Пиаже Ж. «Природа интеллекта» (Избранные психологические труды. М., 1994)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

47. Пиаже Ж. Интеллект и биологическая адаптация//Избр. психологич. труды. М.,1994.С.55-71.

48. Пиаже Ж.. Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопр.психологии, 1966, № 12. (1).

49. Платон. Сочинения в 4 тт. Т.2. М., 1993. "Федр" 245с-255а с. 154-164; "Федон" 64a-69е с. 14-21, 100в-102а С. 59-61, 105c-105e С. 66-67.

50. Психология внимания. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001.

51. Психология мышления / под.ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Ф.Спиридонова, М.В.Фаликман, В.В.Петухова – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672с. – (Хрестоматия по психологии)).

52. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999.

53. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 2000.

54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, Питер, 1999.

55. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь //Психология личности. Тексты.М.,1982.

56. Рубинштейн С.Л. Человек как субъект жизни //Проблемы общей психологии. М.,1976.с.347 – 362.

57. Северцов А. Н. Эволюция и психика // Психологический журнал, 1982, № 4. С. 149-159.  

58. Селье Г. Стресс без дистресса.М.,1979.

59. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.1981.N 2.С.15-29.

60. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.,1985.

61. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина , А.Н. Ждан. М., 1980.

62. Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999.

63. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова, 1981.

64. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003.

65. Юнг К.Г. Личное и сверхличное или коллективное бессознательное // Психология бессознательного, Минск, 1993. C. 103-114, 240-244, 246-249.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задача 11 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.9 ).

 

Ниже приведен отрывок из работы У. Джемса. Вы­пишите его аргументы в пользу ненаучности психологии. Можете ли вы возразить автору по всем этим пунктам? Проанализируйте современный этап развития психологического знания. Какие дово­ды У. Джемса сохранили, а какие утратили свою силу?

Называя психологию естественной наукой, мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет просто совокупность отрывочных эм­пирических данных; что в ее пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, ее первичные данные должны быть обследованы с более широкой точки зре­ния и представлены в совершенно новом свете... Даже основные элемен­ты и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сырого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификации и эмпирических обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состояниями сознания, а мозг наш обусловливает их суще­ствование, но в психологии нет ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово в области физических явлений, ни одного по­ложения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путем. Нам неизвестны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных психических актов. Короче, психология еще не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой.

Задача 14 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.11).

 

Вставьте пропущенные слова в утверждения.

1. Для древних греков характерно всеобщее ... природы — ....

2. Согласно Платону, есть мир ... и мир.......обитает в теле в течение жизни человека, а после его смерти переходит в ....

3. Для Аристотеля психика — это одна из ... тела, его ....

4. По мнению Декарта, действия организма определяются ..., находя­щимися в головном мозге.

5. Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь....

6. По мнению структуралистов, сознание можно разложить на психи­ческие ....

7. По мнению основателя ... Дж. Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы «... — ...».

Задача 15 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.11-12).

 

Выберите правильный вариант ответа.

 

1. Аристотель... а) делает акцент на знание и мудрость; б) считает душу сущностью тела, наделенного жизнью; в) ставит целью познание царящего во Вселенной порядка; г) все ответы верны; д) все ответы не­верны.

2. Платон... а) был стихийным материалистом; б) считал, что дух (душа) обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей жизни, а после смерти покидает его, отправляясь в мир идей; в) рассмат­ривал душу как самостоятельную субстанцию; г) считал тело «могилой души»;д) считал душу божественным, возвышенным, незримым, веч­ным началом; е) считал, что душа, размещаясь в разных отделах тела, состоит из частей — разума, мужества, вожделения и т.д.; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

3. Философы средневековья... а) полностью отвергали идеи Аристотеля о душе; б) опирались на учения богословов; в) защищали догматы хрис­тианской религии; г) были вульгарными материалистами; д) развивали учение Платона; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

4. Декартова концепция человека... а) дуалистична; б) механистична; в) отвергает идею души как сущности человека; г) опирается на идею рефлекторного характера психики; д) опирается на разум, освященный верой; е) материалистична; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

5. Бихевиоризм... а) опирался на схему «S — R»; б) превратил психоло­гию в «психологию без психики»; в) ввел понятие научения; г) заложил

Задача 42 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.20).

 

О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?

 

1. Психолог стремится собрать как можно больше информации по кон­кретному «случаю» для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный ме­тод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.

2. Данный метод широко применяется в психологии личности. В каче­стве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Глав­ная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональ­ный психолог.

3. Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную про­цедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.

4. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и на­дежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их пси­хологических качествах.

5. Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведе­ния людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных зада­ний. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве.

Задача 44 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.21).

Выберите правильный ответ из перечисленных ва­риантов.

 

1. Сторонники интроспекции утверждали идею... а) «раздвоения со­знания»; б) «ошибки стимула»; в) «экстроспекции»; г) все ответы вер­ны; д) все ответы неверны.

2. К методу опроса относятся... а) метод экспертных оценок; б) про­ективные методы; в) близнецовый метод; г) анализ продуктов деятель­ности; д) социометрия; е) анкетирование; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

3. Эксперимент с одной независимой переменной, как правило, включа­ет... а) выделение единичной независимой переменной; б) определение побочных переменных; в) выбор зависимой переменной; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4. Планирование эксперимента включает... а) постановку цели; б) обо­снование нужного числа опытов, выбор их порядка; в) анализ экспери­ментальных данных; г) подбор методик; д) все ответы верны; е) все от­веты неверны.

 

Задача 108 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.60).

Можно ли на основании приведенных примеров говорить о разумности поведения животных? Объясните, что обус­ловливает столь сложные и гибкие формы поведения животных.

 

А. Н. Северцов описывает факты индивидуального научения у диких животных: так, соколы, обнаруживая в засаде у гнезда охотника, научи­лись бросать пищу птенцам с высоты, недоступной выстрелу; песцы, на которых охотились, протягивая на пути к приманке шнурок и привязывая его к нацеленному ружью, стали прорывать ход к приманке под снегом. Известны случаи, когда крысы, для того чтобы достать мед со дна бидона, свешивались в него, держа друг друга за хвосты, и по очереди ели. Чтобы полакомиться подсолнечным маслом, они прогрызали у стеклянных буты­лок пробки и, опуская хвосты в дырочку, потом их облизывали. Кражи яиц происходят по методу конвейера: крысы ложатся на спину и передают яйца по цепочке. Если же переносить яйца нужно на большое расстояние, то одна крыса ложится на спину, крепко зажав всеми четырьмя лапами яйцо, а другие тащат ее за хвост к месту транспортировки!

 

Задача 109 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.60).

Из приведенных суждений отберите верные и ар­гументируйте свой выбор.

 

1. Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.

2. Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психичес­кой организации.

3. Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.

4. Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсор­ной и перцептивной психики.

5. У многих животных существует разделение труда с последователь­ной сменой функций.

6. Врожденный пусковой механизм инстинктивных поведенческих ак­тов одинаков для всех видов животных.

7. Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.

8. Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

 

Задача 110 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.61).

 

Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

 

1. Таксис — это реакция организма, которая... а) имеется только у животных; б) имеется только у человека; в) ориентирована относительно источника раздражения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

2. Рефлексы... а) всегда имеют врожденную природу; б) свойственны только низшим животным; в) исчезают по мере восхождения организма по эволюционной лестнице; г) могут быть произвольно заторможены; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Инстинктивное поведение... а) врождено; б) направлено на выжива­ние организма; в) имеет общие механизмы у всех биологических видов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4. Импринтинг... а) может быть направлен на любой объект; б) возни­кает благодаря скрещиванию; в) никогда не угасает; г) может быть акту­ализирован в любом возрасте; д) все ответы верны; е) все ответы невер­ны.

5. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, — это... а) самосоз­нание; б) воля; в) память; г) сознание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Высшие психические функции характеризуются... а) осознаннос­тью; б) непроизвольностью; в) зависимостью от биологических условий; г) общностью для животных и человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

 

 

Задача 132 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.76).

Используя приведенный фрагмент, определите по­нятие «хронотоп» и его значение для становления человеческого сознания.

 

Глубоко религиозный человек, ученый, мыслитель, блистательный физиолог-экспериментатор князь А. А. Ухтомский ввел в научный оборот понятие «хронотоп». Это понятие помогает более конкретно представить взаимоотношения феноменологического и онтологического планов раз­вития человека. ...Своеобразие хронотопа состоит в том, что он соединя­ет в себе казалось бы несоединимое. А именно — пространственно-вре­менные в физическом смысле этого слова телесные ограничения с без­граничностью времени и пространства, т.е. с вечностью и с бесконечно­стью. Первый — это есть онтологический план, заключающий в себе всю суровость бытия, которая в конце концов награждает человека смертью; второй план — феноменологический, идущий из культуры, истории, из ноосферы, от Бога, от Абсолюта, т.е. из вечности в вечность со всеми мыслимыми общечеловеческими ценностями и смыслами. В любом пове­денческом или деятельностном акте, совершаемом человеком, мы имеем все три «цвета времени»: прошедшее, настоящее и будущее, т.е. даже хро­нотоп живого движения может рассматриваться как элементарная едини­ца, зародыш (или продукт?) вечности и бесконечности. ...Конечно, хро­нотоп — это пока метафора, удачно описывающая живой пространствен­но-временной континуум, в котором протекает развитие человека, пони­маемое как уникальный процесс в составе космоса. А. А. Ухтомский говорил об активности хронотопа, что предполагает наличие в нем энергетичес­ких характеристик и соответствующих источников энергии. Энергия хро­нотопа, как и его смысловые черты, конечно же, укоренена в бытии. Энергия и смысл не только трансформируются в нем, но и прорастают. Накопленная и превращенная в хронотопе энергия осуществляет, выра­жаясь словами О. Мандельштама, «зарядку бытия». Эта энергия идет на жизнь человека, на творчество, наконец, на служение Богу. ...Представ­ляется, что в качестве таких источников выступают... Знак, Слово, Сим­вол, Миф, с помощью которых возможно не только описание хроното­па... [но] и как резонаторы, на частоту которых настраиваются живые су­щества. (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов)

Задача 133 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.76).

Проанализируйте приведенный фрагмент с точки зрения активности психического отражения и ответьте на вопрос: каким образом психика, представляющая собой субъективный про­дукт объективной реальности, приобретает способность воздей­ствовать на материальные звенья физиологических систем?

 

Неживые объекты в процессе отражения окружающей действитель­ности изменяются сами и меняют свою отражательную способность. Этот процесс носит пассивный характер, а изменение отражательной способ­ности происходит лишь в сторону увеличения меры неопределенности, т.е. с нарастанием энтропии. Так, поверхность камня отражает характер и силу внешних воздействий, которым он систематически подвергается. Со временем эти воздействия все больше разрушают его и в конце концов превращают в песок или пыль, и та информация, которую они несут в себе, оказывается уже значительно менее определенной.

Отличительным свойством биологических объектов является их пре­имущественная ориентация на усложнение систем, т.е. на реализацию про­цессов негэнтропии, на уменьшение степени неопределенности. Это об­стоятельство послужило причиной последовательной структурной и фун­кциональной самоорганизации живых организмов, что привело к совершенствованию отражательных функций, развитию органов чувств, а затем и к высокоорганизованной психической деятельности человека. Отражение явилось тем условием, которое положило начало процессу раз­вития живого, так как именно через отражение формируются все виды памяти, представляющей собой сохранение следов прошлого опыта, на основе чего биологические объекты получают возможность приобретать

новые качества.

Исследователи различают отражение—след, отражение—изменение, отражение—ответная реакция и отражение—воздействие. Процессы отра­жения в неживой природе охватывают первые две формы, живая материя пользуется всеми четырьмя формами отражения. Существенная особен­ность состоит здесь еще и в том, что живое приобретает свойство отра­жать не только внешнюю, но и свою собственную внутреннюю среду. Кроме того, живое вырабатывает способность к избирательности отражения, и из десятков одновременно воздействующих внешних и внутренних фак­торов организм активно реагирует лишь на те, которые он актуализирует.

Таким образом, психика приобретает свойство активно менять на­правление, объем и характер отражательных процессов — и внешних и внутренних. Еще важнее то, что психика может ориентироваться не толь­ко на наличные результаты отражения, но и на зафиксированные ранее в долговременной памяти в виде образов и понятий отражения—следы. От­ражение становится субъективным, а это значит активным: оно характе­ризуется движением «постоянного переливания субъективного в объек­тивное». Эта особенность позволяет человеку целенаправленно и активно воздействовать на свое физическое и психическое состояние на основе воображаемых чувственных образов. (По Л. П. Гримаку)

 

Задача 140 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.81).

Выберите правильный ответ из предложенных ва­риантов.

 

1.  Элементом структуры деятельности является... а) поведение; б) ак­тивность; в) действие; г) цель; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Способ, которым выполняется действие в определенных условиях, называется... а) навык; б) операция; в) реакция; г) движение; д) реф­лекс; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Деятельность как специфически человеческая форма активности ха­рактеризуется... а) целенаправленностью; б) взаимодействием; в) струк­турностью; г) осознанностью; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. Основными видами деятельности являются... а) политическая; б) спортивная; в) художественно-эстетическая; г) управленческая; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Процесс накопления личностью опыта путем преобразования внешних элементов предметной деятельности и общения во внутренний план, назы­вается... а) воспитание; б) научение; в) интериоризация; г) экстериориза-ция; д) социализация; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

6. Преобразование действий при интериоризации включает... а) верба­лизацию; б) осознание; в) обобщение; г) свертывание; д) перенос; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

7. Внешнее проявление деятельности называется... а) работа; б) пове­дение; в) активация; г) реагирование; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8. Процесс объективации накопленного личностью опыта называет­ся... а) труд; б) экстериоризация; в) творчество; г) воображение; д) об­щение; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

 

 

Задача 143 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.82).

Проанализируйте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Детвора». Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках од­ной и той же деятельности.

 

Самый большой азарт написан на лице Гриши. ...Играет он исклю­чительно ради денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. ...Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображе­ния, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокой­но, сосредоточиться... Сестра его Аня, девочка лет восьми, ...тоже боит­ся, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос са­молюбия. Другая сестра, Соня, девочка 6 лет, играет в лото ради процес­са игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинако­во хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик. ...У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать — и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразу­мений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей... К выиг­рышу и чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погру­жен в арифметику игры, в ее несложную философию; сколько же на этом свете разных цифр и как это они все не перепутались!

 

Задача 161 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.93).

 

Обдумайте приведенную цитату. В чем позиция Г. П. Щедровицкого противоречит позиции А. Н. Леонтьева? По­пробуйте найти критические аргументы, опровергающие смысл приведенного фрагмента.

 

Работы Гегеля и Маркса утвердили рядом с традиционным понима­нием деятельности другое, на наш взгляд, более глубокое. Согласно ему, человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсальная целостность, значительно более широкая, чем он сам. Не отдельные индивиды тогда

создают и производят деятельность, а, наоборот, она сама «захватывает» их и заставляет вести себя определенным образом. По отношению к час­тной форме деятельности, речи-языку, В. Гумбольдт, как известно, вы­разил эту мысль так: «Не люди овладевают языком, а язык овладевает людьми». Деятельность трактуется таким образом, как то, что по суще­ству своему надындивидуально, хотя, безусловно, и реализуется инди­видами (в соответствующих актах деятельности). Не деятельность при­надлежит людям, а сами люди оказываются «принадлежащими деятель­ности», «прикрепленными к деятельности». (Г. П. Щедровицкий)

Задача 162 (Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. с.94).

 Проанализируйте приведенные фрагменты. Мож­но ли описанные процессы назвать деятельностью и почему?

 

1. «Танец грома» служит свидетельством странной гармонии, суще­ствующей между примитивными обычаями этих людей и силами приро­ды. Гармония эта недоступна логике и непонятна для представителей ци­вилизованного мира, однако она просто и совершенно естественно вос­принимается сознанием туземцев... На площадку танца вбежал стройный мужчина, размахивая сосиаби — длинным танцевальным жезлом с ост­рым и блестящим бронзовым топориком на конце. Резкими движениями жезла он рисовал в воздухе зигзаг молнии. Удары барабанов создавали впечатление отдаленного грома. Танцор начал кружиться на месте во все ускоряющемся темпе. Затем, зажав жезл в зубах, он начал выделывать немыслимые фигуры. К нему постепенно присоединялись другие. Извива­ясь в танце, они иногда склонялись так низко, что касались лбамл земли. Танцор с жезлом как одержимый носился вдоль стены окружавших пло­щадки людей, размахивал своим жезлом и чуть не задевал им зрителей.

В начале танца на небосклоне не было ни облачка. Взглянув случайно вверх, я заметил, что небо стали затягивать грозовые облака. Танец про­должался, послышались раскаты грома, еще больше воодушевившие танцо­ров. С криками и гримасами они совершали дикие прыжки. Я чувствовал, что и меня постепенно захватывает безумие, овладевшее ими, но оно не помешало мне испытать беспокойство при мысли, что тяжелые тучи, со­бравшиеся над нами, помешают мне делать снимки.

Принц Ахо, казалось, почувствовал мое беспокойство. Он склонил свой могучий торс вплотную ко мне и сказал на ухо: «Дождя не будет, мы не разрешаем ему идти без "танца дождя"». ...Небо вскоре заволокло на­столько, что продолжать съемку стало невозможно... Раскаты грома при­ближались, сливаясь с грохотом барабанов. Я ждал, что вот-вот блеснет молния и разразится ливень. Но раздался еще один удар грома, и танец неожиданно прекратился. ...Принц обернулся ко мне, на его отвислых губах появилась улыбка, он поднял глаза к небу. Солнце снова ярко сияло в густом синем небе. (Г. Райт)

2. Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд. ...Мы можем представить только напряженное тело, силящееся под­нять огромный камень, покатить его, взобраться с ним по склону; видим сведенное судорогой лицо, прижатую к камню щеку, плечо, удерживаю­щее покрытую глиной тяжесть, оступающуюся ногу, вновь и вновь под­нимающие камень руки с измазанными землей ладонями. В результате долгих и размеренных усилий, в пространстве без неба, во времени без начала и конца, цель достигнута. Сизиф смотрит, как в считанные мгно­вения камень скатывается к подножию горы, откуда его опять придется поднимать к вершине. Он спускается вниз.

Сизиф интересует меня во время паузы. Его изможденное лицо едва отличимо от камня! Я вижу этого человека, спускающегося тяжелым, но ровным шагом к страданиям, которым нет конца. В это время вместе с дыханием к нему возвращается сознание, неотвратимое, как его бедствия. И в каждое мгновение, спускаясь с вершины в логово богов, он выше своей судьбы. Он тверже своего камня. ...Ясность видения, которая долж­на быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение. (А. Камю)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Глоссарий

Дата: 2019-02-25, просмотров: 303.