Формы культуры. Понятие материальной, духовной и физической культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ходе социальной истории люди освоили, сделали своим домом весь земной шар, вышли в космос, изобрели невероятное по количеству и качеству число способов деятельности. Если попытаться их сгруппировать по сфере приложения, то можно выделить такие основные формы культуры, как материальная, духовная и физическая.

Материальная культураэто трансформация природных материалов и энергии в соответствии с человеческими целями, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает средства их удовлетворения.

Понятие материальной культуры шире по содержанию, чем понятие материального производства. Оно включает в себя такие элементы, как породы животных и сорта растений, подвергшиеся обработке почвы и вещества природы. В материальную культуру входят также: 1) здания и сооружения; 2) инструменты и оборудование для любых видов деятельности; 3) пути сообщения и средства транспорта; 4) связь и средства связи; 5) технологии; 6) культурные ландшафты.

Духовная культура включает в себя продукты духовной деятельности человека, существующие по преимуществу в идеальном виде, а именно – в виде понятий, идей, теорий, представлений, верований, чувств и переживаний, имеющих общезначимую форму. Духовная культура создает особый мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Основное предназначение духовной культуры состоит в производстве сознания. Благодаря закреплению в знаках, символах, организационных формах, а также в семиотической (компьютерной) технике, духовная культура становится относительно самостоятельной по отношению к своему творцу – человеку. В ней объективируются и выделяются особые сферы духовного творчества. Духовное и духовно-практическое освоение всей реальности оформляется в философии, искусстве, разнообразных науках; духовно-практическое освоение (включая регулирование) общественной жизни осуществляется в политике, праве, морали; универсальные духовные функции, как мировоззренческие, так и нормативно-регулятивные, выполняют миф и религия. В будущем, возможно, произойдут революционные изменения духовной культуры в связи с развитием экологического сознания и освоением космоса.

Физическая культураэто преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Общественное бытие предъявляет ряд требований к каждому человеку, некоторые из которых касаются физических проявлений человеческого тела: целый ряд профессий и занятий предполагает тренированные физические умения и навыки. Очевидно, что обретение человеком практически всех навыков и умений является результатом целенаправленного культурного воздействия, а не естественным свойством живого существа.

В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка и артикуляционного аппарата. Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам и т.д. На этом фундаменте надстраиваются все последующие более сложные, специализированные физические навыки, вроде балетного танца, движений рук токаря, хирурга или фокусника.

Как и все другие формы культурного творчества, физическая культура исторически изменчива. Содержание и диапазон физической подготовки складывались на протяжении тысячелетий. Уже в первобытной культуре существовали некоторые традиции физического воспитания. Например, известны обряды инициации, которые содержали в себе испытания выносливости, силы, ловкости и других, ценных для сообщества физических кондиций молодого человека. Элементами древнейшей физической культуры можно считать также народные игрища и известные меры продления жизни (отбор пищи, народная медицина). Цель этих действий очевидна – это укрепление рода, сохранение семьи.

На основе древнейших традиций физического воспитания позже формируется античная физическая культура. В ней воплощаются особенности античного мировосприятия. Свободные люди (а поначалу это была только родовая аристократия) возвеличивали свои физические достоинства. Дух соперничества проявлялся в первых олимпийских играх. В кулачном бою, беге или борьбе аристократ доказывал свое право управлять другими людьми. Телесное совершенство человека есть одна из главных ценностей для античной эпохи, поскольку красота тела, как считали древние, неразрывно связана с благородством, мужеством и другими нравственными достоинствами. Греки назвали идеал высокой нравственности и физического развития калокагатией (буквально означает «прекрасное и доброе»). Они были уверены, что красивые и физически сильные люди обязаны также быть умными и добрыми.    

Физическая подготовка становится обязательным компонентом образования. Так, в древнегреческой школе мальчики занимались с взрослыми наставниками гимнастикой и пятиборьем. В Спарте физическое воспитание было военизировано, но в демократических Афинах его целью было формирование гармонически развитой личности. В победителе олимпийских игр видели олицетворение общественного идеала. Подобно древнегреческой, ступенчатые системы физического воспитания, гармонизированного с интеллектуальным и нравственным развитием, появляются в древней Индии (хатха-йога) и в древнем Китае (цигун и другие школы).

В Средние века появляется новое отношение к человеческому телу, порождённое религиозным сознанием. Например, христианство, мусульманство и буддизм разрабатывают особые практики аскетизма (затворничество, пустынничество, самоистязания, посты, длительные медитации и т.п.), включающие представления о постыдности обнажённого тела, его естественных проявлений. Ценность человеческого тела отвергалась в пользу духовности, они противопоставлялись как греховное и святое. Физическая сила, красота, достоинства разума и морали существовали как отдельные категории. Их соединение в одном человеке воспринималось как некое чудо (в хрониках рассказывается, что толпы людей ходили за Фомой Аквинским, удивляясь красоте и силе великого философа). Средневековое сознание видело в женской красоте дьявольское искушение, а в заботах о внешнем виде – суетность, греховность помыслов.

Новый этап развития физической культуры начинается в Новое время. Роль и значение физической культуры получают теоретическое обоснование в науках (медицина, биология, психология, педагогика). Приоритет научного мышления в современной цивилизации привёл к изменению многих стереотипов восприятия человеческого тела и его проявлений. В течение последних столетий возник феномен спорта – нового вида массового зрелища, в котором объектом любования и эмоционального сопереживания оказывается соревнование людей, специально тренирующих те или иные физические умения. Развитие физических возможностей человека и представления людей о телесной красоте зависят, как показывает история, от универсальных принципов и установок цивилизации.

Субъекты культуры.

В философии субъектом называется носитель предметно-практической деятельности и познания, то есть источник активных социокультурных действий. Для культурологии существенно то, что субъект культуры – будь то общество, коллектив или индивид – не задан природой в готовом виде как продукт биологической эволюции. Субъекты культурного творчества являются продуктами исторического процесса, активными агентами которого они становятся по мере овладения формами деятельности и языком, развития общения с помощью символов и знаков.

Учитывая это, можно утверждать, что ведущим субъектом культуры является человечество как творец культурных ценностей. Трудно представить себе существование человеческих сообществ, которые обходились бы без труда, языкового общения, тех или иных форм социальной организации и культурных норм.

Однако разнообразие условий и форм деятельности заставляет конкретизировать понятие субъекта культуры, выделяя в качестве последнего большие или малые группы людей. Так, в силу влияния этнических различий можно говорить о нациях и народностях как субъектах национальной культуры. Их специфика выражается с помощью понятий национального характера и национального менталитета. Зримым воплощением национальной культуры является фольклор, типичные для данного народа жилища, костюм, хозяйственные и художественные промыслы.

Чтобы подчеркнуть активную роль некоторых социальных институтов (например, деятельность государства), их также наделяют чертами субъекта культуры. Если же речь идет о мусульманской, католической или православной культуре, субъектом здесь следует считать религиозную организацию верующих, церковь.

Существование таких субъектов культуры, как социальные и демографические группы и классы, всегда сопряжено с высокой степенью культурных противоречий между ними. Очевидно, что творческие возможности крестьянства или пролетариата, феодалов или буржуазии не совпадают. Здесь имеют значение место и роль группы в общественном производстве, их отношение к собственности, уровень дохода. Возрастные или гендерные (по половому признаку) особенности, ограничения или преимущества культурной активности заставляют говорить, например, о молодежной субкультуре или о культурных отличиях между мужчинами и женщинами.

Важную роль в культуре играют профессиональные группы и семья, которые обеспечивают наиболее устойчивые механизмы передачи культурной информации общего и специального назначения. В семейном воспитании благодаря связи поколений ребенок усваивает родной язык и другие важнейшие ценности. В традиционной культуре семья обязана также обеспечить передачу профессиональных навыков. В этом творческом процессе усилия семейного коллектива обеспечивают основу всей последующей жизни человека в обществе. Став взрослым, каждый из нас подчиняется общественному разделению труда. Через существующую номенклатуру профессий мы видим как бы распределение культурных обязанностей между группами людей. Специализация не только экономит силы общества, но и повышает эффективность культурных установлений.

Наряду с указанными субъектами культурного творчества являются также особые социокультурные группы, называемые элитой, а также отдельная личность.

Элита призвана сохранять преемственность культурного творчества и осуществлять отбор его наиболее значимых образцов. Различают элиту политическую, научную, художественную, спортивную и т.п. Как правило, элиты занимают привилегированное положение в структуре общества и склонны к изоляции от других социальных слоев. Уничтожение элиты, как учит исторический опыт, ведет к трагическим последствиям, вызывая упадок и деградацию общества. Однако и в таких условиях социальная необходимость в управлении культурными процессами сохраняется, а, следовательно, постепенно воспроизводится и элита.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 394.