Вопросы для размышления
1. Дайте общее представление о мышлении. В чём заключается специфика психологического изучения мышления? Как можно понимать процессы мышления в узком и широком смыслах?
2. Что представляет собой мышление как процесс постановки и решения задач? Какая существует типология мышления? Какие факторы влияют на успешность решения? Поясните, что означает объективная (требование, условия) и психологическая (цель, средства) структура задачи. Какие виды мыслительных задач и возможные критерии их классификации Вы знаете? В чём различие межу задачами и проблемами? Какие стадии мыслительного процесса выделяют в психологии мышления? Какова их объективная индикация и аналитическая реконструкция? Что представляет собой понятие инсайта в психологии мышления и решения задач?
3. Какие существуют подходы к выделению видов мышления? Какие критерии существуют для классификации видов мышления? Как соотносятся мышление и сознание? Какие методы применяются для экспериментального изучения мыслительных процессов?
Литература:
1. Петухов В.В. «О двух определениях мышления» (Психология мышления / под.ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Ф.Спиридонова, М.В.Фаликман, В.В.Петухова – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672с. – (Хрестоматия по психологии)) (1).
2. Вудвортс Р. «Этапы творческого мышления» ( Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова, 1981).
3. Блейлер Э. «Аутистическое мышление» (Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова, 1981).
4. Гольдштейн К. «Абстрактное и конкретное поведение» (Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова, 1981).
5. Рубинштейн С.Л. Глава «Мышление» («Основы общей психологии» СПб, Питер, 1999).
6. Леви-Брюль Л. «Первобытное мышление» («Психология мышления». М: Изд-во МГУ, 1980).
Теории мышления
Как понималось мышление в Вюрцбургской школе психологии мышления? Выделите основные характеристики мышления в «теории комплексов» О.Зельца.
Как характеризует процесс мышления гештальтпсихология? В чём специфика понимания мышления в данном подходе в отличие от Вюрцбургской школы? Приведите данные исследования продуктивного мышления К.Дункера. Дайте определение понятия продуктивного мышления у М.Вертгеймера.
Что представляет собой генетическая концепция мышления Ж.Пиаже? Какие стадии развития мышления выделяет автор?
Как понимается и исследуется мышление в культурно-историческом подходе? Чем обусловлено развитие мышления, согласно данному подходу? Какие стадии развития понятий выделяются Л,С.Выготским и Л.С.Сахаровым?
5. Что такое мышление как процесс переработки информации? Назовите основные характеристики мышления в когнитивной психологии мышления. Что представляет собой общий решатель проблем и эвристики мышления? Как понимается процесс решения задач в данном подходе?
6. Заполните, пожалуйста, часть 2.6 глоссария, представленного в Приложении 2.
Литература:
Зельц О. «Законы продуктивной и репродуктивной духовной деятельности» (Психология мышления / под.ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Ф.Спиридонова, М.В.Фаликман, В.В.Петухова – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672с. – (Хрестоматия по психологии)) (1).
Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления (Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова, 1981).
3. Вертгеймер М. «Продуктивное мышление» М., 1987.
Пиаже Ж. «Природа интеллекта» (Избранные психологические труды. М., 1994).
5. Выготский Л.С. «Мышление и речь», «О природе эгоцентрической речи», а также Выготский Л.С. и Сахаров Л.С. «Исследование образования понятий; методика двойной стимуляции» (Психология мышления / под.ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Ф.Спиридонова, М.В.Фаликман, В.В.Петухова – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672с. – (Хрестоматия по психологии)) (4).
Ньюэлл А., Дж.С.Шоу, Саймон Г.А. «Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины», а также Ньюэлл А., Саймон Г.А. «Движение в пространстве задач» (Психология мышления / под.ред.Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Ф.Спиридонова, М.В.Фаликман, В.В.Петухова – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 672с. – (Хрестоматия по психологии)) (5).
Список источников по темам курса:
1. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб, 2002.
2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. М., 1978.
3. Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. М., 1970.
4. Аристотель "О душе" // Соч. в 4 т. Т.1. М., 1976. С. 394-399. (кн. 2, гл. 1,2).
5. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М., Наука, 1990, с.373-392.
6. Блок М. Феодальное общество. // Блок М. Апология истории М., 1986. с. 135-142, 145-150.
7. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов М.2000., с.15-25.
8. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. Т. 1. М., 2006.
9. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1981.
10. Вертгеймер М. «Продуктивное мышление» М., 1987.
11. Вундт В. Лекции о душе человека и животных. Лекция 16.
12. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Л.С.Выготский «Психология». Раздел III. Гл.1 Проблема развития высших психических функций; Гл.5 Генезис высших психических функций. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
13. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. № 4. С. 5-18.
14. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
15. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000.
17. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Гиппенрейтер. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
18. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. Т.2. М., 1996.
19. Грегори Г. Разумный глаз. М., 1972. с. 41-47.
20. Грегори Р.А. Глаз и мозг. М.,1970, с. 143-180.
21. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.
22. Джемс У. Психология. М., 1991.
23. Дормашев Д.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
24. История зарубежной психологии. Тексты. 30-е - 60-е годы 20 века / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986.
25. История зарубежной психологии. Тексты. 30-е - 60-е годы 20 века / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986.
26. Категория отражения в психологии //Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологической науки. М.,1984.Гл. 3.
27. Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985, гл.4, 6.
28. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999 С. 4-11.
29. Леви-Брюль Л. «Первобытное мышление» («Психология мышления». М: Изд-во МГУ, 1980).
30. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избр. психологич. произведения. М.,1983. Т.2. с.251 - 262.
31. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения // Психология ощущений и восприятия. М., Черо, 1999, с. 217-228.
32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд. М., 1981.
33. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.,1987.
34. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии (любое издание). Лекции 3-5.
35. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М., 1974.
36. Мартин М. Психологические эксперименты. СПб - М., с. 28-51.
37. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина М., 1987 с. 5-12 (3).
38. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006.
39. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 4. Внимание. / М.В. Фаликман. М., 2006.
40. Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.1: Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М.:УМК "Психология"; Генезис, 2001.
41. Общая психология: В 7 т./ Под ред.Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
42. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д,1996.Ч.1.
43. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.М.,1992.
44. Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989.
45. Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Хрестоматия по общей психологии. Ведение. М., 2001. С. 554-559.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 295.