Универсальные познавательные процессы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внимание (2.4), Память (2.5)

Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Внимание

Вопросы для размышления

1. Что такое феномен «вечеринки с коктейлем»? Что обозначает метафора «канала с ограниченной пропускной способностью»? Что представляют собой методы бинаурального и дихотического прослушивания? О чём свидетельствуют ранние экспериментальные исследования К. Черри и Д. Бродбента?

2. Структурно-функциональные модели внимания: что такое селекция признаков? Расскажите о моделях фильтрации в процессах переработки информации. В чём состоит проблема локализации фильтра? В чём отличия между ранней и поздней селекцией признаков? Что такое аттенюация (ослабление) канала? В чём заключается критика структурно-функциональных моделей внимания? Что представляют собой теории гибкой и множественной селекции?

3. Как понимается авторами внимание как умственное усилие? Каковы, согласно источникам, стратегии распределения умственных усилий (ресурсов внимания)? Что представляет собой перцептивная организация и распределение ресурсов внимания? Какова методика двойной задачи?

4. Как соотносятся внимание и действие? Что такое творческий синтез в отборе сенсорных характеристик сигнала? Что представляет собой предвнимание и фокальное внимание? Расскажите о методике селективного смотрения. Какова роль когнитивных схем в процессах внимания? В чём состоит критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации?

5. Что представляет собой внимание как функция контроля в теории поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину)?

6. Какова роль когнитивных автоматизмов в отборе сенсорных признаков? Что такое эффект Струпа? В чём состоит критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации? В чём отличие автоматических (базовых) и сознательно-контролируемых (стратегических) процессов? Опишите модель Р. Шифрина и У. Шнейдера.

7. Заполните, пожалуйста, часть 2.4 глоссария, представленного в Приложении 2.

Литература

1. Дормашев Д.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 49-82 (1, 2), 112-128 (3), 171-181 (4), 89-109 (6)

2. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 4. Внимание. / М.В. Фаликман. М., 2006. С. 191-220 (1, 2), 171-172, 384-390 (4), 347-360 (3), 163-171 (6)

3. Психология внимания. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. С. 573-576 (Черри) (1), 577-589 (Бродбент) (1, 2), 629-671 (Найссер) (4), 534-542 (Гальперин) (5)

Дополнительная литература

1. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. Т. 1. М., 2006. С. 299-319 (1, 2)

2. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб, 2002. С. 81-82 (1), 82-86 (2)

3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. С. 33-42, 49-54 (5)

4. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003. С. 301-302 (4)

Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Память

Общее представление о памяти

1. Дайте определение понятия памяти. Опишите круг явлений памяти. Охарактеризуйте основные процессы памяти: запоминание, сохранение, припоминание. Как соотносятся память и научение?

2. Расскажите о видах памяти и возможностях их классификации.

3. Что такое амнезии? Какие виды амнезий выделяются в современной науке? Что представляет собой забывание в повседневной жизни? Что такое феноменальная память?

Литература

1. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998 (2000). С. 11-13 (Платон) (1), 200-202 (Джемс) (1), 215-218 (Рубинштейн) (1), 234-242 (Норман) (1), 33-61 (Рибо) (3), 62-75 (Корсаков) (3), 134-148 (Фрейд) (3), 149-165 (Лурия) (3), 230-233 (Рубинштейн) (2), 270-287 (Бергсон) (2), 380-389 (Блонский) (2).

Теории памяти

Вопросы для размышления

1. Что представляет собой память как ассоциация представлений (по Г. Эббингаузу)? Каковы законы и виды ассоциаций? Какие классические закономерности памяти выделяются в психологии памяти? Что обозначает кривая забывания? В чём состоят позиционные эффекты запоминания? Опишите законы Йоста.

2. Что представляет собой память как научение? Расскажите об исследованиях формирования моторного навыка в бихевиоризме. Какие этапы в формировании моторного навыка выделяются в психологии памяти?

3. В чём различия репродуктивного и конструктивного припоминания? Опишите явление реминисценции (П. Жане). Что такое память-рассказ? Что демонстрируют исследования конструктивного припоминания в опытах Ф. Бартлетта?

4. В чём состоит проблема двойственности памяти (У. Джеймс)? Каково различие долговременной и кратковременной памяти (Д. Норман)? Дайте описание хранилищ и управляющих процессов в трехкомпонентной теории памяти (Р. Аткинсон, Р. Шифрин).

5. Охарактеризуйте, что представляют собой сенсорные регистры. Какие методы используются для  исследования сенсорных регистров (Дж. Сперлинг)? Опишите различия иконической и эхоической памяти (У. Найссер). Кратковременная память: общая характеристика и методы исследования. В чём состоит проблема объёма кратковременной памяти? Что представляет собой забывание в кратковременной памяти (теории интерференции и угасания)? Что такое поиск в кратковременной памяти (С. Стернберг)? Долговременная память: общая характеристика и методы исследования. Что представляет собой забывание в долговременной памяти?

6. Назовите различия семантической и эпизодической памяти (по Э. Тулвингу).

7. Охарактеризуйте теорию уровневой переработки информации. Что представляет собой память как побочный продукт переработки информации? Что такое эффект отнесения к себе? Опишите различия произвольного и непроизвольного запоминания.

8. Заполните, пожалуйста, часть 2.5 глоссария, представленного в Приложении 2.

 Литература

1. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. М., 1998-2000. С. 243-263 (Эббингауз) (1), 585-590, 590-592, 592-603, 605-607, 610-613 (Флорес) (1), 264-269 (Уотсон) (2), 371-379 (Жане) (3), 292-303 (Бартлетт) (3), 304-313 (Клацки) (3), 508-545 (Аткинсон) (4,5), 570-579 (Миллер) (5), 465-475 (Зинченко) (7), 476-486 (Смирнов) (7), 547-563 (Солсо) (6, 7)

Дополнительная литература

1. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 95-103 (1), 187-192 (2), 103-107 (3), 65-73, 76-83 (4)

2. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. М., 1998-2000. С. 487-507 (Линдсей, Норман) (4, 5)

 

2.6  Специфические познавательные процессы: Мышление, понятие об интеллекте

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 269.