Формирование Британской империи. Политические перемены в Британии при Георге III. Британия в войне за независимость США. Британия и Французская революция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В середине XVIЕI в. виги, возглавляемые Уильямом Питгом Старшим, сформулировали имперскую стратегию, отвечавшую запросам наиболее динамичных, нацеленных на быстрый успех общественных групп, особенно финансистов и торговцев, Питт Старший четко осознавал, что богатства Британии прирастают заокеанской торговлей, которая в 1700— 1760 гг.

выросла на 250 %. тогда как торговля с Европой — только на 25 %. Главное значение для Британии имел североамериканский рынок. Число жителей колоний достигло почти 3 млн человек. Реэкспорт колониальных товаров составлял 40% всего британского экспорта. Питт Стар­ший как фактический глава правительства получил возможность реал изо ваз ь свой имперский проект в Семилетнюю войну (1756 — 1763), в которой британцам удалось захватить в Северной Амери­ке Канаду, а в Индии — Бенгалию. Однако война увеличила госу­дарственный долг до 130 млн фунтов.

Молодой король Георг III (1760—1820) стал склоняться к выгодным условиям мира, предлагаемым Версалем. Питгу, ко­торый настаивал на полном изгнании Франции из Северной Америки и Индии, пришлось уйти в отставку. По условиям Па­рижского мира 1763 г. Британия сохранила за собой Канаду и »се земли к востоку от реки Миссисипи, к ней отошел ряд островок в Карибе ком море, а также Сенегал в Западной Африке. В Индии у Франции не осталось ни одной крепости, хотя ей вернули пять торговых городов.

Промышленная революция

В XVIII в население Британии стремительно росло. В начале века оно составляло около 9 млн. человек, а в конце — 16 млн. Причем, во второй половине XVIII в. численность населения уве­личивалась почти вдвое быстрее, чем в первой.

После і 765 г. из-за увеличения рождаемости пошли вверх цены на продовольствие и другие предметы потребления на внутрен­нем рынке. Именно тогда знаменитый экономист и демограф Т. Мальтус (1766— 1834) отметил, что население растет в геомет­рической прогрессии, а производство — в арифметической, и что увеличивающийся дисбаланс может быть восстановлен лишь со­кращением числа людей в результате войн и массовых эпидемий. Однако его мрачные пророчества не сбылись, ибо англичане су­мели найти свой ответ на вызов времени.

Увеличение численности населения и рост потребительского спроса стали основной причиной радикальных перемен в британ­ской промышленности, получивших название промышленной ре­волюции.

Главным источником энергии в начале XVIII в. оставалось дере­во. В промышленности, особенно в металлургии, использовался древесный угоды Население отапливало дома дровами и, кроме того, широко применяло дерево в строительстве. В результате массовой вырубки леса быстро сокращались. Производство металла приходи­лось перемешать в удаленные местности, где леса еще сохрани­лись, а это увеличивало затраты на транспортировку сырья и про­дукции и соответственно поднимало цены на готовые изделия.

Английские промышленники усиленно искали новые источ­ники энергии. Открытие способа изготавливать из каменного угля кокс — топливо с повышенным содержанием углерода — вызва­ло революцию сначала в металлургии, а потом и в смежных от­раслях.

В 17X4 г. 1 . Корт изобрел процесс пудлингования — изготовле­ния чугун в с применением кокса, что позволило не только про­изводить более качественное железо, но и потеснить лере во в качестве основною источника тепловой энергии, Г1рои шолство железа резко увеличилось — с 60 тыс. т. в 1788 г. до 125 тыс, т, в 17% г. В конце XV]]] в. появились первый железный мост и первое же­лезное судно.

Расширение производства металла и добычи угля потребовало создания новых коммуникаций для их транспортировки. Таким удобным и дешевым средством стали каналы. В 1760 г. герцог Брид­жуотер построил канал длиной в несколько километров от своих шахт до Манчестера, благодаря чему стоимостг, поставляемого топлива снизилась вдвое. Вскоре вся Англия покрылась сетью ка­налов, имеющих выход к морю. Кроме того, специальные парла­ментские акты позволили создавать дорожные фонды, привлекать частный капитал и сооружать добротные платные дороги для ди­лижансов, чю положило начало регулярному пассажирскому со­общению между городами.

В 1784 г. икпландский механик Дж. Уатг (1736-- 1X19) запатен­товал паровую машину, которую можно было применять в каче­стве двигателя для станков и других механизмов.

К 1800 г. в Вели­кобритании использовалось уже около 500 таких машин в различ­ных отраслях промышленности. Новая форма организации производства — с применением машин — получила название фаб­рики.

Переход от ремесленной промышленности к фабричной осо­бенно быстро произошел в текстильной отрасли. Зарождение хлоп­чатобумажной промышленности сопровождалось определенными трудностями. До начала XVIII в. хлопчатобумажные ткани в боль­ших объемах ввозились из Индии, из-за чего терпели убытки про­изводители шерстяной ткани — сукна. В 1700 г. парламент, желая поддержать суконщиков, запретил импорт готовых хлопчатобу­мажных тканей. Однако из Индии повезли не только хлопок для зарождающейся английской хлопчатобумажной индустрии: нема­лой была и контрабанда ткани, что в конечном итоге заставило англичан внедрять в этой сфере,такие изобретения, которые по­зволили бы изготавливать ткани не только качественнее, но и дешевле импортных.

В 1730 [ . был изобретен летаюший челнок, вдвое ускоривший работу ткачей. Однако это привело к дефициту необходимых для их работы пигей, так как работавшие по стариньс прядильщики просто не моыи угнаться за возросшим спросом па их продукцию. И только в 1764 г. Дж.Харгривс, сконструировав прялку «Джен­ни», позволил и им значительно увеличить производительность своего труда. 1 те больше она возросла после тою как Р. Арктрайт соединил прядильную машину С ВОДЯНЫМ привозом и иеполкзо- вал для приведения ее в движение энергию воды. С 1780-х гг. в производстве тканей стали использовать паровые машины,

Промышленная революция имела важные социальные и де­мографические последствия. Фабрика объединила под одной кры­шей людей ч машины, углубила разделение труда, повысила его производительность. Не выдерживая конкуренции с фабричным произволе!почт, разорялись кустари-надомники. Началась актив­ная миграция населения из приходивших в запустение районов традиционных ремесел в новые индустриальные центры. Брита­ния быстро урбанизировалась. В 1700 г. доля городского населения составляла 22 — 23%, а в 1800 г. — уже 30%. Лондон оставался самым динамичным и быстро растущим городом Европы. К кон­цу XVIII в. в столице проживал каждый 10 англичанин и каж­дый'19 британец. Благодаря индустриализации появились новые крупные города: Манчестер, Ливерпуль, Бирмингем, Бристоль, Лидс.

Быстрое и змснение условий жизни сопровождалось социальны­ми конфликтами. Люди не хотели менять устоявшийся образ жиз­ни. Разорившиеся ремесленники нападали на фабрики и разруша­ли машин].!, считая технический прогресс главной причиной своих социальных бедствий. Разрушителей машин называли луддитами, по имени легендарного Нэда Лудда, уничтожившего в 1780-е гг. несколько чулочных машин в Йоркшире.

Впрочем, рост бедности и нищеты не остался без внимания со стороны I осударства и общества. Еще в 1723 г. парламентский акт узаконил практику создания и содержания на средства при­ходов работных домов для бедняков, не имеющих иных источни­ков существования. Ксередине 1770-х гг. в стране имелось около 2000 таких учреждений. Среди имущих классов и особенно со­стоятельных жителей городов становилась популярной филант­ропия. Возникло значительное число благотворительных обществ, которые проводили кампании по сбору средств на строитель­ство и содержание больниц для бедняков ИЛИ ШКОЛ ДЛЯ их детей. Только в Лондоне в первой половине XVIII в. на собранные по подписке деньги были построены 4 больницы для бедных, В пе­риод между 1730 и 1783 гг. 24 аналогичных учреждения появились и в провинции. Подобные государственные и общественные на­чинания позволили Англии минимизировать последствия про­мышленной революции и избежать затяжных социальных ката­клизмов.

Промышленная революция повлияла и на экономическую по­литику государства. Начался постепенный отход от политики мер­кантилизма. Все более широкое распространение получали идеи сокращения роди государства в экономике. Считалось, что обще­ство в целом выиграет, если каждый будет думать только о реали­зации собственных интересов. Следуя за этими 'теориями, госу­дарство снимало ограничения для развития пред при ни м; пел ьства и торговли, поощряло конкуренцию как главньп) фактор роста экономики.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 307.