Раздел науки, изучающий правила и нормы произношения звуков, их сочетаний и связанный с фонетикой, называется орфоэпией (от греческого orthos – «правильный» и epos – «речь»).
Существуют орфоэпические нормы и правила произношения. Правила произношения имеют длительную историю. Они обозначились в основны х чертах в 1-й
половине VXII века как нормы московского говора. Современные орфоэпические нормы достаточно демократичны, включают черты как московского, так и петербургского произношения.
Правила рекомендуют:
· верно выбирать звуки в сильных позициях, не вставлять «ложных» звуков, не путать и не заменять их другими : не «калидор», не «снех», не «компроментировать»;
· уметь произносить безударные гласные, используя литературное аканье (нет [о] без ударения): гроза [граза′] – и иканье (после мягких согласных буквы е, ё, я читаются как звук, близкий к [и]): место – места [м'иста], лёг – лежать [л'ижа′т']; в некоторых словах после твердых [ж], [ш] следует произносить [а] как звук, близкий к [ы]: жалеть [жыл'э′т'];
· произносить буквосочетания: чт как [шт] (что, чтобы); чн как [шн] в некоторых словах типа конечно, нарочно, скучно, яичница. Произношение [чн] можно различить смысл слов: серде [чн]ая боль - серде [шн]ый друг;
· произносить сч, зч как [щ] (счастье, рассчитывать); зж, жж в середине слов как долгий [ж] (визжать, дрожжи); - тся, -ться – с долгим звуком [ц] (стремиться – стремится);
· справляться о произношении заимствованных слов в словарях и знать (заучивать), в каких случаях в сочетаниях «согласный +е» согласный звук твердый: модель, отель,
регби, свитер, шоссе [д, т, р, т, с]. Имеются многочисленные случаи вариативного произношения: темп [т'] и [т], конгресс [р'] и [р]; в словах с двумя сочетаниями «согласный +е» один из согласных будет твердым: кафетерий [ф'] и [т];
· произносить в окончаниях –ого/-его имен прилагательных,
числительных, местоимений звук [в]: добро[в]о, перво[в]о, наше[в]о;
· знать место ударения в словах и их формах (при необходимости справлять в словарях): диспансе′р, догово′р, жалюзи′, изобрете′ние.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.
Типы норм
В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств типология норм русского литературного языка выглядит следующим образом:
Орфоэпическая ( произношение) | Орфографическая ( написание) | |||
|
| |||
Словообразовательная | ||||
Лексическая
Морфологическая
( грамматическая)
Синтаксическая
Интонационная | Пунктуационная | |
Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация Звукоподражание – прямое и непрямое, то есть имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…
Ассонанс – повторение гласных звуков
Стало в комнате темно.
Заслоняет слон окно. Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
Аллитерация – повторение согласных звуков
Пушки с пристани палят…
Пора, перо покоя просит…
Анафора фонетическая – единоначатие.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн…
Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи.
Леса – лысы. Леса обезлосели.
Леса обезлисели.
Тема 3.3. Орфография
Когда возникает сомнение при написании той или иной буквы в слове, слитного, дефисного или раздельного написания, мы говорим об орфограмме.
Орфограмма – это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определённому орфографическому правилу.
Орфограмма – это выбор написания.
Орфограмма
Дата: 2019-02-25, просмотров: 249.