Аналитическая философия – стиль философского мышления, подразумевающий строгость и точность используемой терминологии наряду с осторожным отношением к широким философским обобщениям и спекулятивным рассуждениям.
Верификация (от лат. verificatia – подтверждение, verus – истинный, facio – делаю) – логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы на основе соответствия эмпирическим данным (прямая, непосредственная) или теоретическим положениям, соответствующим эмпирическим данным (косвенная).
Герменевтика (от греч. hermeneutikos – истолкование) – способ философствования, целью которого является интерпретация, понимание текстов. Огромное внимание в герменевтике уделяется языку. Герменевтика – это философия о бытии человека в мире и понимании этого мира посредством языка и переживаний.
Интуитивизм (от лат. intuitus – взгляд, вид) – течение, противопоставляющее рациональному познанию непосредственное «постижение» действительности, основанное на интуиции, понимаемой как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и логическому мышлению. Представители – А. Бергсон, Лосский.
Критический рационализм – основные принципы сформулированы Поппером. Представители этого направления (Лакатос, Агасси, Фейерабенд и др.) претендуют на выработку принципов рационального объяснения знания, человеческих действий, социальных идей на основе их критики и совершенствования. Для направления используются другие названия: критический эмпиризм, критицизм, фальсификационизм.
Логический позитивизм – разновидность неопозитивизма, философское течение, которое свою задачу видит в анализе логической структуры языка, науки с целью выявления эмпирически проверяемого содержания научных понятий и утверждений.
Неопозитивизм – направление, которое лишает философию её предмета, считая, что знание о действительности даётся лишь в повседневном или конкретно-научном мышлении. Философия же возможна только как деятельность по анализу языка, в котором выражаются результаты этих видов мышления (аналитическая философия).
Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – это совокупность убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих научную традицию.
Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление в западной философии, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.
Постмодернизм – понятие, используемое современной философией для обозначения типа философствования, характерного для культуры сегодняшнего дня. Дистанцируется от классической и неклассической традиций и объявляет себя как постсовременная философия. Постмодернисты стремятся расшатать всё, что сжимает человека в «объятиях тоталитаризма»: жёсткие логические схемы, окончательные выводы, всяческий поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необоснованных ценностей и т. п.
Постпозитивизм – четвёртый этап развития позитивизма, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки. Постпозитивисты считали, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Надо обеспечить рост научного знания посредством коренных преобразований, научных революций (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, аналитическая философия, Венский кружок).
Прагматизм (от греч. pragma – дело, действие) – философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве центрального, определяющего свойства человеческой сущности (Пирс, Джемс, Дьюи).
Психоанализ – направление, обязанное своим происхождением австрийскому культурологу, психологу и врачу-психиатру З. Фрейду. В основе направления лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, рассматриваемое психоаналитиками как мощное энергетическое начало, которое может и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного познания тайн бессознательного.
Структурализм – конкретно-научная методологическая ориентация, выдвигающая выявление структуры объектов в качестве задачи научного исследования. Для структурализма характерно углублённое внимание к описанию актуального состояния исследуемых объектов, отказ от приоритета изолированных фактов и фиксирование отношений между элементами изучаемой системы.
Фальсификация (от лат. falsus – ложный и facio – делаю) – научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям.
Феномен (от греч. phanomenon – являющееся) – явление, данное нам в опыте чувственного познания.
Феноменология (от греч. phanomenon – являющееся и logos – учение) – учение о феноменах сознания, понимаемых как возникающие в сознании смыслы предметов и событий.
Философская антропология – совокупность антропологических концепций, возникших в результате антропологического поворота в неклассической и постклассической философии. Предметом рефлексии выступает не бытие само по себе, а разъяснение и раскрытие смысла человеческого бытия.
Экзистенциализм (от лат. existentia – существование) – философия существования. Представители (Бердяев, Шестов, Бубер, Сартр, Хайдеггер) критически относятся к рационалистической философии, философии рефлексивного анализа. Они придают абсолютный приоритет «чистому субъекту», развивают идею онтологической самостоятельности явлений жизни и их несводимости к познанию.
Эпистемология (от греч. еpisteme знание и logos – учение) – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Среди факторов, определяющих современное состояние эпистемологических исследований, необходимо отметить следующие: 1) отношение знания и объекта выходит за рамки чисто познавательных ситуаций. Складываются комплексные практики, где помимо познания, необходимо рассматривать функционирование знания в других типах деятельности: инженерии, проектировании, управлении, обучении; 2) классическое отношение «истинности» дополняется рядом других отношений: «непротиворечивости», «полноты», «интерпретируемости», «реализуемости» и др.; 3) особым предметом исследования становится семиотическая структура знания; 4) научное знание перестаёт рассматриваться как основная форма знания, всё больший интерес вызывают когнитивные комплексы, связанные с различными историческими и духовными практиками, выходящими за рамки традиционных представлений о рациональности.
Философское понимание мира
Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.
Бытие – философская категория, обозначающая существование, бытие в мире, данное бытие. Бытие – исходная категория в философском осмыслении мира. Бытие – всё то, что существует.
Движение – в философии – это любое изменение в материальных системах и способ существования материи. Движение присуще всей материи, форма движения (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная) влияет на его содержание, а содержание – на форму. Покой есть момент движения. Покой есть сохранение свойств и отношений системы в заданном интервале, что обеспечивает её относительную устойчивость и качественную определённость.
Диалектика (от греч. dialectica – искусство вести беседу) – учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности.
Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, утверждающее равноправное существование двух первоначал: материи и сознания, физического и психического.
Духовная реальность – область бытия, в которой объективная реальность дана не в форме предметной действительности, а в реальности, присутствующей в нас самих, являющейся неотъемлемой частью личности человека – мысли, чувства, знания, идеи, научные открытия и т. п.
Историческая реальность – события, процессы, явления, которые были доступны восприятию людей прошлых эпох, оказали влияние на развитие общества; зафиксированные в художественных произведениях или научных текстах, но уже не существующие сегодня, то есть не имеющие физического бытия.
Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания и познаваемая им.
Монизм (от греч. monos – один, единственный) – философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает или материальная или духовная субстанция.
Объективная реальность – все предметы, процессы, явления, которые существуют независимо от человека.
Онтология (от греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования.
Пространство и время – философские категории, служащие для выражения структурно-процессуальных свойств материального мира. Время – форма бытия материи, характеризующая длительность и последовательность событий, состояний материальных объектов. Время обычно характеризуется такими свойствами как длительность, одномерность, необратимость, однородность и др. Пространство – форма бытия материи, характеризующая ее протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. К свойствам пространства относятся: однородность и изотропность, трёхмерность и др.
Развитие – это направленное изменение системы, процесс возникновения новых качеств.
Связь – тип отношений, при котором изменение свойств одного объекта влияет на свойства другого.
Синергетика – наиболее общая теория самоорганизации. Она формулирует общие принципы самоорганизации, действительные для всех структурных уровней материи, на языке математики описывает механизм структурогенеза, в её рамках способность к самоорганизации выступает как атрибутивное свойство материальных систем.
Система – комплекс взаимодействующих элементов. Система – это множество вещей, находящихся между собой в отношениях, обладающих заранее заданным фиксированным свойством. Системы могут быть материальными и идеальными, физическими, биологическими, социальными, экономическими, технологическими, знаковыми и другими.
Системность – фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями.
Содержание – всё, что содержится в системе (элементы, отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы).
Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.
Структурность – внутренняя расчленённость материального бытия.
Субстанция (от лат. substantia – сущность) – первооснова, конечная причина всего многообразия вещей, процессов и явлений; нечто, лежащее в основе, предельное основание, позволяющее сводить всё чувственное многообразие и изменчивость к чему-то постоянному, самостоятельно существующему.
Целое и часть – категории, выражающие отношения между совокупностью элементов и связью, объединяющей их и приводящей к появлению интегративных свойств системы, какими не обладают входящие в неё элементы. Целое не является простой суммой частей, а представляет собой нечто большее, отличающееся от каждой его части. Часть – соотносима только с понятием целого и означает момент, фрагмент целостности, необходимо заключающий в себе её специфичность.
Элемент – далее неразложимый компонент системы.
Проблема сознания в философии
Активность сознания – избирательность и целенаправленность сознания, которая выражается в генерировании новых идей, в актах продуктивного воображения, управлении практической деятельностью.
Бессознательное – особые психические неосознаваемые процессы, обусловленные инстинктами, влечениями, мотивами, которые проявляются автоматически, рефлекторно. Бессознательное существует и как составная часть сознания, подразделяющаяся на: 1) досознательное – потребность в пище, воде, тепле и др.; 2) подсознательное – то, что было когда-то осознаваемо, но затем превратилось в автоматизированные навыки; 3) сверхсознательное или надсознательное – творческое озарение – инсайт, интуиция, догадки.
Вербализация сознания – процесс преобразования бессознательного психического, а также эмоционального, логически не оформленного содержания сознания в словесно-логические формы, то есть речевое выражение мысли в словах, языке.
Воля – сознательная целеустремлённость человека на выполнение тех или иных действий.
Гибкость мышления – способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям.
Дискурсивное (аналитическое) мышление – мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.
Знак – материальный предмет, процесс, действие, выполняющий в общении роль представителя чего-то другого и используемый для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации, то есть это – символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
Знаковые системы – совокупность принятых учёными взаимосвязанных символов, знаков, возникающих и развивающихся как материальная форма, в которой осуществляются сознание, мышление, реализуются информационные процессы в обществе, технике.
Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, привычным формам рассуждений, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Инстинкт (от лат. instinctus – побуждение) – форма психической деятельности, безусловный рефлекс, тип поведения, построенный на основе биологических форм существования. В широком смысле противопоставляется сознанию.
Интеллект (лат. intellectus – ум, рассудок) – мыслительная способность человека, относительно устойчивая структура способностей, в основе которой лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную её оценку.
Интенциональность (лат. intentio – намерение, стремление) – направленность сознания на определённые объекты.
Интериоризация (лат. interior – внутренний) – творческое заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений.
Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – способность непосредственного постижения истины, без предварительного логического обоснования. Интуиция – это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе, по существу, сверхсознание.
Информация (от лат. informatio – ознакомление, разъяснение) – сведение о чём-либо, отображение одного предмета или процесса в другом.
Искусственные языки – специальные языки, в отличие от естественных, конструируемые целенаправленно для конкретных целей (например, международного общения, автоматической обработки информации с помощью ЭВМ – языки программирования и машинные языки), записи информации из определённых областей науки).
Мышление – процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Память – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.
Практическое мышление – мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Продуктивное мышление – мышление на основе творческого воображения.
Психика (от греч. psyche – душа) – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.
Раздражимость – свойство живого организма, выражающееся в способности реагирования на воздействие внешней и внутренней среды.
Репродуктивное мышление – мышление, основанное на воспроизведении образов и представлений, без привнесения творческих элементов.
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.
Речь – деятельность человека, заключающаяся в общении с другими людьми, в выражении и передаче им мыслей посредством языка.
Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Самостоятельность мышления – умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями.
Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности. Сознание, будучи высшей ступенью отражения вообще, и психического в частности, есть особое свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать мир в идеальных образах. Сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее высший уровень духовной активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и мыслительных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер.
Творческое мышление – мышление, связанное с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не оцениванием чужих мыслей.
Чувствительность – способность иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм.
Экстериоризация (лат. exterior – внешний) – обратный интериоризации процесс, выражение внутренних, сознательных, психических процессов в виде знаковой социальной формы, в частности, посредством языка.
Эмоции (лат. emorere – возбуждать, волновать) – психическое переживание, душевное волнение (гнев, страх, радость и т.п.), возникающее у человека и животного в результате воздействия на него внешних и внутренних раздражителей.
Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык – система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определённые значения.
Проблема познания в философии
Абстрактное мышление – это опосредованное, обобщённое отражение действительности человеком в её существенных связях и отношениях.
Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) – понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.
Агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый) – течение в теории познания, отрицающее возможность полного достоверного сущностного знания.
Анализ (от греч. analisis – разложение, расчленение) – процедура мысленного, также и рационального расчленения предмета, явления, процесса на части.
Аналогия (греч. analogia – сходство) – умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Воображение – психический процесс создания образов предмета или ситуации путём перестройки имеющихся представлений.
Восприятие – отражение предметов и явлений в совокупности их внешних свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.
Гипотеза (от греч. hypothesis – основа, предположение) – научное допущение или предположение, истинное значение которого не определено.
Гносеология (греч. gnosis – знание, logos – слово, наука) – учение о познании, теория познания.
Гностицизм (греч. gnosis – знание, учение) – философское учение, утверждающее, что мир познаваем.
Дедукция (от лат. deductio – выведение) – логический вывод от общего к частному и единичному. Один из основных способов рассуждения и методов исследования.
Доказательство – способ обоснования истинности суждения, системы суждений и теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и др.).
Заблуждение – неадекватное представление, понимание действительности, имеющее для субъекта познания видимость истинного знания.
Идеализация – мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически.
Индукция (от лат. inductio – наведение) – логический вывод от частного к общему.
Истина – правильное отражение окружающей действительности, то есть знание, которое соответствует действительности.
Концепция (от лат. conceptio – ведущий замысел) – основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения.
Ложь – преднамеренное искажение действительного состояния дел с целью ввести кого-либо в обман, заблуждение.
Наука (греч. episteme, лат. scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Метод (от греч. methodos – путь, исследование) – приём, средство, путь познания.
Методика (от греч. methodos – путь, исследование) – конкретные приёмы, средства получения и обработки фактического материала.
Методология – способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов.
Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений (органической и неорганической систем, инженерных устройств, разнообразных процессов – физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т. п.
Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие познаваемого объекта, осуществляемое с целью выявления его существенных свойств и отношений.
Обобщение (от лат. generalisatio) – процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Объект познания – то, на что направлена предметно-практическая познавательная и оценочная деятельность субъекта.
Ощущение – отражение отдельных внешних свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.
Парадигма (от греч. – пример, образец) – образец решения разнообразных научных задач.
Познание – общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Познание – процесс отражения внешнего мира в сознании человека.
Понятие – отражение в мысли общих, существенных и специфических признаков некоторого класса предметов или явлений.
Практика (от греч. praxis – действие) – целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.
Представление – чувственно-наглядный образ предметов (явлений) объективного мира, которые воспринимались нами ранее, но в настоящий момент непосредственно на органы чувств не воздействуют.
Рационализм (от лат. ratio – разум) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.
Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание) – метод познания, который предполагает соединение различных элементов, сторон предметов в единое целое.
Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий) – философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надёжного критерия истины.
Субъект познания – тот, кто познает, конкретный носитель познавательной деятельности. Субъектом познания могут выступать отдельные люди, группы людей, общество в целом, человечество.
Суждение – форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается.
Сциентизм (от лат. scientia – знание, наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественно-научного познания.
Теоретический уровень познания – уровень, на котором отражаются связи и закономерности, не данные в чувственном опыте. Такого рода связи и закономерности устанавливаются при помощи абстрактного мышления.
Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система объективно верных, проверенных практикой взглядов, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определённой логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определённый класс явлений и осуществляющих научное предвидение.
Умозаключение – логический процесс, в ходе которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, представляющее собой новое знание о предмете.
Факт (лат. factum – сделанное) – действительное, невымышленное событие, явление, твёрдо установленное знание, данное в опыте. Это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.
Формализация (от лат. forma – вид, образ) – способ выражения содержания совокупности знаний через определённую форму – знаки искусственного языка. Наиболее значимой разновидностью формализации является логическая формализация, которая означает выражение мысленного содержания посредством логических форм.
Эксперимент (от лат. experimenten – проба, опыт) – метод познания, при помощи которого исследуются явления действительности в контролируемых и управляемых условиях.
Эмпиризм (греч. emperia – опыт) – направление в теории познания, признающее основным источником познания чувственный опыт.
Эмпирический уровень познания – уровень, получаемый из опыта, эксперимента, наблюдения. Предмет познания отражается со стороны его внешних свойств, доступных чувственному восприятию.
Эпистемологический скептицизм – учение о том, что никакому из наших знаний о мире нельзя дать адекватного подтверждения; даже таким устойчивым основополагающим знаниям, как то, что существует физический мир, что у меня есть тело, что солнце завтра взойдёт или что огонь дает тепло. Цель эпистемологического скептицизма – обратить внимание на взаимоотношения между знанием и его подтверждением, а вовсе не в том, чтобы заставить нас перестать знать что-либо вообще.
Эпистемология (гносеология) (от греч. epistiyn) – буквально – изучение познания – это изучение того, как мы познаём вещи, каковы границы нашего знания и насколько достоверно или недостоверно наше знание.
Проблема человека в философии
Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) – приспособление к изменяющимся условиям.
Альтруизм (франц. аltruisme, лат. alter – другой) – готовность бескорыстно действовать ради блага других людей, даже в ущерб собственным интересам, если это велит моральный долг или сострадание.
Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genes – развитие) – теории, объясняющие развитие, становление человека как биологического вида, развитие материальной культуры и общества.
Антропологизм – философская концепция, представители которой усматривают в понятии «человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что исходя из неё, можно разрабатывать систему представлений о природе, обществе и мышлении.
Антропология (от греч. anthropos – человек и logos – знание) – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и нормальных вариациях физического строения человека.
Антропософия (от греч. anthropos – человек и sophia – мудрость) – мистическое учение о человеке как носителе тайных, духовных сил (развивается оккультно Р. Штейнером).
Антропосоциогенез – процесс происхождения человека как общественного существа.
Антропоцентризм (от греч. anthropos – человек и centrum – центр) – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включённостью в него человека как сознательно деятельного фактора, или по-другому можно сказать – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Гендер – социальный культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации.
Душа (греч. psyche, лат anima) – нематериальная составляющая человека, которая определяет характер человека, его поведение.
Идентификация (лат. identicare – отождествлять) – установление тождества различных объектов на основании определённых признаков.
Индивид (лат. individuum – неделимое, особь) – конкретный представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные качества человека не принимаются во внимание, речь идёт только об общих с другими людьми свойствах: как представитель вида человек – лишь один из многих.
Индивидуальность – специфическое сочетание биологического и социального в каждом человеке. Это то, что отличает одного конкретного человека от других, понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека.
Инфантилизм (лат. infantilis – младенческий, детский) – нежелание проявить себя, работать над собой, расти, остановка в своем развитии.
Личность (от лат. persona – маска, роль актера) – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество индивида, определяемое его включённостью в совместную деятельность и общение; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
Направленность личности – упорядоченная структура духовных ценностей, потребностей и долговременных целей, подкреплённая взглядами, убеждениями и жизненными принципами человека.
Онтогенез – процесс развития индивидуального организма.
Ответственность – социальное отношение человека к общественным ценностям.
Прагматизм (от греч. pragma – дело, действие) – образ мысли и действий, сориентированных только на успех, на непременное осуществление предпринятого дела.
Рефлексия (лат. reflexio – обращение назад) – особенность человеческого мышления, направленного на осознание самого себя.
Смерть – прекращение жизни (биологического индивида). Для человека смерть – не просто природный феномен, но и социальный, а также нравственное явление, включённое в сложный контекст общественных отношений. («Смерть – это то, что бывает с другими», – Иосиф Бродский).
Социализация личности – процесс формирования социальных качеств человека.
Социальная и профессиональная компетентность личности – подготовленность человека к жизни и деятельности в обществе, к реализации своего жизненного потенциала и своих обязанностей.
Способности – умственные и физические качества, при выраженности которых, а также при наличии мотивации и характера, человек отличается высокой обучаемостью в одной или нескольких сферах деятельности.
Судьба – идущее от мифологии и развитое в иррациональной философии представление о неразумной и непостижимой предопределённости событий и поступков человека.
Теория антропогенеза – представление о естественном отборе
Ч. Дарвина, как важнейшем факторе биологической эволюции человека и происхождении человека от ископаемых антропоидов, основанное на сравнительном биологическом исследовании человека и других приматов.
Философская антропология – раздел философии, в котором изучается человек, его специфика по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме, особенности его существования и мировосприятия.
Характер – сторона личности, связанная с энергичностью, мобилизационными возможностями психики, а также манерами общения и поведения.
Человек – понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные). Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры, предмет изучения различных областей знания, таких как социология, философия, психология, история и др.
Человек делающий (лат. Homo habilis – умелый) – человек как квалифицированный работник, специализирующийся в какой-либо сфере трудовой деятельности.
Человек играющий (лат. Homo ludens – играющий) – человек, стремящийся наряду с потребностью самовыражения в труде, самореализовать себя целостно в других сферах жизни. Игра является одной из таких других форм самоутверждения. (Например, И. Хейзинга защищает тезис об игровом характере культуры, полагая, что игра старше культуры, предшествует и творит культуру. Homo ludens, человек играющий, выражает такую же существенную функцию жизнедеятельности, как и человек производящий, созидающий (Homo faber), и должен занять своё место рядом с Homo faber).
Человек разумный – человек, управляющий своим поведением с помощью сознания. Разумность его проявляется, прежде всего в творческой, познавательной деятельности, в умении планировать свою работу, в способности ставить конечные цели и достигать их, не нарушая существующих, общезначимых общественных норм, правил, законов, то есть человек разумный – это прежде всего человек моральный.
Человечество – способ бытия людей, это, прежде всего материальная система, которая является результатом взаимодействия различных существ, отдельных людей. С точки зрения исторического процесса, в планетарном масштабе сформировалось сравнительно недавно. Длительное время оно выступало в виде замкнутых человеческих систем. В настоящее время оно выступает как единая человеческая общность, включающая в себя всех людей.
Эгоизм (от лат. ego – Я) – установка на обеспечение собственных интересов за счёт пренебрежения интересами других людей.
Эгоцентризм – отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «Я», крайняя форма эгоизма.
Я–концепция (самосознание) – центральная структура личности: сумма всех представлений человека о себе, всего того, что он о себе думает, как ощущает себя, и как всё это вместе взятое влияет на его поведение.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 240.