1) У ольхи много интересных особенностей.
2) Ольха – невысокое дерево с тонким и часто кривым стволом.
3) Поздней осенью зелёными они так и падают на землю.
4) Опавшие с ольхи листья богаты азотом.
221. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Вы когда-нибудь видели страницы древних рукописных книг? (В)эти удивительные книги нельзя не (в)любиться. Каждый новый абзац (в)них начинается с большой вычурной заглавной буквы – «буквицы», которая раскрашивалась яркой краской, киноварью. Отсюда и пошло выражение «с красной строки». Впрочем, буквицы иногда раскрашивались зелёными или синими красками. А слово «красный» (в)русском языке обозначает не только цвет, но ещё используется в значении «красивый». Так что,(в) какой бы цвет ни была окрашена буквица, она всё равно делала первую строку абзаца красной, то есть красивой. (В. Храппа)
Задания 1-3.
К какому типу речи относится этот текст?
1) повествование
2) описание
3) рассуждение с элементами описания
4) рассуждение с элементами повествования
2. Письменно ответьте на вопрос: «Являются ли предлоги членами предложения?» Проиллюстрируйте свой ответ 2-3 примерами из данного текста.
3. В каком примере В пишется слитно?
1) (в)эти
2) (в)них
3) (в)значении
4) (в)любиться
Правописание НЕ с глаголами
222. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Сто лет назад на этом месте был старый, мрачный еловый бор. Люди (не)пожалели его и вырубили. За эти годы здесь уже появился новый еловый бор. Но птицы в нём (не)поют, (не)селятся весёлые зверушки, (не)кричат грибники. Страшно (не)хочется заходить в этот угрюмый бор.
Приходит зима. И ели (не)живут, а засыпают в этом бору. Кажется, что у них остановился в жилах сок. Они (не)едят, (не)дышат, а только злобно (не)годуют на свою судьбу. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
К какому типу речи относится этот текст?
1) повествование 2) описание 3) рассуждение с элементами описания 4) описание с элементами рассуждения
Выпишите выделенные глаголы, раскрывая скобки.
3. Какой глагол пишется с НЕ слитно? Укажите, в какой морфеме находится НЕ в данном глаголе.
1) (не)живут 2) (не)едят 3) (не)дышат 4) (не)годуют
223. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Красивый, удивительно красивый этот полевой цветок! Но если (не)доглядеть, если (не)очистить хлебные зёрна от семян василька, то на следующий год ржи (не)увидишь, поля (не)узнаешь. Разольётся по полю вместо золотой ржи только голубой васильковый цвет. (По А. Онегову)
Задания 1-3.
К какому стилю речи относится данный текст?
1) научный
2) деловой
3) разговорный
4) художественный
Выпишите выделенные слова. Какая орфограмма их объединяет? Найдите в тексте еще одно слово с данной орфограммой и запишите его.
3. Какой глагол пишется с НЕ слитно?
1) (не)доглядеть
2) (не)очистить
3) (не)увидишь
4) (не)узнаешь
224. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Я (не)доумевал. Шимпанзе Мимус заболел. Он больше (не)бегает по комнате, (не) резвится, (не)шалит. Мимусу (не)здоровится. Лекарство принимать он (не) хочет, выслушать его почти невозможно из-за длинной, густой и жесткой шерсти, а язык показывать он (не)навидит. Доктор пришёл, осмотрел обезьяну и сказал: «Шимпанзе в нашем климате долго жить (не)могут! Вы (не) можете им создать тот жаркий климат, в котором они родились...» (В. Дуров)
Задания 1-3.
Какой заголовок соответствует содержанию данного текста?
1) Шимпанзе в нашем климате долго не живут.
2) Капризный Мимус.
3) Добрый доктор.
4) Мимус заболел.
2. Выпишите из текста словосочетания, соответствующие данным схемам:
Х
1) глагол с частицей НЕ + существительное;
Х
2) существительное +глагол с приставкой НЕ-
3. Какой глагол пишется с НЕ раздельно?
1) (не)здоровится
2) (не)навидит
3) (не)можете
4) (не)доумевал
225. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
После войны
Рано утром мать уходила со двора в поле на работу, хотя ей и (не)здоровилось. А отца в семействе (не)было. Отец ушёл на войну и (не)вернулся оттуда. Каждый день мать ожидала отца, а его всё (не)было и (не)было. Уходя, мать Никите наказывала, чтобы Никита (не)сжёг дрова, чтобы чужой петух (не)приходил во двор и (не)бил своего петуха и чтобы он ел в обед только молоко с хлебом. Мы (не)плакали от тяжёлой жизни, слёзы застыли на нашем сердце. (По А. Платонову)
Задания 1-3.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 45.