Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анимизм — (anima — «душа») — вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений. Все окружающее люди воспринимали, как подобное себе — то есть как способное к движению, активности, ответному действию. Любой предмет, таким образом, мог быть дружественным или враждебным по отношению к человеку. В анимизме отражалась наблюдательность людей, интуитивное ощущение могущества законов природы. В борьбе за выживание рода эти свойства были крайне необходимы.

Фетишизм (от португальского слова, обозначавшего талисман, амулен) — приписывание сверхъестественных свойств неодушевленным предметам, будь то камень необычной формы, клык зверя или «священное» копье. Фетиши — это культурные, знаковые объекты, главным предназначением которых является компенсация слабости первобытного человека перед силами природы.

Тотемизм — (totem — «его род») — поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода. В эпоху палеолита еще отсутствует поклонение тотемному объекту. Его просят о помощи, его ублажают подарками; охота на него, употребление в пищу, называние его «настоящего» имени табуированы (запрещены). Однако если тотем «не справлялся» со своими обязанностями, его наказывали. Тотемизм, таким образом, выступает одним из культурных средств организации среды обитания человека.

Магия — вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.). Магия (в греческом языке — колдовство) являлась максимальным выражением силы и, одновременно, слабости первобытной духовности. В ней мы находим сложный сплав позитивных знаний, умений, многие из которых утеряны современным человеком, и иллюзорных средств воздействия на действительность. В соответствии с целями воздействия различают магию промысловую, военную, лечебную, любовную, вредоносную. В своих истоках магия была достоянием всех членов родового коллектива, но позже она специализируется, ее носителями становятся старейшины или знатоки-профессионалы (шаманы). В магии очевиден творческий, преобразующий характер культуры.

28. Миф и традиция как основания культуры Древнего Востока (на примере культуры Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая).

В процессе коллективной деятельности обществом накапливается определенный социальный опыт, который оформляется в стандартах поведения при помощи традиции, рассматриваемой в научной литературе в качестве механизма поддержания преемственности поколений [8]. «Традиции – концентрирующие образцы, стереотипы деятельности, которые путем временной передачи обеспечивают воспроизводство в жизни человеческих общностей, в деятельности новых поколений аккумулированного социального опыта» Другим немаловажным способом передачи содержания исторической памяти является миф. Миф (от греч. mythos – легенда) – фантастические, символические представления о богах и легендарных героях, сверхъестественных силах, объясняющие происхождение и сущность мира, предназначение человека. Различают героические мифы и этиологические, объясняющие причины событий и обычаев

Формирование культур Древнего (Ближнего) Востока от­носится к III тысячелетию до н.э. Одна из этих культур сфор­мировалась на обширной территории междуречья рек Тигра и Евфрата, которая получила название Месопотамия. Другая — культура древнего Египта — в долине Нила. С Индом и Ган­гом связано развитие культуры Древней Индии, с Хуанхэ — древнего Китая. Объясняется это просто — с реками связана возможность орошения почвы, а сама почва остается плодо­родной после каждого разлива рек, выносящих ил.

· Мифология и религия определяли мироощущение чело­века традиционного общества. У всех народов Древнего Вос­тока есть мифы о происхождении мира, о возникновении че­ловека, о появлении богов, о культурном герое. Синтоизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм — одно это дале­ко не полное перечисление религий стран Древнего Востока говорит о религиозно — мифологическом сознании челове­ка этого общества. Многие из этих религий и сейчас опреде­ляют характер культуры Японии, Индии, Китая и других стран Востока. Картина мира, каким представлял его человек в обществах традиционного типа, определялась мифологией и религией.

· В культурологической литературе последних лет существу­ет установившиеся представления об отличительных чертах во­сточною и западного (европейского) способа мышления. Во­сточныйстиль мышления характеризуется созерцательным, спокойным отношением к миру. Соблюдает принцип невме­шательства в природу, обожествляется все живое. Фигура муд­реца, который прислушивается к себе и пытается через себя познать окружающий мир, является центральной в древнево­сточной философии. На первый план выступает не онтологи­ческая или гносеологическая проблематика, а этическая, нрав­ственная сторона жизни. Будда — это не бог, а мудрец, открыв­ший главные истины бытия и достигший просветления, выс­шей мудрости. Конфуций, философские идеи которого сыг­рали огромную роль в культуре Древнего Китая, создал скорее этическую, чем религиозную систему. Напознание глубин че­ловеческой психологии и нравственности был направлен ин­дуизм и чаньбуддизм, даосизм, и конфуцианство.

· Доминирующее значение образного мышления, характер­ное для культур Древнего Востока, нашло свое отражение в сво­еобразии и символичности искусства (искусство написания иероглифов в Китае и Японии, искусство танца в Индии).

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 227.