Модуль 1
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Объем работы: изучение материала по модулю 1 рассчитано примерно на 41 час самостоятельной работы студента.
Рекомендации по выполнению работы над модулем: для изучения материала модуля «Введение в общую психологию» Вам необходимо:
1. Внимательно изучить конспекты лекций.
2. Изучить фрагменты книг, приведенных в Вашем учебном пособии, подготовиться к семинарским занятиям.
3. Ознакомиться с обязательной литературой, приведенной в данном методическом обеспечении, сформулировать для себя ответы на вопросы для размышлений. Решить предлагаемые задачи на определённые темы курса.
Вопросы к экзамену по темам составлены на основании обязательной литературы, конспектов лекций и материалов учебного пособия.
Темы модуля
Психология как отрасль научного знания и практической деятельности
Вопросы для размышления
1. В чем основные различия классификаций места психологии среди других наук Б.М.Кедрова, Ж.Пиаже, А,Р.Лурия?
2. В чем разница между житейской и научной психологией? Выделите особенности житейской и научной психологии по форме существования, методам получения и использования, сфере применения и способам трансляции. Решите задачу №11, представленную в Приложении 1.
3. Дайте общую характеристику методов деятельности психолога. Каковы критерии классификации этих методов? Решите задачи №42 и №44 из Приложения 1.
4. Какие отдельные отрасли можно выделить в современной психологической науке?
Литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Гиппенрейтер. - М.: АСТ: Астрель, 2008. с. 10-23 (2)
2. Общая психология: В 7 т./ Под ред.Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. с.29-32 (1).
3. Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 5-11, 18-21. (1,2,4)
4. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М., 1996. с. 101-110 (Глава 3) (3,4).
5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М., 1996. с. 110-128 (Глава 3) (3,4).
6. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. М., 1996. с. 157-166. (3).
7. Иванников В.А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 40-42 (4).
8. Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985, гл.4, 6. (1).
9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999 С. 4-11 (3).
10. Лурия А.Р. Некоторые общие вопросы психологии как науки // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 23-34 (1).
11. Мартин М. Психологические эксперименты. СПб - М., с. 28-51. (3).
12. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина М., 1987 с. 5-12 (3).
13. Пиаже Ж.. Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопр.психологии, 1966, № 12. (1).
Становление категориального строя психологии
Вопросы для размышления
1. Какое значение имеют представления философии Античности о душе для современной психологии? Как решался вопрос о природе души в рамках различных философских направлений? Сравните понятие о душе Платона и понятие о душе как энтелехии тела у Аристотеля.
2. Представление о сознании в философии Нового времени. Почему нельзя сомневаться в «cogito ergo sum»? Какие источники знаний выделяет Дж.Локк?
3. Сознание как предмет психологии. Явления и свойства сознания. Какие элементы сознания выделяются В. Вундтом? Развитие представлений о сознании: что такое поток сознания по У.Джемсу? Назовите его основные характеристики.
4. Что представлял собой метод интроспекции? В чём заключается проблема самонаблюдения? Опишите возможности и недостатки метода интроспекции.
5. Назовите основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон). Почему в бихевиоризме отказались от сознания как предмета психологии? Почему в данном подходе критикуется метод интроспекции? Какую роль в становлении бихевиоризма сыграли идеи русских учёных И.П.Павлова и В.М.Бехтерева о «классическом обусловливании»? Обратитесь к анализу конкретных примеров фактов поведения из художественных произведений, представленных в лекции 4 курса лекций по Введению в общую психологию Ю.Б.Гиппенрейтер (из Приложения 1).
6. Дайте определение понятия промежуточной переменной, целенаправленности и целостности поведения в необихевиоризме (Э. Толмен). Что такое оперантное обуслоливание, по Б. Скиннеру? Какие принципы объективности выделяются в бихевиоризме и необихевиоризме?
7. Гештальтфеномены как предмет психологии. В чём заключалась теоретическая и экспериментальная критика классической психологии сознания гештальтпсихологами? Приведите примеры гештальтфеноменов в восприятии и мышлении, дайте определение понятия инсайта (В. Кёлер, М. Вертгеймер).
8. Познакомьтесь с феноменологией и классификацией неосознаваемых процессов, предложенной А.Г.Асмоловым. Дайте определение понятия бессознательного (З. Фрейд): факты и методы исследования. Как определяется явление установки (Д.Н. Узнадзе)?
9. Человеческая деятельность как предмет психологии. Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Структура деятельности и уровни ее анализа (А.Н. Леонтьев). Дайте определение понятия потребности и мотива (А.Н. Леонтьев). Что такое опредмечивание потребностей? В чём различия понятий действия, операции, психофизиологичекой функции?
10. Раскройте основные положения когнитивной психологии. Что такое компьютерная метафора? На каких уровнях возможная переработка информации? Какие способы кодирования информации выделяют в когнитивной психологии? Дайте определение понятия когнитивной схемы и опишите виды когнитивных схем.
11. Решите, пожалуйста, задачи №14 и №15 Приложения 1.
12. Заполните, пожалуйста, часть 1.2 глоссария, представленного в Приложении 2.
Литература
1. Аристотель "О душе" // Соч. в 4 т. Т.1. М., 1976. С. 394-399. (кн. 2, гл. 1,2) (2)
2. Платон. Сочинения в 4 тт. Т.2. М., 1993. "Федр" 245с-255а с. 154-164; "Федон" 64a-69е с. 14-21, 100в-102а С. 59-61, 105c-105e С. 66-67 (1)
3. Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. М., 1970. Дж. Локк "Опыт о человеческом разуме" кн. 2, гл. 1, пп. 1-4, гл. 2, п. 1, гл. 6 пп. 1,2 С. 412-413, 417-420. (3, 4)
4. Декарт Р. Начала философии. Ч. 1. параграфы 1-15. // Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. М., 1970. ИЛИ Декарт Р. Избранные произведения в 2 Т. М., 1994. (3)
5. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 95-105 (3,4)
6. Вундт В. Лекции о душе человека и животных. Лекция 16 // (3,4)
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000. С. 22-27 (1,2), 28-50 (3,4), 51-66 (5, 6), 67-98 (8), 99-134 (9, 10)
8. Джемс У. Психология. М., 1991. С. 56-72 (3). ИЛИ У. Джемс "Поток сознания" // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 106-118. (3)
9. Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина , А.Н. Ждан. М., 1980. с. 34-44 (5) ИЛИ Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 193-199. (5)
10. Э. Толмен Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М., 1980. С. 46-82 ИЛИ Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 200-204. (6).
11. Э. Толмен. Когнитивные карты у крыс и у человека // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М., 1980, с. 46-82 (6).
12. Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. Тексты. 30-е - 60-е годы 20 века / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. с. 59-79. (6).
13. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 102-111, 117-120 (Кёлер) (7).
14. Асмолов А.Г. На перекрёстке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность. // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 181-193 (8).
15. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов – середина 30-х годов ХХ в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 148-184, 184-188. (8)
16. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни, Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 151-161. (8)
17. Юнг К.Г. Структура психического бытия человека // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 162-166 (8)
18. Юнг К.Г. Личное и сверхличное или коллективное бессознательное // Психология бессознательного, Минск, 1993. C. 103-114, 240-244, 246-249 (8)
19. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 167-180. (8)
20. Найссер У. Что такое когнитивная психология? // История зарубежной психологии. Тексты. 30-е - 60-е годы 20 века / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. С. 117-129. (10)
21. Солсо Р. Введение в когнитивную психологию // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 222-232. (10).
22. Айзенк М. История когнитивной психологии // Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.1: Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М.:УМК "Психология"; Генезис, 2001. С. 547-553 (10)
23. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в психологии, Основные процессы психической жизни // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 265-283. (9) ИЛИ Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (Любое издание) Гл. 3
Вопросы для размышления
1. Какие критерии психического выдвигались в различных подходах в разное время? Какую гипотезу о возникновении психики в филогенезе предлагает А.Н. Леонтьев? В чём она заключается? Почему психика как ориентировочно-исследовательская деятельность, по П.Я. Гальперину, объективно необходима? Какие стадии развития психики выделяются в филогенезе? В чём различие инстинктивного и индивидуально-изменчивого поведения животных? Что такое облигатное и факультативное научение?
2. Проведите сравнительный анализ психики животных и человека, используя факты группового поведения, информации о "языке" животных, способности к обобщению, изготовления и использования орудий как предпосылки человеческого сознания. Какие предпосылки человеческого сознания можно выделить?
3. Психика в истории: как описывается историческое развитие познавательных процессов человека в различных источниках? Как в сознании средневекового человека отражаются категории пространства и времени?
4. Человек и общество: как присваивается человеком общественно-исторический, культурно-исторический опыт? В чём специфика коллективных представлений?
5. Дайте определение понятия высших психических функций. Каковы их строение, основные характеристики, законы становления? Как определяет Л.С.Выготский понятие интериоризации? Что такое параллелограмм развития?
6. Заполните, пожалуйста, часть 1.3 глоссария, представленного в Приложении 2.
Литература
1. Гальперин П.Я. Объективная необходимость психики // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 322-329. (1)
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000. с. 169-197. (2, 3), 198-222 (5)
3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд. М., 1981. С. 18-24, 49-60, 219-227, 249-261, 261-263, 277-284. (2, 3) ИЛИ Леонтьев А.Н. Развитие психики в животном мире, Стадия интеллекта, Возникновение сознания человека // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 335-355, 368-378. (2, 3)
4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. С. 41-52, 66-83, 266-280. (2, 3) ИЛИ Фабри К.Э. Научное наследие А.Н. Леонтьева и вопросы эволюции психики // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 356-367. (2, 3)
5. Северцов А. Н. Эволюция и психика // Психологический журнал, 1982, № 4. С. 149-159. (2, 3)
6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии (любое издание). Лекции 3-5. (2, 3)
7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. Отрывки (4, 5)
8. Лурия А.Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 253-264. (4, 5)
9. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М., 1974. с. 45-52 (4, 5)
10. Блок М. Феодальное общество. // Блок М. Апология истории М., 1986. с. 135-142, 145-150. (4, 5)
11. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 211-222 (Дюркгейм). (4, 5) ИЛИ Дюркгейм Э. Социальная обусловленность психической жизни человека, Формы мышления и поведения человека как социальные факты // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 233-240 (4, 5)
12. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. № 4. С. 5-18. (или Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 242-252). (5, 6) ИЛИ Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии // Собрание сочинений в 6 т., Т. 1, М., 1982, с. 103-108. (5).
13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Л.С.Выготский «Психология». Раздел III. Гл.1 Проблема развития высших психических функций; Гл.5 Генезис высших психических функций. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. (Или в любом другом издании). (5).
14. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 379-385. (5).
Вопросы для размышления
1. Психика и отражение: дайте определение понятия «отражение», назовите формы отражения в живом и неживом мире. Укажите, в чём заключается проблема психического отражения. Опираясь на работу с источниками, определите содержание понятия «активность». Результатом психического отражения является субъективный образ. Как можно судить о его адекватности?
2. В чём заключается активность психического отражения? Как происходит реализация принципа активности в понятии «образ мира»? В чем общность и качественное различие отражения в живом и неживом мирах? А.Н.Леонтьев говорил о том, что, в отличие от животных, для человека мир предстает не в четырёх, а в пяти измерениях. Что понималось им под пятым "квазиизмерением"? Какова природа чувственной ткани образа?
3. В чём суть опережающего отражения? Что такое антиципация результатов действия? Какую роль в организации действия играет механизм акцептора результатов действия, по Анохину П.К.?
4. Психика и активность: как реализуется принцип активности в психологии и физиологии? Опишите свойства и признаки активных форм поведения. Раскройте критика реактивных представлений о психике через подход физиологии активности. Опишите процесс организации, регуляции движений, а также уровни построения движений (Н.А. Бернштейн). Какова роль "обратных связей" в этом процессе? Объясните понятие сенсорных коррекций, принцип рефлекторного кольца, выделите основные закономерности и этапы формирования двигательных навыков (по Н.А.Бернштейну).
5. Раскройте, в чём заключается принцип субъектности в трудах С.Л.Рубинштейна, активность как динамическая составляющая деятельности. При каких условиях человек становится субъектом? Как автор определяет самосознание личности? Как связаны между собой понятия субъект и активность?
6. Психика и адаптация: дайте определение понятия адаптации в психологии (по Ж.Пиаже). Что такое ассимиляция и аккомодация?
7. Адаптивное поведение: как определяет Г.Селье адаптационный синдром и стресс?
8. Как различаются адаптивность и неадаптивность, по В.А.Петровскому? Какова феноменология неадаптивности человека? Почему неадаптивность можно понимать как неизбежность?
9. Заполните, пожалуйста, часть 1.4 глоссария, представленного в Приложении 2.
Литература
1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1978. Или любое другое издание. (3).
2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., Наука, 1990, с.373-392. Или Бернштейн Н.А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 493-508 (4)
3. Бернштейн Н.А. Уровни построения движений. // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 509-538 (2-4)
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию М., 2000. С. 135-168. (4)
5. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психологич. произведения. М.,1983. Т.2. с.251 - 262. Или любое другое издание. (2).
6. Леонтьев А.Н. Психология образа //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.1979.N 2. с.3 - 13. (2).
7. Категория отражения в психологии //Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологической науки. М.,1984.Гл. 3. (1).
8. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д,1996.Ч.1. (8).
9. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.М.,1992. (8).
10. Пиаже Ж. Интеллект и биологическая адаптация//Избр. психологич. труды.М.,1994.С.55-71. (6).
11. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь //Психология личности. Тексты.М.,1982. (5).
12. Рубинштейн С.Л. Человек как субъект жизни //Проблемы общей психологии.М.,1976.с.347 – 362. (5).
13. Селье Г. Стресс без дистресса.М.,1979. (7).
14. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.,1985 (1,2).
15. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.1981.N 2.С.15-29. (2).
Модуль 2
Темы модуля
Вопросы для размышления
1. Как в современной психологии описывается системная организация познания (целостность системы познания)? В чём заключается проблема выделения отдельных познавательных процессов?
2. В чём различие классификаций познавательных процессов в подходах В.В.Петухова и Л.М.Веккера? Какие специфические познавательные процессы выделяются в подходе В.В.Петухова, а также расскажите об их уровнях, чувственном и рациональном. Опишите, в чём особенность неспецифических («сквозных») познавательных процессов, выделенных в данном подходе.
3. Заполните, пожалуйста, часть 2.1. глоссария, представленного в Приложении 2.
Литература
1. Грегори Г. Разумный глаз. М., 1972. с. 41-47 (1, 2)
2. Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Хрестоматия по общей психологии. Ведение. М., 2001. С. 554-559. (1-2)
3. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения // Психология ощущений и восприятия. М., Черо, 1999, с. 217-228. (1-2)
4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов М.2000., с.15-25. (1,2).
Вопросы для размышления
1. Какие свойства ощущений выделяются в современной психологии? Расскажите о возможных критериях классификации ощущений, приведите примеры классификации ощущений. Можно ли классифицировать ощущения по видам воспринимаемой энергии? Какие виды ощущений можно выделить по модальности? Что такое сенсорные рецепторы, сенсорные стимулы, проксимальные и дистальные стимулы? Опишите протопатическую и эпикритическую чувствительности.
2. Расскажите об основных понятиях сенсорной психофизики. В чём заключается пороговая проблема? Какие виды порогов существуют? Какие методы их измерения применялись в психологии? Что такое субсенсорная зона? В чём заключается проблема подпорогового восприятия?
3. Какие проблемы измерения надпороговых (действительных) ощущений выделяются в психологии? Как определяется отношение Вебера? Что такое логарифмический закон Вебера-Фехнера?
4. Расскажите о прямом шкалировании ощущений и о метода такого шкалирования. В чём заключается степенной закон Стивенса?
5. Расскажите о подходе, в котором детекция сенсорных признаков понимается как процесс принятия решения. Назовите основные положения теории обнаружения сигнала (ТОС). Что такое рабочая характеристика приёмника? Какие меры чувствительности выделяются в ТОС?
Литература
1. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999. С. 47-55 (Шеррингтон) (1), 56-59 (Кравков) (1), 242-249 Кравков (2, 3), 250-255 Гершуни и Соколов (2), 256-270 Кимбл и Джармези (2, 5), 271-274 Макаров (3), 275-282 Джелдард (4), 283-291 Стивенс (3,4).
2. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003. С. С. 24-25 (1).
Дополнительная литература
1. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003. С. 56-60, 73-76, 76-77 (2), 77-81 (3), 81-86 (4), 60-73 (5).
2. Грегори Р.А. Глаз и мозг. М.,1970, с. 143-180.
3. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.,1987 (о проксимальных и дистальных стимулах).
Вопросы для размышления
1. Расскажите о когнитивном подходе к восприятию и теории восприятия У.Найссера.
2. Как рассматривался процесс восприятия в гештальтпсихологии? Какие законы перцептивной организации выделялись в данном подходе? В чём заключается принцип изоморфизма?
3. Восприятие как конструктивный процесс: теория бессознательных умозаключений (Г. Гельмгольц). Какова роль мотивации и когнитивных ожиданий в процессах восприятия? Какова роль когнитивных схем в процессах восприятия? Перцептивный цикл. Что представляет собой восприятие как процесс категоризации (по Дж. Брунеру)? Что такое перцептивные категории и перцептивная готовность? Расскажите о теории перцептивных гипотез (Дж. Грегори). Теория «нового взгляда»: восприятие и мотивация. Основные положения и примеры экспериментальных исследований. Метод систематических перцептивных искажений и его значение для психологии восприятия. Феномены псевдоскопического и инвертированного восприятия. Проблема перцептивной адаптации. Правила правдоподобия. Роль значений в порождении чувственной основы перцептивного образа.
4. Что представляет собой экологический подход к зрительному восприятию Дж.Гибсона? Дайте определения понятиям видимого поля, видимого мира, объемлющего оптического строя. Что такое «перцептивная психофизика»? Каково представление о стимулах высшего порядка?
5. Какова роль двигательной активности в процессах восприятия? Движения глаз и их виды. Научение в сфере восприятия.
6. Какие свойства перцептивного образа выделяют в психологии восприятия? В чём двойственность природы перцептивного образа? Расскажите о соотношении чувственной основы и предметного содержания образа.
7. Заполните, пожалуйста, часть 2.2 и 2.3 глоссария (Приложение 2).
Литература
1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1981. (1).
2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. (2).
3. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999. 322-335 (Осгуд) (2), 21-27 (Гельмгольц) (3), 144-156 (Осгуд) (2), 164-181 (Брунер) (3), 567-570 (Стрэттон) (5), 571-584 (Логвиненко) (5), 182-200 (Гибсон) (4, 5), 403-410 (Компанейский) (3), 585-600, 600-617 (Грегори) (3, 5), с. 12-20 (Хольт) (6), 67-76 (Олпорт) (6), 113-116 (Осгуд) (6), 444-446 (Симмел) (6).
4. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003. с. 31-32, 270-292 (2), 32-33, 296-303, 408-411, 474-481 (3), 33-35 (4) 171-179 (5), с. 48-52 (6).
5. Грегори Р.А. Глаз и мозг. М.,1970, с. 143-180.
6. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.,1987.
Вопросы для размышления
1. Что такое феномен «вечеринки с коктейлем»? Что обозначает метафора «канала с ограниченной пропускной способностью»? Что представляют собой методы бинаурального и дихотического прослушивания? О чём свидетельствуют ранние экспериментальные исследования К. Черри и Д. Бродбента?
2. Структурно-функциональные модели внимания: что такое селекция признаков? Расскажите о моделях фильтрации в процессах переработки информации. В чём состоит проблема локализации фильтра? В чём отличия между ранней и поздней селекцией признаков? Что такое аттенюация (ослабление) канала? В чём заключается критика структурно-функциональных моделей внимания? Что представляют собой теории гибкой и множественной селекции?
3. Как понимается авторами внимание как умственное усилие? Каковы, согласно источникам, стратегии распределения умственных усилий (ресурсов внимания)? Что представляет собой перцептивная организация и распределение ресурсов внимания? Какова методика двойной задачи?
4. Как соотносятся внимание и действие? Что такое творческий синтез в отборе сенсорных характеристик сигнала? Что представляет собой предвнимание и фокальное внимание? Расскажите о методике селективного смотрения. Какова роль когнитивных схем в процессах внимания? В чём состоит критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации?
5. Что представляет собой внимание как функция контроля в теории поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину)?
6. Какова роль когнитивных автоматизмов в отборе сенсорных признаков? Что такое эффект Струпа? В чём состоит критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации? В чём отличие автоматических (базовых) и сознательно-контролируемых (стратегических) процессов? Опишите модель Р. Шифрина и У. Шнейдера.
7. Заполните, пожалуйста, часть 2.4 глоссария, представленного в Приложении 2.
Литература
1. Дормашев Д.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 49-82 (1, 2), 112-128 (3), 171-181 (4), 89-109 (6)
2. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 4. Внимание. / М.В. Фаликман. М., 2006. С. 191-220 (1, 2), 171-172, 384-390 (4), 347-360 (3), 163-171 (6)
3. Психология внимания. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. С. 573-576 (Черри) (1), 577-589 (Бродбент) (1, 2), 629-671 (Найссер) (4), 534-542 (Гальперин) (5)
Дополнительная литература
1. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. Т. 1. М., 2006. С. 299-319 (1, 2)
2. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб, 2002. С. 81-82 (1), 82-86 (2)
3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. С. 33-42, 49-54 (5)
4. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003. С. 301-302 (4)
Литература
1. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998 (2000). С. 11-13 (Платон) (1), 200-202 (Джемс) (1), 215-218 (Рубинштейн) (1), 234-242 (Норман) (1), 33-61 (Рибо) (3), 62-75 (Корсаков) (3), 134-148 (Фрейд) (3), 149-165 (Лурия) (3), 230-233 (Рубинштейн) (2), 270-287 (Бергсон) (2), 380-389 (Блонский) (2).
Теории памяти
Вопросы для размышления
1. Что представляет собой память как ассоциация представлений (по Г. Эббингаузу)? Каковы законы и виды ассоциаций? Какие классические закономерности памяти выделяются в психологии памяти? Что обозначает кривая забывания? В чём состоят позиционные эффекты запоминания? Опишите законы Йоста.
2. Что представляет собой память как научение? Расскажите об исследованиях формирования моторного навыка в бихевиоризме. Какие этапы в формировании моторного навыка выделяются в психологии памяти?
3. В чём различия репродуктивного и конструктивного припоминания? Опишите явление реминисценции (П. Жане). Что такое память-рассказ? Что демонстрируют исследования конструктивного припоминания в опытах Ф. Бартлетта?
4. В чём состоит проблема двойственности памяти (У. Джеймс)? Каково различие долговременной и кратковременной памяти (Д. Норман)? Дайте описание хранилищ и управляющих процессов в трехкомпонентной теории памяти (Р. Аткинсон, Р. Шифрин).
5. Охарактеризуйте, что представляют собой сенсорные регистры. Какие методы используются для исследования сенсорных регистров (Дж. Сперлинг)? Опишите различия иконической и эхоической памяти (У. Найссер). Кратковременная память: общая характеристика и методы исследования. В чём состоит проблема объёма кратковременной памяти? Что представляет собой забывание в кратковременной памяти (теории интерференции и угасания)? Что такое поиск в кратковременной памяти (С. Стернберг)? Долговременная память: общая характеристика и методы исследования. Что представляет собой забывание в долговременной памяти?
6. Назовите различия семантической и эпизодической памяти (по Э. Тулвингу).
7. Охарактеризуйте теорию уровневой переработки информации. Что представляет собой память как побочный продукт переработки информации? Что такое эффект отнесения к себе? Опишите различия произвольного и непроизвольного запоминания.
8. Заполните, пожалуйста, часть 2.5 глоссария, представленного в Приложении 2.
Литература
1. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. М., 1998-2000. С. 243-263 (Эббингауз) (1), 585-590, 590-592, 592-603, 605-607, 610-613 (Флорес) (1), 264-269 (Уотсон) (2), 371-379 (Жане) (3), 292-303 (Бартлетт) (3), 304-313 (Клацки) (3), 508-545 (Аткинсон) (4,5), 570-579 (Миллер) (5), 465-475 (Зинченко) (7), 476-486 (Смирнов) (7), 547-563 (Солсо) (6, 7)
Дополнительная литература
1. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 95-103 (1), 187-192 (2), 103-107 (3), 65-73, 76-83 (4)
2. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. М., 1998-2000. С. 487-507 (Линдсей, Норман) (4, 5)
2.6 Специфические познавательные процессы: Мышление, понятие об интеллекте
Вопросы для размышления
1. Дайте общее представление о мышлении. В чём заключается специфика психологического изучения мышления? Как можно понимать процессы мышления в узком и широком смыслах?
2. Что представляет собой мышление как процесс постановки и решения задач? Какая существует типология мышления? Какие факторы влияют на успешность решения? Поясните, что означает объективная (требование, условия) и психологическая (цель, средства) структура задачи. Какие виды мыслительных задач и возможные критерии их классификации Вы знаете? В чём различие межу задачами и проблемами? Какие стадии мыслительного процесса выделяют в психологии мышления? Какова их объективная индикация и аналитическая реконструкция? Что представляет собой понятие инсайта в психологии мышления и решения задач?
3. Какие существуют подходы к выделению видов мышления? Какие критерии существуют для классификации видов мышления? Как соотносятся мышление и сознание? Какие методы применяются для экспериментального изучения мыслительных процессов?
Литература:
1. Петухов В.В. «О двух определениях мышления» (Психология мышления / под.ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Ф.Спиридонова, М.В.Фаликман, В.В.Петухова – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672с. – (Хрестоматия по психологии)) (1).
2. Вудвортс Р. «Этапы творческого мышления» ( Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова, 1981).
3. Блейлер Э. «Аутистическое мышление» (Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова, 1981).
4. Гольдштейн К. «Абстрактное и конкретное поведение» (Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова, 1981).
5. Рубинштейн С.Л. Глава «Мышление» («Основы общей психологии» СПб, Питер, 1999).
6. Леви-Брюль Л. «Первобытное мышление» («Психология мышления». М: Изд-во МГУ, 1980).
Теории мышления
Как характеризует процесс мышления гештальтпсихология? В чём специфика понимания мышления в данном подходе в отличие от Вюрцбургской школы? Приведите данные исследования продуктивного мышления К.Дункера. Дайте определение понятия продуктивного мышления у М.Вертгеймера.
Как понимается и исследуется мышление в культурно-историческом подходе? Чем обусловлено развитие мышления, согласно данному подходу? Какие стадии развития понятий выделяются Л,С.Выготским и Л.С.Сахаровым?
5. Что такое мышление как процесс переработки информации? Назовите основные характеристики мышления в когнитивной психологии мышления. Что представляет собой общий решатель проблем и эвристики мышления? Как понимается процесс решения задач в данном подходе?
6. Заполните, пожалуйста, часть 2.6 глоссария, представленного в Приложении 2.
Литература:
Зельц О. «Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности» (Психология мышления / под.ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Ф.Спиридонова, М.В.Фаликман, В.В.Петухова – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672с. – (Хрестоматия по психологии)) (1).
Ньюэлл А., Дж.С.Шоу, Саймон Г.А. «Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины», а также Ньюэлл А., Саймон Г.А. «Движение в пространстве задач» (Психология мышления / под.ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Ф.Спиридонова, М.В.Фаликман, В.В.Петухова – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672с. – (Хрестоматия по психологии)) (5).
Список источников по темам курса:
1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб, 2002.
2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1978.
3. Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. М., 1970.
4. Аристотель "О душе" // Соч. в 4 т. Т.1. М., 1976. С. 394-399. (кн. 2, гл. 1,2).
5. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., Наука, 1990, с.373-392.
6. Блок М. Феодальное общество. // Блок М. Апология истории М., 1986. с. 135-142, 145-150.
7. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов М.2000., с.15-25.
8. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. Т. 1. М., 2006.
9. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1981.
10. Вертгеймер М. «Продуктивное мышление» М., 1987.
11. Вундт В. Лекции о душе человека и животных. Лекция 16.
12. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Л.С.Выготский «Психология». Раздел III. Гл.1 Проблема развития высших психических функций; Гл.5 Генезис высших психических функций. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
13. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. № 4. С. 5-18.
14. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
15. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000.
17. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Гиппенрейтер. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
18. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. Т.2. М., 1996.
19. Грегори Г. Разумный глаз. М., 1972. с. 41-47.
20. Грегори Р.А. Глаз и мозг. М.,1970, с. 143-180.
21. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
22. Джемс У. Психология. М., 1991.
23. Дормашев Д.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
24. История зарубежной психологии. Тексты. 30-е - 60-е годы 20 века / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986.
25. История зарубежной психологии. Тексты. 30-е - 60-е годы 20 века / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986.
26. Категория отражения в психологии //Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологической науки. М.,1984.Гл. 3.
27. Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985, гл.4, 6.
28. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999 С. 4-11.
29. Леви-Брюль Л. «Первобытное мышление» («Психология мышления». М: Изд-во МГУ, 1980).
30. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психологич. произведения. М.,1983. Т.2. с.251 - 262.
31. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения // Психология ощущений и восприятия. М., Черо, 1999, с. 217-228.
32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд. М., 1981.
33. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.,1987.
34. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии (любое издание). Лекции 3-5.
35. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М., 1974.
36. Мартин М. Психологические эксперименты. СПб - М., с. 28-51.
37. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина М., 1987 с. 5-12 (3).
38. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006.
39. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 4. Внимание. / М.В. Фаликман. М., 2006.
40. Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.1: Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М.:УМК "Психология"; Генезис, 2001.
41. Общая психология: В 7 т./ Под ред.Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
42. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д,1996.Ч.1.
43. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.М.,1992.
44. Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989.
45. Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Хрестоматия по общей психологии. Ведение. М., 2001. С. 554-559.
Глоссарий
Модуль 1
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Объем работы: изучение материала по модулю 1 рассчитано примерно на 41 час самостоятельной работы студента.
Рекомендации по выполнению работы над модулем: для изучения материала модуля «Введение в общую психологию» Вам необходимо:
1. Внимательно изучить конспекты лекций.
2. Изучить фрагменты книг, приведенных в Вашем учебном пособии, подготовиться к семинарским занятиям.
3. Ознакомиться с обязательной литературой, приведенной в данном методическом обеспечении, сформулировать для себя ответы на вопросы для размышлений. Решить предлагаемые задачи на определённые темы курса.
Вопросы к экзамену по темам составлены на основании обязательной литературы, конспектов лекций и материалов учебного пособия.
Темы модуля
Психология как отрасль научного знания и практической деятельности
Вопросы для размышления
1. В чем основные различия классификаций места психологии среди других наук Б.М.Кедрова, Ж.Пиаже, А,Р.Лурия?
2. В чем разница между житейской и научной психологией? Выделите особенности житейской и научной психологии по форме существования, методам получения и использования, сфере применения и способам трансляции. Решите задачу №11, представленную в Приложении 1.
3. Дайте общую характеристику методов деятельности психолога. Каковы критерии классификации этих методов? Решите задачи №42 и №44 из Приложения 1.
4. Какие отдельные отрасли можно выделить в современной психологической науке?
Литература
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Гиппенрейтер. - М.: АСТ: Астрель, 2008. с. 10-23 (2)
2. Общая психология: В 7 т./ Под ред.Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. с.29-32 (1).
3. Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 5-11, 18-21. (1,2,4)
4. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М., 1996. с. 101-110 (Глава 3) (3,4).
5. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М., 1996. с. 110-128 (Глава 3) (3,4).
6. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. М., 1996. с. 157-166. (3).
7. Иванников В.А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 40-42 (4).
8. Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985, гл.4, 6. (1).
9. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999 С. 4-11 (3).
10. Лурия А.Р. Некоторые общие вопросы психологии как науки // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 23-34 (1).
11. Мартин М. Психологические эксперименты. СПб - М., с. 28-51. (3).
12. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина М., 1987 с. 5-12 (3).
13. Пиаже Ж.. Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопр.психологии, 1966, № 12. (1).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 252.