Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для размышления

1. Какие критерии психического выдвигались в различных подходах в разное время? Какую гипотезу о возникновении психики в филогенезе предлагает А.Н. Леонтьев? В чём она заключается? Почему психика как ориентировочно-исследовательская деятельность, по П.Я. Гальперину, объективно необходима? Какие стадии развития психики выделяются в филогенезе? В чём различие инстинктивного и индивидуально-изменчивого поведения животных? Что такое облигатное и факультативное научение?

2. Проведите сравнительный анализ психики животных и человека, используя факты группового поведения, информации о "языке" животных, способности к обобщению, изготовления и использования орудий как предпосылки человеческого сознания. Какие предпосылки человеческого сознания можно выделить?

3. Психика в истории: как описывается историческое развитие познавательных процессов человека в различных источниках? Как в сознании средневекового человека отражаются категории пространства и времени?

4. Человек и общество: как присваивается человеком общественно-исторический,  культурно-исторический опыт? В чём специфика коллективных представлений?

5. Дайте определение понятия высших психических функций. Каковы их строение, основные характеристики, законы становления? Как определяет Л.С.Выготский понятие интериоризации? Что такое параллелограмм развития?

6. Заполните, пожалуйста, часть 1.3 глоссария, представленного в Приложении 2.

Литература

1. Гальперин П.Я. Объективная необходимость психики // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 322-329. (1)

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000. с. 169-197. (2, 3), 198-222 (5)

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд. М., 1981. С. 18-24, 49-60, 219-227, 249-261, 261-263, 277-284. (2, 3) ИЛИ Леонтьев А.Н. Развитие психики в животном мире, Стадия интеллекта, Возникновение сознания человека // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 335-355, 368-378. (2, 3)

4. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. С. 41-52, 66-83, 266-280. (2, 3) ИЛИ Фабри К.Э. Научное наследие А.Н. Леонтьева и вопросы эволюции психики // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 356-367. (2, 3)

5. Северцов А. Н. Эволюция и психика // Психологический журнал, 1982, № 4. С. 149-159. (2, 3)

6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии (любое издание). Лекции 3-5. (2, 3)

7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. Отрывки (4, 5)

8. Лурия А.Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 253-264. (4, 5)

9. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М., 1974. с. 45-52 (4, 5)

10. Блок М. Феодальное общество. // Блок М. Апология истории М., 1986. с. 135-142, 145-150. (4, 5)

11. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 211-222 (Дюркгейм). (4, 5) ИЛИ Дюркгейм Э. Социальная обусловленность психической жизни человека, Формы мышления и поведения человека как социальные факты // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 233-240 (4, 5)

12. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. № 4. С. 5-18. (или Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 242-252). (5, 6) ИЛИ Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии // Собрание сочинений в 6 т., Т. 1, М., 1982, с. 103-108. (5).

13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Л.С.Выготский «Психология». Раздел III. Гл.1 Проблема развития высших психических функций; Гл.5 Генезис высших психических функций. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. (Или в любом другом издании). (5).

14. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 379-385. (5).

Концептуальные модели психической реальности

Вопросы для размышления

1. Психика и отражение: дайте определение понятия «отражение», назовите формы отражения в живом и неживом мире. Укажите, в чём заключается проблема психического отражения. Опираясь на работу с источниками, определите содержание понятия «активность». Результатом психического отражения является субъективный образ. Как можно судить о его адекватности?

2. В чём заключается активность психического отражения? Как происходит реализация принципа активности в понятии «образ мира»? В чем общность и качественное различие отражения в живом и неживом мирах? А.Н.Леонтьев говорил о том, что, в отличие от животных, для человека мир предстает не в четырёх, а в пяти измерениях. Что понималось им под пятым "квазиизмерением"? Какова природа чувственной ткани образа?

3. В чём суть опережающего отражения? Что такое антиципация результатов действия? Какую роль в организации действия играет механизм акцептора результатов действия, по Анохину П.К.?

4. Психика и активность: как реализуется принцип активности в психологии и физиологии? Опишите свойства и признаки активных форм поведения. Раскройте критика реактивных представлений о психике через подход физиологии активности. Опишите процесс организации, регуляции движений, а также уровни построения движений (Н.А. Бернштейн). Какова роль "обратных связей" в этом процессе? Объясните понятие сенсорных коррекций, принцип рефлекторного кольца, выделите основные закономерности и этапы формирования двигательных навыков (по Н.А.Бернштейну).

5. Раскройте, в чём заключается принцип субъектности в трудах С.Л.Рубинштейна, активность как динамическая составляющая деятельности. При каких условиях человек становится субъектом? Как автор определяет самосознание личности? Как связаны между собой понятия субъект и активность?

6. Психика и адаптация: дайте определение понятия адаптации в психологии (по Ж.Пиаже). Что такое ассимиляция и аккомодация?

7. Адаптивное поведение: как определяет Г.Селье адаптационный синдром и стресс?

8. Как различаются адаптивность и неадаптивность, по В.А.Петровскому? Какова феноменология неадаптивности человека? Почему неадаптивность можно понимать как неизбежность?

9. Заполните, пожалуйста, часть 1.4 глоссария, представленного в Приложении 2.

Литература

1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1978. Или любое другое издание. (3).

2. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., Наука, 1990, с.373-392. Или Бернштейн Н.А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 493-508 (4)

3. Бернштейн Н.А. Уровни построения движений. // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 509-538 (2-4)

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию М., 2000. С. 135-168. (4)

5. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психологич. произведения. М.,1983. Т.2. с.251 - 262. Или любое другое издание. (2).

6. Леонтьев А.Н. Психология образа //Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.1979.N 2. с.3 - 13. (2).

7. Категория отражения в психологии //Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологической науки. М.,1984.Гл. 3. (1).

8. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д,1996.Ч.1. (8).

9. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.М.,1992. (8).

10. Пиаже Ж. Интеллект и биологическая адаптация//Избр. психологич. труды.М.,1994.С.55-71. (6).

11. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь //Психология личности. Тексты.М.,1982. (5).

12. Рубинштейн С.Л. Человек как субъект жизни //Проблемы общей психологии.М.,1976.с.347 – 362. (5).

13. Селье Г. Стресс без дистресса.М.,1979. (7).

14. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.,1985 (1,2).

15. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.1981.N 2.С.15-29. (2).

Модуль 2

Дата: 2019-02-25, просмотров: 232.