Антагонизм (от греч. antagonizesthai – бороться друг с другом) – противоречие, характеризующееся непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций; спор.
Биологический детерминизм (лат. determino – определяю) – общее название теорий второй пол. XIX в., объединённых идеей доминирования биологического, природного начала в общественном развитии (например социальный дарвинизм, рассматривающий принципы естественного отбора и борьбы за существование в качестве определяющих факторов общественного развития, что приводит к рассмотрению социальных конфликтов как естественных, вечных и неустранимых).
Брак – юридически оформленные отношения между мужчиной и женщиной.
Власть – право и возможность распоряжаться кем-, чем-либо, подчинять своей воле.
Географический детерминизм – теория об определяющей роли природных, и прежде всего географических, условий в развитии общества.
Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной культуры. Основой государства является право.
Гражданское общество – единство различных лиц, живущих в системе правового государства, где действует принцип защищённости прав человека. В истинно гражданском обществе каждый человек есть самоцель и высшая ценность.
Детерминизм (от лат. determinо – определяю) – учение о первоначальной определяемости, всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех происходящих в мире процессов и явлений, включая процессы человеческой жизни.
Добро – категория этики, означающая основную моральную ценность; всё положительное, хорошее, полезное.
Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить своё бытие в соответствии с этими требованиями.
Закон – внутренняя существенная и устойчивая связь явлений.
Законы развития общества – объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития.
Зло – противоположная добру этическая категория; то что воспринимается, как препятствующее жизни, уничтожающее её, вызывающее дисгармонию.
Идеология (греч. – учение об идеях) – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность. Идеология включает философские, политические, эстетические и др. идеи.
Имманентный (лат. immanens – свойственный, присущий) – пребывающий внутри, присущий природе самого предмета, внутренний.
Индивидуальное сознание (от лат. individuume – нерасчленимое) – совокупность эмоций, чувств, мыслей, воли, памяти, характеризующих психику отдельного человека.
Индетерминизм – философское учение и методологическая позиция, которые отрицают объективность причинно-следственной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический детерминизм).
Интеграция (от лат. integer – полный, цельный, ненарушенный) – процесс, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление единства.
Информационное общество – социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации» на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики – «телекомпьютер-энергетики» (Дж. Палтон).
Искусство – термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, сноровка; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений; или профессиональная сфера человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; эстетическое освоение мира.
Историзм – принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями.
История – общественная память человечества; временная последовательность мировых событий, а также запись в форме обычного временного следования (то есть в форме хроники) одного события за другим.
Касты (португ. casta – род, поколение, от лат. – castus – чистый) – группы людей, занимающие определённое место в социальной иерархии, связанные традиционным родом деятельности и ограниченные в общении с другими группами; это – замкнутый класс, членом которого становятся в силу рождения.
Класс – в социологии – наследственные прочные образования, подчиняющие или подчинённые, положение индивидов в которых определяется, как правило правом рождения. Классы (общественные) – это группы людей, различающихся по их месту в системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда.
Конфликт (от лат. conflictus) – социальный процесс, в котором индивид или группа стремятся к достижению собственных целей путём устранения или подчинения себе другого индивида или группы, стремящихся к аналогичным целям.
Конформный (от лат. conformis – сходный) – подобный, согласный; конформистом (в осуждающем смысле) называют того, кто некритически присоединяется к суждениям, господствующим в его кругах.
Культура (от лат. cultura – возделывание, обработка) – творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания.
Культурологическая концепция – концепция общественного развития, согласно которой всемирно-исторический процесс представляет собой совокупность различных типов культур, с характерной для каждого из них системой ценностей. Завершая свой цикл (приблизительно тысяча лет), культура умирает, и переходит в состояние цивилизации – духовные начала вытесняются материальными, технико-экономическими. Представители – Н. Данилевский, О. Шпенглер и др.
Любовь – индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему.
Массовая культура – культура, рассчитанная на среднего потребителя, обращённая не к личности, а к массе, толпе. Эта разновидность культуры в значительной степени лишена как нравственного, так и эстетического стержня.
Монархия (греч. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю, а также государство – во главе с таким правителем.
Мораль (от лат. moralis – нравственный) – одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех областях общественной жизни; более или менее устойчивые социально признанные предписания и оценки, подкрепленные силой массового примера, привычками, обычаями, общественным мнением; предписание о том, как подобает человеку жить и поступать.
Народ – культурная общность людей, связанная одинаковым происхождением и языком, являющаяся подлинным и единственным носителем культуры, способная сообща участвовать в решении задач общественного развития.
Национализм – система политических идей, идеология, основанная на признании индивидуальности и особенности собственной нации в качестве наивысшей ценности.
Национальное самосознание – чувство собственного осознания духовного единства своего народа, его культурного своеобразия – обычаев, традиций, верований.
Нация (от лат. natio – народ, племя) – исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Нацию могут образовывать несколько народов или части различных народов (например, Великобритания, Швейцария).
Нравственность – исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.
Общественная идеология (греч. – учение об идеях) – теоретический уровень общественного сознания, представляющий собой систему взглядов, идей, характеризующих какую-либо социальную группу, класс, политическую партию, общество.
Общественная психология – обыденный уровень общественного сознания, представляющий собой совокупность умонастроений, взглядов, оценок, эмоций, переживаний различных социальных и исторических общностей людей, этносов, народностей, наций.
Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям общественной жизни, выражающее их мысли и чувства, осуждение или одобрение каких-либо явлений, входящих в компетенцию общественности.
Общественное сознание – совокупность воззрений людей на явления природы и социальную реальность, выраженная в созданных обществом естественном или искусственном языках, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Включает в себя политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное, философское сознание.
Общество – объединение людей в группы на основе целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, общих интересов. Общество является второй, социальной природой, надстраивающейся над первой. Это качественно новая материальная система, развивающаяся по своим собственным закономерностям.
Общность – естественная (органическая) совместная жизнь группы людей, связанных одинаковым происхождением, общим языком, сходными взглядами, общей судьбой и устремлениями (семья, народ).
Объективный фактор истории – независящие от сознания и воли людей условия, обусловливающие характер и способ их деятельности, направление и формы социальной активности. К таким условиям относятся: орудия и средства труда, навыки общественного производства, традиции, верования, система общественных отношений, социальные институты, формы власти и т.д., то есть определённый уровень развития производства и общественных отношений.
Олигархия (от греч. oligarchia) – господство небольшого круга лиц, родов, семей и групп, захвативших власть. Согласно Аристотелю, олигархия является результатом искажения аристократической формы правления.
Политика (от греч. politike – искусство управления государством) – согласно Платону и Аристотелю, единая наука об обществе и городе-государстве (полисе). В современном понимании – это наука о задачах и целях государства, средствах, которые имеются в распоряжении или бывают необходимы для выполнения этих целей.
Политическая идеология – совокупность идей, выражающих коренные интересы классов, наций и государств.
Право – система правил поведения людей, которая устанавливается или санкционируется государством, имеет общеобязательный характер.
Правовое регулирование – регулирование поведения людей с помощью системы законов.
Правосознание – представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология.
Прогресс (от лат. progressus) – поступательное движение; развитие в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию.
Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих взаимодействие между обществом и природой в процессе общественного производства; средства производства и люди, владеющие ими.
Производственные отношения – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.
Раса (фр. rase, ит. razza) – исторически сложившиеся группы людей, объединённые общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных физических особенностей (цвет кожи, глаз, волос, очертания головы, рост и т. п.); основные же черты физической организации человека (строение скелета, мышц, мозга и т. п.) одинаковы у людей всех рас. Основные человеческие расы – европеоидная, негроидная, монголоидная.
Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на «земной» и «небесный». Религия – это вера в существование сверхъестественных сил.
Референдум (лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной жизни.
Семья – первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. Основными функциями семьи являются поддержание биологической непрерывности общества и передача культурного наследия более широких общностей.
Смысл человеческой жизни – коренной вопрос этики, заключающийся в совпадении основной направленности субъективных установок, позиций личности с общими тенденциями развития общества.
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.
Сознательность – нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
Социальная структура – исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами.
Социальная философия – область философского знания, посвящённая осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы и устанавливающая нормы общественной жизни в виде социального нормативного учения.
Социология (от лат. societas – общество и греч. logos – учение) – учение об обществе как целостной системе и отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.
Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений.
Субъективный фактор истории – влияние разнообразной деятельности субъекта истории (каковым являются массы, социальные группы и отдельные люди) на исторический процесс.
Счастье – состояние полного, высшего удовлетворения, идеал, осуществить который стремятся путём разумного и совместного действия.
Техника (от греч. techne – искусство, мастерство) – система созданных средств и орудий производства, а также приёмы и операции, умение и искусство осуществления какого-либо трудового процесса.
Тоталитаризм (от лат. totalis – целый, полный) – общественно-политический строй, который характеризуется всеобъемлющим «командным» вмешательством государства во все сферы жизни и деятельности общества и отдельных личностей.
Формационная концепция – концепция общественного развития, разработанная К. Марксом. Согласно этой концепции всемирно-исторический процесс един и представляет собой восходящее (прогрессивное) движение человечества, которое проходит в своём развитии несколько стадий общественно-экономических формаций, основу каждой составляет способ производства материальных благ.
Харизма (от греч. charisma – милость, божественный дар) – необыкновенно большие способности или исключительная одаренность, воспринимаемые как милость Божия.
Ценность – позиция оценки объектов окружающего мира, выявляющая их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное и т. п.).
Цивилизационная концепция – концепция развития общества, согласно которой всемирно-исторический процесс представляет собой совокупность не связанных друг с другом качественно различных, уникальных этнических или исторических общественных образований – цивилизаций.
Цивилизация (от лат. civis – гражданин) – следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В настоящее время цивилизация – это материальная культура, то есть, то что дает «комфорт», это – удобство, предоставляемое техникой.
Эстетическое чувство – чувство наслаждения красотой.
Глобальные проблемы современности и пути их решения
Антропогенные факторы – результаты человеческой жизнедеятельности.
Биосфера (греч. вios – жизнь и sphaira – область, сфера; сфера жизни) – область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы. Учение о биосфере рассматривает её как активную оболочку Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (в том числе и человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения. Понятие введено в науку Э. Зюсом и развито Э. Леруа, В.И. Вернадским.
«Вторая» природа (искусственная) – все вещественно-природные предметы, появление которых связано с деятельностью человека.
Глобальные проблемы (от лат. globus – земной шар) – совокупность жизненно-важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху.
Гомеостазис (от гомео – подобный и греч. stasis – состояние) – относительная динамичность, постоянство состава и свойств внутривидовой среды и устойчивость основных физиологических функций организмов; свойство организма поддерживать свои параметры и физиологические функции в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды организма по отношению к возмущающим воздействиям внешней среды.
Демография (от греч. demos – народ) – наука о народонаселении, о его изменениях.
Коэволюция (от лат. evolution – развертывание) – совместное развитие человеческого общества и биосферы, которое не выводит параметры биосферы из области гомеостазиса. Коэволюция человека и биосферы обеспечивает сохранение человеческого рода как биологического вида и условий для дальнейшего развития цивилизации.
Ноосфера (от греч. nous – разум и sphaira – сфера; сфера разума) – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. Для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: техносфера, антропосфера, социосфера.
Природа (от греч. physis, от phyein – возникнуть, быть рождённым; лат. natura, от nasci – то же самое) – окружающий нас мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений; объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека.
Римский клуб – международная общественная организация, созданная с целью «углублять понимание особенностей развития человечества в эпоху НТР». Основан в 1968 г. итальянским экономистом А. Печчеи, включает около ста ученых, общественных деятелей более чем 30 стран.
Симбиоз (от греч. simbiosis – сожительство) – жизненная общность; длительное сожительство особей различных видов, основанное на взаимном удовлетворении жизненных интересов симбиотов, обычно приносящее им взаимную пользу.
Транспарентность – прозрачность.
Экологическое сознание – компонент экологической культуры, объединяющий все виды и результаты материальной и духовной деятельности людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества.
Экология (греч. oikos – дом, жилище, родина, logos – учение) – наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы «общество – природа».
Экология социальная – отрасль науки, исследующая отношение между человеком и окружающей географическо-пространственной, социальной и культурной средой.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аналитическая тетрадь по истории философии (для самостоятельной работы для студентов негуманитарных вузов очной формы обучения). – Воронеж, ВГАУ, 2006.
2. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М., Прогресс, 1988.
3. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: критический анализ. - М., 1994.
4. Гулыга А. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
5. Гуссерль Э. Феноменология. - М.: Логос, 1995.
6. Зеньковский В.В. История русской философии. - Т. 1. - Ч. 1. – Л.: Эго, 1991.
7. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия.- М.: Логос, 2000.
8. Кошель В.А., Спасский С.А. Философия. - М.: Логос, 2001.
9. Краткая история философии / Под ред. В.Г. Глобанова. – М.: ООО «Олимп», ООО «АСТ», 2000.
10. Краткий очерк истории философии. - М., 1986.
11. Мир философии: Кн. для чтения в 2-х ч. / Сост. П.С. Гуревич, В.И. Столяров. - М., 1991.
12. Новейший философский словарь. - Минск, 2003.
13. Основы философии. – М.: Айрис-пресс, 2003.
14. Основы философских знаний. Учебно-методическое пособие / Научный редактор, профессор А.С. Кравец. - Воронеж, 1994.
15. Рабочая тетрадь по истории философии. Методическое пособие для самостоятельной работы по истории философии (для студентов негуманитарных вузов очной формы обучения). Воронеж. – ВГАУ, 2006.
16. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т. 1-4. - СПб, 1994-1997.
17. Реалистическая философия: Учебник / В.Л. Обухов, В.П. Сальникова, З.С. Алябьева и др./ Под ред. В.Л. Обухова, В.П. Сальникова. – СПб: СПГАУ, СПбУ МВД России, Химиздат, 1999.
18. Ситникова В.Д. Учимся играючи. Сборник кроссвордов по истории философии. – Вып. I. – Воронеж, 2004.
19. Ситникова В.Д. Учимся играючи. Сборник кроссвордов по истории философии. Вып. II. – Воронеж, 2004.
20. Скирбекк Т., Гимен История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Пер. с англ. В.Н. Кузнецова; под ред. С.Б. Крамского. - М., 2000.
21. Спиркин А.Г. Философия. - М., 2002.
22. Учебное пособие по истории философии. - Воронеж, ВГАУ, 2006.
23. Философия. Курс лекций / Под общей редакцией В.Л. Калашникова. – М., 1999.
24. Философия. Учебное пособие / Под ред. проф. Кроткова Е.А. и доц. Ситниковой В.Д. – Воронеж: ВГУ, 2002.
25. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002.
26. Философия: Учебник для вузов / Под ред проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: НИТИ, 2001.
27. Философия: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003.
28. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Юнита-Дана, 2003.
29. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. П.В. Алексеева, А.В. Панина. – М.: Т.К. ВЭЛБИ, изд-во «Проспект», 2004.
30. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверницева, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. – М: Сов. энциклопедия, 1989.
31. Формирование понятийного аппарата в процессе изучения курса философии в вузе. Справочно-методическое пособие к самостоятельному изучению дисциплины для студентов всех форм обучения. – Ч.I. – Воронеж: Истоки, 2005.
32. Формирование понятийного аппарата в процессе изучения курса философии в вузе. Справочно-методическое пособие к самостоятельному изучению дисциплины для студентов всех форм обучения. – Ч.II. – Воронеж: Истоки, 2005.
33. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 3 ч. – Ч. 1. – М.: Владос, 1997.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 207.