Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность.
Гипербола и литота могут также использоваться как средство создания комических образов.
Роль иронии в тексте
Ирония как выразительный приём используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.
Внимание! Ирония используется в текстах художественного, публицистического и разговорного стилей.
Роль синонимов в тексте
Синонимы (в том числе контекстуальные) как средства языковой выразительности позволяют:
- уточнить мысль и передать её смысловые оттенки: Но в почерневших холстах Пуссона я ничего для себя не нашёл; пейзажи не показались мне такими выдуманными,
вычурными, невероятными. (И. Е. Репин);
- выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: Это – моя родина, моя родная земля, моё отечество, - и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Л. Н. Толстой);
- обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию: Ей каждый раз нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума. (А.П. Чехов);
- более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е.
Петров)
Роль антонимов в тексте
Антонимы (в том числе контекстуальные) позволяют:
- уточнить мысль, сделать её ярче, образнее: Богатство и бедность, молодость и старость, красота и безобразие – это и было то, о чём (в колдовском разнообразии сочетаний) говорится в сказках. (М.И. Цветаева)
- дать полную оценку и характеристику какого-либо явления;
- выразить авторскую оценку обозначаемого: В результате свершилась резкая поляризация: с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры, с другой – ручеек литературы подлинно художественной. (Из газет)
- усилить передаваемое содержание: Так, бросаем то в жар, то в холод, то в свет, то в темень, в мироздании потерян, кружится шар. (И. Бродский)
Роль омонимов в тексте
Омонимы используются:
- для усиления выразительности и экспрессии речи: Ты белых лебедей кормила, Откинув тяжесть чёрных кос… Я рядом плыл; сошлись кормила, Закатный луч был страшно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара… Не знаю, чья была вина… Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина. (В.Я. Брюсов);
- для создания выразительности комического характера (на основе их использования обычно создаются каламбуры):
«Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте…» И его уволили. (Э. Кроткий)
Роль паронимов в тексте
Паронимы, как правило, используются:
- для достижения большей точности и выразительности (экспрессивности) высказывания:
Эта удочка Мюнхенского производства, Неизменная спутница жизни моей, Отвлекает умело меня от уродства Исторических – и истерических! – дней. (И. Северянин);
- для создания большей образности, наглядности изображения и передачи эмоционально-оценочного отношения автора:
Без голосистых чувств, без чуткости слов Своей злодольной родины раздольной,
В своём кощунстве богомольной,
Ни душ, ни рыб не мил ему улов. (И. Северянин);
- для создания комического (юмористического, иронического, саркастического эффекта):
Его называют мэтром, какой же это мэтр, это сантиметр! (К. Чуковский) Комментарий. Здесь происходит обыгрывание паронимов: мэтр – метр. Внимание! Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы как средства
выразительности широко используются во всех стилях речи, кроме официально-делового.
Роль фразеологизмов в тексте Использование фразеологизмов позволяет:
- усилить наглядность и образность текста: Вперяю взор бессильно жадный:
Везде кругом сырая мгла.
Каким путём нить Ариадны
Меня до бездны довела? (В.Я. Брюсов);
- создать нужную стилистическую тональность (торжественности, выразительности или сниженности):
Я был везде: у чёрта на куличках.
От родины за тридевять земель (М.А. Дудин);
- более ярко выразить отношение к сообщаемому, передавать авторские чувств и оценки: Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств. (Из газет)
Фигуры
Риторическое восклицание
Фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Используется для усиления эмоциональности, выразительности речи, привлечения внимания читателя к тому или иному явлению: Как можно судить о творчестве Льва Николаевича Толстого, посмотрев фильм, но не прочитав «Войны и мира»?
Риторическое восклицание
Фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств, отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью. Увы! пред властию чужой
Склонилась гордая страна. (М.Ю. Лермонтов)
Риторическое обращение
Стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния: Друзья мои! Прекрасен наш союз.
Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин).
Повтор
Лексический повтор – это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или ц елого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
«Молоды вы ещё, очень молоды!» - вздохнул Иван Игнатьевич. (В.Ф. Тендряков) Внимание! Повтор как стилистическую фигуру следует отличать от одноимённого
средства текстовой связи. То же касается синтаксического параллелизма, парцелляции и эллипсиса.
Разновидностями повтора являются анафора,эпифора и подхват.
Анафора
Единоначатие – это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или
предложений:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. (Ф.И. Тютчев)
Эпифора
Повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
Что такое день и век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно. (А.А. Фет)
Подхват
Повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале
следующего за ним соответствующего отрезка речи : Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосёнка,
Будто сосёнка во сыром бору (М.Ю. Лермонтов)
Параллелизм
Синтаксический параллелизм - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской… (М.Ю. Лермонтов)
Эллипсис
Стилистическая фигура, состоящая в намеренном (отклоняющемся от нейтральной
нормы) пропуске какого-либо члена или части предложения:
- Вот я тебе палашом! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин (Н.В. Гоголь)
И через минуту капитан, Чанг и художник уже на тёмной улице, где ветер с снегом задувает фонари. (И.А. Бунин)
При эллипсисе чаще всего опускается глагол-сказуемое, что придаёт тексту особую
выразительность и динамичность, подчёркивает стремительность действия, напряжённость психического состояния героя.
Эллипсис может выражаться также в пропуске других членов предложения, в том числе всей предикативной основы:
А если уж слишком поэта доймёт Московский, чумной, девятнадцатый год, Что ж, - мы проживём и без хлеба!
Недолго ведь с крыши – на небо (М.И. Цветаева)
Помимо создания особой экспрессивности текста, эллипсис может выполнять и другие стилистические функции:
- придавать началу текста (зачину) интригующий характер:
После обеда вышли из ярко и горячо освещённой столовой на палубу и остановились у поручней (И.А. Бунин);
- выражать авторскую оценку содержания предшествующей части текста:
А потом подумаешь: и на нашем глобальном космическом корабле, где тоже одни живут так, а другие эдак (это касается и отдельных людей, и целых государств, и целых наций), перед лицом вплотную надвигающейся экологической катастрофы окажемся все равны: и у президента с последним «работягой », у миллиардера с последним нищим… в конце концов шансы окажутся равными нулю. Утешает. (В.А. Солоухин)
Парцелляция
Стилистический приём, заключающийся в расчленении единой синтаксической
структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц – фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие.
Парцелляция способна усиливать выразительность текста, выделяя какие-либо детали общей картины, подчёркивать значимость тех или иных частей высказывания, наиболее важных с точки зрения автора, передавать отношение автора к сообщаемому.
Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном. (Р. Рождественский)
Внимание! Парцелляция характерна для художественных, публицистических и разговорных текстов. Она недопустима в текстах научного и официально-делового стилей
Градация
Прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.
Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и возрастающей силы текста:
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.А. Солоухин)
Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности :
Принёс он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами. (А.С. Пушкин)
Антитеза
Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы - общеязыковые и контекстуальные:
Ты богат, я очень беден,
Ты – прозаик, я – поэт (А.С. Пушкин)
Внимание! Антитеза используется для усиления выразительности речи, подчёркивания контрастных образов, контрастных оценок. Антитеза, как и градация, свойственна прежде всего художественным и публицистическим текстам.
Оксюморон
Стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия,
как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и др.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность:
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг. (М.Ю. Лермонтов)
Именительный темы
Стилистическая фигура, представляющая собой разделённое на две части построение, в котором первая часть обозначает актуальное для говорящего или пишущего понятие (тему сообщения), а вторая часть содержит какое-либо высказывание по поводу данного понятия. Первая часть именительного темы может быть представлена словом, сочетанием слов, предложением или даже несколькими предложениями:
Четвёртая симфония, наша симфония, моя симфония, где она? (Ю.М. Нагибин)
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет. (А.А. Блок)
Выразительные функции именительного темы связаны с его способностью выделять наиболее значимые части текста, привлекать к ним внимание читателя или слушателя, а также придавать речи особую патетичность и экспрессивность.
Внимание! Именительный темы широко используется в художественных и публицистических текстах, в разговорной речи, а также в произведениях научно - популярного характера.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 228.