План:
1. Разговорный стиль, его основные признаки
2. Научный стиль, основные жанры научного стиля
3. Официально-деловой стиль, его основные признаки, назначение
4. Публицистический стиль, его назначение
5. Публицистический стиль, его назначение
1. Разговорный стиль (таблица)
Сфера применения | Бытовая (неофициальная обстановка) |
Функции (зачем?) | Непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам |
Основные стилевые особенности | Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность |
Основные языковые средства | Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придёшь завтра? Молчать! Поспать бы! – Вы в кино? – Нет. Вот ещё! Ой! Эх ты!); отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложнённых причастными и деепричастными оборотами |
Жанры | Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма |
2. Научный стиль (таблица)
Сфера применения | Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т.д.) |
Функции (зачем?) | Сообщение, научное объяснение |
Основные стилевые особенности | Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщённо-отвлечённый характер информации, отсутствие эмоциональности |
Основные языковые средства | Терминологическаяипрофессиональнаяле ксикаи фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия); абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение,романтизм, матриархат); слова в прямом значении; широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счёт, в связи, в отличие); значительные по объёму простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает…, согласно теории…, итак,такимобразом , поэтому,крометого); сложноподчинённые предложения с придаточными причины, следствия. |
Жанры | Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция |
3. Официально-деловой стиль (таблица)
Сфера применения | Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности |
Функции (зачем?) | Сообщение, информирование |
Основные стилевые особенности | Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности |
Основные языковые средства | Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочная, надбавка); канцеляризмы (то есть нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий); языковые клише и штампы (довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения); сложные отымённые предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением); значительные по объёму сложные и осложнённые предложения. |
Жанры | Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги |
4. Публицистический стиль (таблица)
Сфера применения | Общественно-политическаяжизнь: газеты,журналы, телевидение, радио, митинги |
Функции (зачем?) | Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу |
Основные стилевые особенности | Документальная точность (говорится о реальных, а не вымышленных лицах, событиях); логичность; открытая оценочность и эмоциональность; призывность; сочетание экспрессивности и стандарта. |
Основные языковые средства | Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны Отечества, держава, шумиха, пустить утку, фанат, беспредел, разборка); экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы); изобразительно- выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т.п.) |
Жанры | Статья, очерк, эссе, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании |
5. Художественный стиль (таблица)
Сфера применения | Художественная литература |
Функции (зачем?) | Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция) |
Основные стилевые особенности | Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность |
Основные языковые средства | Слова в переносном значении; изобразительно- выразительные средства языка; использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов |
Жанры | Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение |
Тема 1.3. Типы речи
Типы речи | Содержание (смысловая структура) | Строение (композиция) | Языковая структура |
Повествование | Рассказ о событиях, происшествиях, действиях | Завязка Развитие действия Кульминация Развязка | Ведущая часть речи– глагол (чаще сов. вида), обозначающий динамику; последовательность событий, часты наречия места и времени; синтаксис индивидуален |
Описание | Изображение какого-нибудь явления действительности: портрет (описание человека или его состояния); пейзаж (описание природы, состояние среды); интерьер (описание внутреннего пространства помещения). | Перечисление общего и частных признаков, впечатление о ком-либо или о чём-либо, возможен вывод | Ведущие части речи – существительные и прилагательные, глаголы (несов. вида), позволяющие передать статичность, вневременность описания; простые предложения, чаще назывные и неполные; характерна однотипность средств и композиция в целом. |
Рассуждение | Размышления о том, почему произошло что-либо, как поступить? Что делать? Мысли, причины и следствия событий, явлений, поступков людей. | *Тезис (основная мысль) *Аргументы (доказательства) *Выводы | Абстрактная лексика; вводные слова; сложный синтаксис: вставные конструкции, наличие обособленных оборотов, СПП |
Дата: 2019-02-25, просмотров: 250.