ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ В ТЕХНОСФЕРНОЙ      БЕЗОПАСНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(2012 А.Е.Краснослободцева Тольяттинский государственный университет)          В данной статье управление в сфере техносферной безопасности предлагается рассматривать через призму интеграционного подхода к процессу управления, как наиболее эффективного в управлении природопользованием. Обобщены наиболее значимые проблемы в вопросах государственного регулирования рациональным природопользованием и техносферной безопасности, выявлены факторы влияния на эффективность управления обозначенными процессами. Ключевые слова: управление, техносферная безопасность.

        Современная действительность такова, что техносферное развитие человечества неизменно приводит к ухудшению состояния окружающей среды. По данным [8] только за 2010 год от природных и техногенных катастроф погибло более 350 тысяч человек. Согласно «Атласа природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации» [9] в России "интенсивно стареют фонды: заводы, фабрики, коммуникации строили в послевоенный период, в 50-60-е годы". Сейчас в стране "функционирует свыше 2,5 тысяч химически опасных предприятий, более 1,5 тысяч радиационно-опасных и около 8 тысяч пожаро - и взрывоопасных объектов, а также более 30 тысяч гидротехнических сооружений. Последствия аварий на любом из этих предприятий могут оказаться чудовищными". В год в России происходит в среднем до 800 чрезвычайных ситуаций техногенного и природно-техногенного характера. Анализ причин аварийности на объектах ЖКХ показал, что 36 процентов аварий, в том числе техногенных пожаров, происходит из-за ветхости, некачественной подготовки инженерной инфраструктуры к новому отопительному сезону, 32 процента - из-за несоблюдения правил технической эксплуатации теплоэнергетического оборудования, неквалифицированных действий обслуживающего персонала. За последние годы до 20 процентов возросло количество ветхих сетей, требующих незамедлительной замены, увеличилось также количество источников теплоснабжения, отработавших расчетный срок службы.

    В промышленной сфере наибольшее количество техногенных аварий случается на подъемных сооружениях, на магистральных трубопроводах, на объектах газоснабжения и в угольной промышленности. Масштабы разрушений, вызванные хозяйственной деятельностью человека и их экологические последствия, побудили наиболее развитые промышленные страны, озаботиться вопросами рационального природопользования, экологии и техносферной безопасности. На защиту окружающей природной среды выделяются огромные средства, призванные компенсировать ущерб, причиняемый природе. Однако, если не менять ни в качественном, ни в количественном измерении, хозяйственную деятельность человека на фоне научно-технического прогресса, а также его промышленное и индустриальное воздействие на все природные объекты, желаемая эффективность по снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду не будет достигнута. В связи с этим, актуальность вопросов, связанных с управлением техносферной безопасностью, представляется очевидной.

    Следует отметить, что рыночные условия характеризуются высокими требованиями к обоснованности и быстроте принимаемых решений, в том числе и в процессе управления техносферной безопасностью. Эффективное управление природоохранной деятельностью, позволяет не только снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды, но и способствует повышению конкурентоспособности на мировом рынке продукции экологических предприятий. Проблема принятия управленческого решения имеет приоритетное значение, поскольку указанные решения, являясь сложной композицией, объединяющей в себе компоненты информационного, психологического, логического, математического, правового, технического и экономического содержания, являются способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на объекты управления. В конечном счете, это приводит к достижению поставленных целей. Без наличия связующего звена этих двух подсистем, предприятие, как цельная система, функционировать не может.

     В общем случае управление техносферной безопасностью необходимо рассматривать с двух позиций. С одной стороны, необходимо определять дополнительные возможности повышения эффективности управления обозначенной деятельностью по этапам процесса управления непосредственно на предприятии, влияющем в ходе своей хозяйственной деятельности на состояние эколого-экономической системы. С другой, стороны - необходимо учитывать все внешние эффекты, в том числе и государственное регулирование безопасности технологических процессов и рационального природопользования. В процессе управления техносферной безопасностью предусматривается выработка и реализация конкретных решений, направленных на достижение высокой эффективности мероприятий по обеспечению безопасности технологических процессов предприятий. Качество проведения отдельных этапов и функций процесса управления техносферной безопасностью - необходимое условие обеспечения качественных характеристик всего процесса управления в целом. В этом выражается взаимозависимость функций управления.

Процессный подход к управлению техносферной безопасностью предприятий, ведущих природоохранную деятельность, позволяет увидеть указанную взаимосвязь и взаимозависимость динамически изменяющихся во времени функций управления.  Но при этом реализация данных этапов должна отражать специфику, присущую управлению техносферной безопасностью на предприятиях, ведущих природоохранную деятельность. Оценка и анализ состояния управления техносферной безопасностью предприятий определяется многообразием содержания показателей, характеризующих каждую из функций управления. В этой связи, считаем целесообразным выделить составляющие основных функций управления (планирование, организация процессов, мотивация и контроль) с целью более глубокого анализа процесса управления техносферной безопасностью в рамках хозяйственной деятельности предприятий. К их числу стоит отнести функции стратегического целеполагания и разрешение коммуникационных ситуаций, являющихся компонентами функции планирования, а также координацию, представляющую собой компоненту функции организации. Единство процесса и структуры управления выражается во взаимопроникновении функций управления и всех ее компонентов, решаемых в процессе управления техносферной безопасностью и рациональным природопользованием.

      Реализация задач, стоящих перед обозначенными компонентами функций планирования и организации процессов, сформирует условия для осуществления согласованности всех работ, связанных с управлением. Выполнение этапов и функций в процессе управления техносферной безопасностью должно коррелировать с выявленными стратегическими целями последней. В свою очередь, эти цели должны формироваться на основе удовлетворения требований по обеспечению требуемого уровня безопасности технологических процессов и потребностей самого предприятия при постоянном мониторинге изменений факторов внешней и внутренних сред, влияющих на результативность проводимых мероприятий. Очевидно, что данные действия должны сопровождаться постоянным контролем над всеми компонентами управляющей системы, на предмет соответствия выполнения работ обозначенной группе показателей. Совокупность указанных мероприятий повысит эффективность и работоспособность процесса управления техносферной безопасностью в рамках хозяйственной деятельности предприятий.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 273.