Становление категориального строя психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для размышления

1. Какое значение имеют представления философии Античности о душе для современной психологии? Как решался вопрос о природе души в рамках различных философских направлений? Сравните понятие о душе Платона и понятие о душе как энтелехии тела у Аристотеля.

2. Представление о сознании в философии Нового времени. Почему нельзя сомневаться в «cogito ergo sum»? Какие источники знаний выделяет Дж.Локк?

3. Сознание как предмет психологии. Явления и свойства сознания. Какие элементы сознания выделяются В. Вундтом? Развитие представлений о сознании: что такое поток сознания по У.Джемсу? Назовите его основные характеристики.

4. Что представлял собой метод интроспекции? В чём заключается проблема самонаблюдения? Опишите возможности и недостатки метода интроспекции.

5. Назовите основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон). Почему в бихевиоризме отказались от сознания как предмета психологии? Почему в данном подходе критикуется метод интроспекции? Какую роль в становлении бихевиоризма сыграли идеи русских учёных И.П.Павлова и В.М.Бехтерева о «классическом обусловливании»? Обратитесь к анализу конкретных примеров фактов поведения из художественных произведений, представленных в лекции 4 курса лекций по Введению в общую психологию Ю.Б.Гиппенрейтер (из Приложения 1).

6. Дайте определение понятия промежуточной переменной, целенаправленности и целостности поведения в необихевиоризме (Э. Толмен). Что такое оперантное обуслоливание, по Б. Скиннеру? Какие принципы объективности выделяются в бихевиоризме и необихевиоризме?

7. Гештальтфеномены как предмет психологии. В чём заключалась теоретическая и экспериментальная критика классической психологии сознания гештальтпсихологами? Приведите примеры гештальтфеноменов в восприятии и мышлении, дайте определение понятия инсайта (В. Кёлер, М. Вертгеймер).

8. Познакомьтесь с феноменологией и классификацией неосознаваемых процессов, предложенной А.Г.Асмоловым. Дайте определение понятия бессознательного (З. Фрейд): факты и методы исследования. Как определяется явление установки (Д.Н. Узнадзе)?

9. Человеческая деятельность как предмет психологии. Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Структура деятельности и уровни ее анализа (А.Н. Леонтьев). Дайте определение понятия потребности и мотива (А.Н. Леонтьев). Что такое опредмечивание потребностей? В чём различия понятий действия, операции, психофизиологичекой функции?

10. Раскройте основные положения когнитивной психологии. Что такое компьютерная метафора? На каких уровнях возможная переработка информации? Какие способы кодирования информации выделяют в когнитивной психологии? Дайте определение понятия когнитивной схемы и опишите виды когнитивных схем.

11. Решите, пожалуйста, задачи №14 и №15 Приложения 1.

12. Заполните, пожалуйста, часть 1.2 глоссария, представленного в Приложении 2.

Литература

1. Аристотель "О душе" // Соч. в 4 т. Т.1. М., 1976. С. 394-399. (кн. 2, гл. 1,2) (2)

2. Платон. Сочинения в 4 тт. Т.2. М., 1993. "Федр" 245с-255а с. 154-164; "Федон" 64a-69е с. 14-21, 100в-102а С. 59-61, 105c-105e С. 66-67 (1)

3. Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. М., 1970. Дж. Локк "Опыт о человеческом разуме" кн. 2, гл. 1, пп. 1-4, гл. 2, п. 1, гл. 6 пп. 1,2 С. 412-413, 417-420. (3, 4)

4. Декарт Р. Начала философии. Ч. 1. параграфы 1-15. // Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. М., 1970. ИЛИ Декарт Р. Избранные произведения в 2 Т. М., 1994. (3)

5. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 95-105 (3,4)

6. Вундт В. Лекции о душе человека и животных. Лекция 16 // (3,4)

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000. С. 22-27 (1,2), 28-50 (3,4), 51-66 (5, 6), 67-98 (8), 99-134 (9, 10)

8. Джемс У. Психология. М., 1991. С. 56-72 (3). ИЛИ У. Джемс "Поток сознания" // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 106-118. (3)

9. Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина , А.Н. Ждан. М., 1980. с. 34-44 (5) ИЛИ Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 193-199. (5)

10. Э. Толмен Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М., 1980. С. 46-82 ИЛИ Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 200-204. (6).

11. Э. Толмен. Когнитивные карты у крыс и у человека // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М., 1980, с. 46-82 (6).

12. Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. Тексты. 30-е - 60-е годы 20 века / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. с. 59-79. (6).

13. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 102-111, 117-120 (Кёлер) (7).

14. Асмолов А.Г. На перекрёстке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность. // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 181-193 (8).

15. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов – середина 30-х годов ХХ в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 148-184, 184-188. (8)

16. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни, Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 151-161. (8)

17. Юнг К.Г. Структура психического бытия человека // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 162-166 (8)

18. Юнг К.Г. Личное и сверхличное или коллективное бессознательное // Психология бессознательного, Минск, 1993. C. 103-114, 240-244, 246-249 (8)

19. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 167-180. (8)

20. Найссер У. Что такое когнитивная психология? // История зарубежной психологии. Тексты. 30-е - 60-е годы 20 века / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. С. 117-129. (10)

21. Солсо Р. Введение в когнитивную психологию // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 222-232. (10).

22. Айзенк М. История когнитивной психологии // Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.1: Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М.:УМК "Психология"; Генезис, 2001. С. 547-553 (10)

23. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в психологии, Основные процессы психической жизни // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 265-283. (9) ИЛИ Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (Любое издание) Гл. 3

Дата: 2019-02-25, просмотров: 184.