Под продольным уклоном понимается отклонение проектной линии от горизонтали в продольном направлении. Наибольший (нормативный) продольный уклон - предельно допустимый, принятый при проектировании продольного профиля, при котором обеспечивается рациональное сочетание строительной стоимости, транспортных расходов и безопасности движения.
Уклон дороги определяют с помощью универсальной линейка Рейка РДУ- Андор (рис. 2.4).
Рейки РДУ- Андор применяют для определения продольных и поперечных уклонов дорожного покрытия и обочин, заложения откосов земляного полотна, кюветов и выемок, ровности и ширины земляного полотна, основания и дорожного покрытия, толщины конструктивных слоев дорожной одежды универсальную линейку.
Таблица 2.5- Категории дорог и улиц СП 42.13330.2011
Категория дорог и улиц | Расчетная скорость движения, км/ч | Ширина полосы движения, м | Число полос движения | Наименьший радиус кривых в плане, м | Наибольший продольный уклон, 0/00 | Ширина пешеходной части тротуара, м |
Магистральные дороги: | ||||||
скоростного движения | 120 | 3,75 | 4-8 | 600 | 30 | - |
регулируемого движения | 80 | 3,50 | 2-6 | 400 | 50 | - |
Магистральные улицы общегородского значения: | ||||||
непрерывного движения | 100 | 3,75 | 4-8 | 500 | 40 | 4,5 |
регулируемого движения | 80 | 3,50 | 4-8 | 400 | 50 | 3,0 |
Магистральные улицы районного значения: | ||||||
транспортно-пешеходные | 70 | 3,50 | 2-4 | 250 | 60 | 2,25 |
пешеходно-транспортные | 50 | 4,00 | 2 | 125 | 40 | 3,0 |
Улицы и дороги местного значения: | ||||||
улицы в жилой застройке | 40 | 3,00 | 2-3* | 90 | 70 | 1,5 |
улицы и дороги научно-производственных районов | 30 | 3,00 | 2 | 50 | 80 | 1,5 |
улицы и дороги промышленных и коммунально-складских районов | 50 | 3,50 | 2-4 | 90 | 60 | 1,5 |
парковые дороги | 40 | 3,50 | 2-4 | 90 | 60 | 1,5 |
Проезды: | ||||||
основные | 40 | 2,75 | 2 | 50 | 70 | 1,0 |
второстепенные | 30 | 3,50 | 1 | 25 | 80 | 0,75 |
Пешеходные улицы: | ||||||
основные | - | 1,00 | По расчету | - | 40 | По проекту |
второстепенные | - | 0,75 | То же | - | 60 | То же |
Велосипедные дорожки: | ||||||
обособленные | 20 | 1,50 | 1-2 | 30 | 40 | - |
изолированные | 30 | 1,50 | 2-4 | 50 | 30 | - |
* С учетом использования одной полосы для стоянок легковых автомобилей.
Примечания:
1. Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается, м: магистральных дорог – 50–75; магистральных улиц – 40–80; улиц и дорог местного значения – 15–25.
2. В условиях сложного рельефа или реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью территории допускается снижать расчетную скорость движения для дорог скоростного и улиц непрерывного движения на 10 км/ч с уменьшением радиусов кривых в плане и увеличением продольных уклонов.
3. Для движения автобусов и троллейбусов на магистральных улицах и дорогах в больших, крупных и крупнейших городах следует предусматривать крайнюю полосу шириной 4 м; для пропуска автобусов в часы «пик» при интенсивности более 40 ед/ч, а в условиях реконструкции – более 20 ед/ч допускается устройство обособленной проезжей части шириной 8–12 м. На магистральных дорогах с преимущественным движением грузовых автомобилей допускается увеличивать ширину полосы движения до 4 м.
4. В климатических подрайонах IА, IБ и IГ наибольшие продольные уклоны проезжей части магистральных улиц и дорог следует уменьшать на 10 %. В местностях с объемом снегоприноса за зиму более 600 м3/м в пределах проезжей части улиц и дорог следует предусматривать полосы шириной до 3 м для складирования снега.
5. В ширину пешеходной части тротуаров и дорожек не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и т.п.
6. В климатических подрайонах IА, IБ и IГ, в местностях с объемом снегоприноса более 200 м3/м ширину тротуаров на магистральных улицах следует принимать не менее 3 м.
7. В условиях реконструкции на улицах местного значения, а также при расчетном пешеходном движении менее 50 чел/ч в обоих направлениях допускается устройство тротуаров и дорожек шириной 1 м.
8. При непосредственном примыкании тротуаров к стенам зданий, подпорным стенкам или оградам следует увеличивать их ширину не менее чем на 0,5 м.
9. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц и дорог, транспортных пересечений с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства.
10. В малых, средних и больших городах, а также в условиях реконструкции и при организации одностороннего движения транспорта допускается использовать параметры магистральных улиц районного значения для проектирования магистральных улиц общегородского значения.
Рисунок 2.4-Универсальная линейка Рейка РДУ- Андор:
1-ручка; 2-эклиметр; 3-лимб измерительного устройства; 4-двухшарнирный складывающийся трехметровый корпус; 5-измерительное устройство с уровнем; 6-клиновой шаблон
Универсальная линейка представляет собой двухшарнирный складывающийся трехметровый корпус 4, имеющий на боковой поверхности шкалу для измерения геометрических параметров, проградуированную в сантиметрах.
На верхней плоскости центральной части корпуса линейки расположено измерительное устройство 5 с уровнем для измерения продольных и поперечных уклонов. Измерительное устройство имеет лимб 3, проградуированный в промилле. В средней части корпуса расположен эклиметр 2 для измерения заложения откосов насыпей и выемок, представляющий собой балансир со шкалой, проградуированной в уклонах.
На торце линейки закреплен клиновой шаблон 6 для определения ровности дорожного покрытия и измерения толщины конструктивных слоев покрытия. На верхней плоскости шаблона обозначена последовательно увеличивающаяся высота выступов в миллиметрах для определения просветов под рейкой. На нижней части шаблона нанесена шкала для измерения толщины конструктивных слоев дорожного покрытия, проградуированная в сантиметрах.
Для определения продольного уклона дороги рейку располагают в середине полосы движения параллельно оси дороги (рис. 2.5). Шкалу со значениями уклонов стыкуют с риской до тех пор, пока пузырек гидравлического уровня не окажется посередине колбы. После этого снимается отсчет поперечного уклона и все результаты проведенных полевых измерений по всем поперечникам заносятся в рабочий журнал.
Рисунок 2.5- Измерение величины уклона дороги с помощью универсальная рейки РДУ- Андор
2.4.3. Определение радиуса кривой в плане
Кривая в плане - один из основных элементов автомобильной дороги, которая представляет собой криволинейный участок, сооруженный при изменении направления трассы.
Наименьший (нормативный) радиус кривой дороги в плане - это радиус, при котором обеспечивается безопасное движение автомобилей с расчетной скоростью на чистом увлажненном и уширенном покрытии, имеющем нормативный вираж проезжей части.
Величина радиуса закругления дороги по его протяженности, как правило, не одинакова. Средняя часть кривой имеет наименьший, но постоянный радиус закругления и называется круговой кривой. На сопряжении круговой кривой с прямым участком дороги, которое называется переходной кривой, кривизна закругления плавно изменяется. Тем самым обеспечивается плавное нарастание центробежной силы при входе в поворот, которая оказывает существенное влияние на условия и удобства движения транспортного средства в пределах закругления дороги (рис. 2.6).
Рисунок 2.6- Общий вид кривой в плане
Если необходимо определить величину радиуса кривой в плане на участках с постоянным радиусом или на небольшом участке переходной кривой, то можно воспользоваться известным простым способом.
Этот способ определения радиуса кривой в плане заключается в измерении длины хорды L (между двумя точками, находящимися на кромке проезжей части) и высоты сегмента f (перпендикуляра, восстановленного из середины хорды L до пересечения с кромкой проезжей части).
Измерив указанные на рис. 2.7 величины L и f можно вычислить фактический радиус R по формуле:
R=(f2+(L2/4))/(2f) (2.3)
Рисунок 2.7- Измерение кривой с помощью мерных лент
Для упрощения в полевых условиях можно воспользоваться заранее приготовленным приспособлением, которое состоит из двух мерных лент различной длины: 20 м и 1,5 м. К середине 20-метровой ленты (в отметке 10 м) крепится полутораметровая лента. Натягивая 20-метровую ленту между двумя точками на кривой, измеряем высоту сегмента по полутораметровой ленте, которая также натягивается. Для удобства в работе можно использовать табл. 2.6, которая составлена на основе заранее проведенных расчетов (для ленты длиной L=20 м) [19].
Таблица 2.6- Определение радиуса R кривой в плане по высоте f сегмента, м
f | 1,01 | 0,67 | 0,5 | 0,4 | 0,33 | 0,25 | 0,2 | 0,17 | 0,12 | 0,1 | 0,08 | 0,07 | 0,06 | 0,05 |
R | 50 | 75 | 100 | 125 | 150 | 200 | 250 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 | 1000 |
Дата: 2019-02-25, просмотров: 342.