РАЗДЕЛ 2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2.1. Слово к лексической системе языка

Что такое лексика?

Лексика – раздел лингвистики, изучающий словарный состав русского языка. Предметом изучения в лексикологии является слово – его значение (значения),

 

принадлежность тому или иному стилю речи, особенности использования.

 

Таким образом, лексика представляет слова как систему значений и речевых употреблений.

 

Лексическое значение слова

 

Лексическое значение слова – это соотнесенность того или иного слова с определённым явлением действительности, прикреплённость данного наименования к обозначаемому им явлению.

 

При произнесении слова в нашем сознании возникает представление о данном явлении. Употребляя слово «рояль» мы мысленно видим клавишный музыкальный инструмент; говоря «карабкаться», подразумеваем лезть вверх, цепляясь ногами и руками; «звездчатый» - в форме звезды, покрытый звёздами; «второпях» - поспешно.

 

Эти слова соотнесены только с одним явлением действительности, они однозначны.

 

Значение слова. Многозначность. Типы многозначности.

 

Любой естественный язык стремится отразить всё многообразие мира – назвать предметы и явления, выразить отвлеченные понятия, описать признаки предметов и действий, обозначить сами действия.

 

При произнесении слова «ручка» в нашем представлении возникает сразу несколько понятий; ручка ребёнка, ручка двери, шариковая ручка. Слово «твёрдый» может обозначать твёрдый сыр, твёрдое слово, твёрдый характер. Такие слова соотнесены не с одним, а с несколькими явлениями действительности, они многозначны.

 

Многозначность – важное языковое явление, позволяющее сократить словарный состав языка и словаря.

 

При многозначности одно из явлений называется прямым, а остальные – переносными. Прямое значение в словарях указывается первым. Все переносные значения идут под номерами 2,3,4,5 и так далее.

 

Носители языка легко опознают переносное значение слова, улавливая что-то общее между переносным и прямым значением. Важно понимать, что именно даёт основание для переноса наименования с одного предмета на другой.

 

Как можно понять, о чём именно идёт речь, если волчий аппетит относится к человеку? Мы считаем, что аппетит такой, как у волка.

 

Стальные нервы – такие крепкие, как сталь.

 

Развеять мечты – сделать так, как если бы они были пущены по ветру, чтобы от них ничего не осталось.

 

Поток людей – люди, которые движутся так, как т ечёт река (непрерывно).

 

Во всех приведённых примерах переносное значение получается за счёт сходства обозначенных этим словом явлений.

 

Например, метафора – троп, основанный на переносе свойств с одного предмета на другой по принципу схожести. Метафора может служить ярким образным средством:

бурлящие чувства, порыв фантазии; может быть всеми употребляемой : время ушло, крылья мельницы.

Тропы

 

Роль эпитетов в тексте

 

Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление

 

выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.

 

Помимо этого, эпитеты могут:

 

- усиливать, подчёркивать какие-либо характерные признаки предметов: Меж скал блуждая, жёлтый луч

В пещеру дикую прокрался

И гладкий череп озарил… (М.Ю. Лермонтов);

 

- уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество): Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной (И.А. Бунин);

-создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л.Толстой), блистательная тень (Е.А. Баратынский);

 

- передавать отношения автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: …Дурно пахнут мёртвые слова (Н.С. Гумилёв); И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С.Н.

 

Сергеев-Ценский); Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И.С. Тургенев)

Роль сравнений в тексте

 

Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчёркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

 

Мне, дружок мой, нравится, когда слово плавится

 

И когда оно поёт, жаром строчку обдаёт, Чтоб слова от слов зарделись, Чтоб они, идя в полёт, Вились, бились, чтобы пелись,

 

Чтобы елись, будто мёд. (А.А. Прокофьев)

 

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда,

 

погаснет, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ… Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит ещё тысячу лет. (М.М. Пришвин)

Внимание! Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, разговорных, научных.

 

Роль метафор в тексте

 

Метафора является одним из самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.

 

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передаёт неповторимость, индивидуальность предметов и явлений, проявляя при этом глубину и характ ер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого – это признак таланта» (Аристотель)).

 

Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений («Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы!» (А.П. Чехов)

Роль олицетворений в тексте

 

Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

 

Внимание! Олицетворение как выразительное средство использует не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном (рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике).

Роль метонимии в тексте

 

Метонимия, наряду с метафорой, относится к числу важнейших и наиболее употребительных средств языка.

 

Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придаёт изображаемому предметную наглядность.

 

Внимание! Метонимия особенно широко используется в текстах художественного, публицистического и разговорного стилей.

 

Роль синекдохи в тексте

 

Синекдоха усиливает выразительность и экспрессию речи.

 

Внимание! Помимо художественного стиля, синекдоха может использоваться в разговорном стиле (съешь ложечку, он в этом деле голова ), в публицистическом (Кремль

– в значении «власть», Москва – в значении «правительство»), в научном.

 

Роль перифраз в тексте

 

Перифразы позволяют:

 

- выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого;

 

- избежать неоправданной тавтологии;

 

- ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого.

 

Перифразы (особенно развёрнутые) также позволяют придавать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание:

 

…о град державный,

 

Твердыня северных морей,

 

Венец отчизны православной,

 

Жилище пышное царей,

 

Петра державное творенье. (А.С. Пушкин)

Дата: 2019-02-25, просмотров: 226.