Дальше происходит подбор команды (если спонсор не дал своих пиарщиков вместе с деньгами), и тут кандидата ждет несколько опасностей. Он может нарваться на мошенников, которые проникают под видом пиарщиков и консультантов. Виды консультантов, подвизающихся на выборах, великолепно описаны в первой части книги «Уши машут ослом. Современное социальное программирование». Там же описаны наиболее опасные типы мошенников. Поэтому мы не будем все пересказывать, а лучше сразу отошлем читателя к первоисточнику. Там же есть рекомендации «Как выбрать хороших консультантов». Опытный политик вряд ли серьезно может пострадать от проходимцев, но новичок может потерять только на этой стадии полбюджета, а то и больше. Чаще всего это происходит либо за счет обещаний чудес («у нас есть суперсекретный метод зомбирования, разработанный КГБ» и прочее), либо за счет обещаний административной поддержки («надо заплатить кое-кому в администрации президента, и победа у нас в кармане»), либо за счет предложения дорогостоящих помпезных мероприятий («надо спонсировать этот конгресс, его покажут на всю Россию и ты прогремишь и победишь»), либо за счет обещания фальсификаций («не важно, как голосуют, важно, как считают, плати, и мы все устроим»), либо за счет продажи сетей или голосов тех, кто, якобы, голосует по приказу («у нас уже под ружьем 30 тысяч голосов»). Есть и другие специфические виды обещаний решить проблемы выборов без выборов, но к чести наших политиков надо сказать, что в последние годы этих шарлатанов они посылают по правильному адресу. Однако, предупредить мы обязаны.
Ну, допустим, команда набрана, консультанты наняты, штаб сформирован, гонорары и премии оговорены. Следующая линия обороны (или атаки?) – это уровень топ-менеджмента кампании. У них есть несколько способов получить «посторонний доход». Кампания – это, зачастую, раздача субподрядов, ведь не будет же кандидат покупать свою типографию, например. А там, где есть раздача субподрядов, опять начинается царство «его величества – отката». Возьмем ту же полиграфию. Подрядчиков – куча, можно объявить тендер. Но для топ-менеджера гораздо приятнее получить взятку, тем более, что цены в одном регионе примерно схожие. И он всегда сможет объяснить руководству, почему он остановился на той или иной типографии («возить ближе», «лучше качество печати», «есть все возможные форматы», «они гарантируют сроки» и прочее). У каждого есть какое-то преимущество, которое выглядит как решающее. Но это еще не все. Это самое безобидное. Плохо, когда жадность застилает глаза, и этот топ-менеджер в ущерб кампании начинает лоббировать у руководства дополнительные тиражи, или высокое качество, или еще что-то, что удорожает проект. Ему важнее его проценты, а не то, что, например, 100 тысяч плакатов просто невозможно и негде клеить. Пусть они идут в мусор, лишь бы он имел свой процент! Если контроля совсем нет, то дополнительные тиражи могут и вовсе не печатать (при сговоре с руководством разносчиков). По смете дали на 100 тысяч, а напечатали 60 тысяч, деньги с 40 тысяч – в карман. Вот это все уже настоящее хищничество. Если откат как таковой достаточно безобиден, то в такой ситуации идет прямое вредительство. На одних из последних крупных губернаторских выборах один из руководителей штаба проигравшего кандидата как раз «отвечал» за полиграфию. Он делал огромные (не разносимые) тиражи дорогой цветной продукции, настаивал на больших форматах газеты, неудобной для почтальонов, благодаря чему процент брака разноски многократно возрастал, и вел другую «подрывную» деятельность.
Другой мощный воровствоемкий блок – это СМИ. Сколько кому платится в «темную», дело сугубо личных договоренностей. И если даже кандидат решит проверить и спросить редактора какой-либо газеты, действительно ли он получил 50 тысяч долларов за лояльность в течение выборов, то тот, не моргнув глазом, ответит «получил». Никто не узнает, что на самом деле он получил 40 тысяч и рад этому, так как мог ничего не получить. Поэтому он знает, что 10 тысяч досталось тому, кто отвечает в штабе за СМИ, но они сговорились молчать. Сколько может быть таких сговоров? Много. Есть сговоры оптом, есть в розницу. За каждый сюжет или статью. Естественно, что тот, кто отвечает за блок СМИ, тоже тянет одеяло на себя и заинтересован в больших бюджетах. На заседаниях штаба он критикует все другие проекты, кричит, что они не эффективны в отличие от его публикаций, сюжетов и прочее. Главное, что он заинтересован в удалении сроков официального начала кампании, когда явно заказные и рекламные публикации и сюжеты идут через официальный фонд. В той же, уже упомянутой проигранной губернаторской кампании, кандидат вступил в выборы позже основного конкурента (что стало фатальной ошибкой), только потому, что руководитель блока СМИ сумел настоять на том, что надо «использовать пока все возможности «серого» размещения».
И, наконец, в той же кампании главным руководителем был директор популярного телеканала, который, естественно, в первую очередь направлял щедрые бюджеты в свое СМИ. Там, где вещал этот канал, результат был хороший (одни и те же люди были сагитированы по 10 раз), а вот на другие – огромные – территории денег не хватило.
Следующий мощный блок – концерты и массовые мероприятия. Это также вещь субподрядная, и здесь так же действует система откатов между работником штаба и администратором или концертной фирмой. Как и в предыдущих случаях, ответственный за это тянет одеяло на себя, требует увеличения количества концертов, выступлений, обосновывает приглашение дорогих звезд и прочее.
Следующий блок – так называемое, «поле», то есть сеть агитаторов, разносчиков, чистильщиков и прочее. Это, пожалуй, единственная сфера, где нет откатов, так как нет субподрядов (если на отдельные районы не нанимаются отдельные команды). Зато здесь есть другие способы воровства. Прежде всего, это завышение количества работающих, что чрезвычайно трудно проверить. Пойди, сосчитай, сколько человек работает – 3 500, как по смете, или 2 759, как на самом деле! Другой способ – завышение зарплат. Сколько на самом деле получает разносчик в далекой деревне, знает только руководитель районного штаба, а сколько получает этот руководитель, знает только топ-менеджер полевик. В смете фигурируют другие зарплаты. Наконец, есть возможность раздуть смету за счет накладных расходов: транспорт, бензин, связь. В штабе выбивают большие квоты, тогда как реально люди сидят на голодном пайке. Сигналом к тому, что в поле не все чисто, может быть только плохое качество разноски и отсутствие роста рейтингов. Схватить за руку такую могучую структуру невозможно. Даже если кто-то попался – это списывается на «отдельные недочеты» и ставится в вину среднему менеджеру или конкретному человеку. Редко, но в поле тоже бывают случаи воровства. Иногда пришедший из типографии тираж просто не распространяется или распространяется наполовину, и деньги, выделенные на разноску, прикарманивают (если оплата идет за тираж, а люди находятся не на постоянной зарплате). Как же контроль? Если знать схему контроля, то можно распространять там, где будут проверять, а остальным «дать передохнуть».
Более мелкими, менее воровствоемкими блоками являются распределение подрядов на растяжки и билборды, на сбор подписей, на подставных кандидатов, на юридическое обеспечение, на мониторинг и социологию, на подставных технических кандидатов, на «чернуху» (которая все же по объемам не сопоставима с «легальной» продукцией, бюджетом СМИ и прочее), хотя и бывает достаточно велика и прочее.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 222.