой гуманизма было выдвижение на первый план этики – науки о человеке и его призвании, антропоцентризм в противовес теоцентризму философии предшествующей эпохи. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая, нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Центральная роль в воспитании такого человека отводилась культуре, которая получила принципиально новое осмысление: только подъем культуры как совокупности всех лучших достижений общества может помочь человечеству стать совершеннее. В связи с этим гуманисты придавали большое значение возрождению культуры античных Греции и Рима, в которой видели идеал и образец для подражания. Они реабилитировали языческую литературу и поэзию, отвергавшиеся Средневековьем, утверждая, что выдающиеся авторы древности были причастны божественной истине и подготавливали человечество к ее восприятию. Важное место в их концепции создания новой литературы отводилось языку – его очищению и возвращению к классическим образцам. Круг этих идей был очерчен уже первым из итальянских гуманистов – Ф. Петраркой.
Особое место гуманисты отводили искусству: впервые в истории в художниках и архитекторах увидели носителей духовности, творцов прекрасных произведений, призванных формировать нового человека. Вся ренессансная культура Италии ориентировалась на новые ценности, что нашло отражение в творчестве выдающихся художников (Мазаччо, Липпи, Гирландайо, Боттичелли), архитекторов (Брунеллески, Альберти, Филарете) и скульпторов (Гиберти, Донателло, Верроккьо) XIV–XV вв.
Культура эпохи Возрождения отличается чрезвычайным богатством и многообразием содержания. Творцы культуры того времени — ученые, художники, писатели -были разносторонними людьми. Неслучайно их называют титанами, как древнегреческих божеств, олицетворявших могучие силы природы.
Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. В области механики Леонардо сделан первые попытки определять коэффициенты трения и скольжения. Ему принадлежат многочисленные проекты ткацких станков, печатных машин и т.д. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, ботаникой. Анатомические рисунки Леонардо являются изображениями, позволяющими судить об общих закономерностях строения организма.
Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Период творческой зрелости великого скульптора открывают статуя Д'1' вида и статуя Мадонны. Вершиной творчества Микеланджело как живописца явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме воплотившая его представления о жизни и ее противоречив Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославил земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская мадонна».
Испанский художник Эль Грека воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей. Другой испанский живописи, Диего Веласкес, в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта, выдержанные в темном колорите и отличающиеся жесткостью письма. Религиозным картинам художника свойственны народность и реализм типов.
Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения. Дюрер занимался также архитектурой, математикой и механикой.
Известным нидерландским живописцем, рисовальщиком и гравером является Питер Брейгель Старший. В его творчестве с наибольшей полнотой отразились жизнь и настроение народных масс. В своих гравюрах и рисунках сатирического и бытового характера, в жанровых и религиозных картинах художник выступал против социальной несправедливости.
Позже в Нидерландах творил величайший художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило художнику создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображенных людей и предметов.
33. Рационализм и идея прогресса в европейской культуре XVII-XVIII веков. Барокко и классицизм как художественные системы.
XVII - XVIII вв. - эпоха Нового времени: XVII в. - эпоха зарождения рационализма, XVIII — век Просвещения.
ПРОСВЕЩЕНИЕ – идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений.
Эпоха Просвещения приходится на XVIII в. и понимается в двух смыслах:
- сами ученые хотели быть просвещенными, то есть много знать и решать проблемы доводами разума,
- ученые старались просвещать других, распространяя полезные и достойные изучения сведения.
РАЦИОНАЛИЗМ основывался на идее, что в мире существует порядок, доступный человеческому познанию. Человек эпохи Просвещения был рационалистом, то есть тем, кто руководствуется разумом. Рациональный человек приобщился к новой жизни при посредстве обучения, воспитания, самообразования, широкого круга общения.
Отличительные черты эпохи Просвещения:
- Деизм — учение о Боге как творце Вселенной, отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения. Стремление вывести религию из естественного знания.
- Космополитизм — убеждение в равных возможностях разных наций.
- Рационализм.
- Идея прогресса.
- Абсолютизация роли воспитания в формировании нового человека.
- Возрастание интереса к научному и философскому знанию.
Для античной философии главной была этика, для средневековой – теология, для новоевропейской – теория познания.
Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции – веком Вольтера, в Германии – веком Канта, в России – веком Ломоносова и Радищева.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 285.