3. В каком слове на месте пропуска пишется буква А ?
1) отл_жился
2) распол_жились
3) зар_сли
4) р_стёт
176. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Лопух
Обычно лопух р_стёт повсюду. Сколько пользы он может принести людям! Мощные корни этого р_стения кладут в суп, делают из них колеты, лепёшки. Если вам будут предл_гать чай с повидлом из лопуха, то не удивляйтесь и не отказывайтесь. Это очень вкусное повидло. Ещё из корней лопуха получается замечательный кофе. Корни лопуха для употребления в пищу пол_гается выкапывать осенью в первый год роста, когда он ещё не начал разр_статься.
Листья лопуха тоже приносят пользу. На огородах при высадке рассады листья лопуха заменяют р_сточки молоденьких р_стений, спасают их от засухи. Крупные мягкие лисья лопуха можно сл_жить вместе, и получится у вас отличная шляпа. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
Какая из характеристик не свойственна данному тексту?
1) Текст рассчитан на широкий круг читателей.
2) Научная информация в тексте упрощена.
3) Незначительное количество терминов.
4) Лексика текста может быть понятна только специалисту в области ботаники.
Выпишите выделенные слова и графически объясните, какая орфограмма их объединяет.
3. Какое слово является исключением из правила о правописании корня -РАСТ- - -РОС- ?
1) р_стение
2) р_сточки
3) р_стёт
4) разр_статься
Правописание букв Е - И в корнях с чередованием
177. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.
1) Смелость города б_рёт. 2) Кто в бою вял, тот голову пот_рял. 3) Пуля чинов не разб_рает. 4) Солдат службы не выб_рает. 5) Не силой д_руться - умением. 6) Смелый поб_ждает, трусливый пог_бает. 7) Герой в бою, как в песне зап_вала. 8) Трус ум_рает тысячу раз, герой – только однажды. 9) Не т_ряй отвагу – назад ни шагу. 10) Рядом со смелым и бомба не л_житься – б_ится. 11) Смелый там найдет, где робкий пот_ряет.
Задания 1-3.
Какая общая мысль объединяет эти пословицы и поговорки ?
1) Погибнет слава россиян, если ныне устрашимся смерти. (Великий князь Святослав)
2) Лучше на месте умереть, чем вспять возвратиться. (Д. Пожарский)
3) Кто храбр – тот жив, кто смел – тот цел. (А. Суворов)
4) Или жить победителями, или, свершивши знаменитые подвиги, умереть со славой. (Великий князь Святослав)
К каждому выделенному глаголу подберите слово с другой чередующейся гласной корня. Запишите получившиеся пары слов и обозначьте в них корни.
Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня ?
1) выб_рает, д_рутся, ум_рает
2) пот_рял, т_ряй, пот_ряет
3) поб_ждает,пог_бает, зап_вала
4) л_жится, б_ится, б_рёт
178. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Когда м_новали подъём, открылось ш_рокое ровное пространство, по которому вып_рали всюду огромные каменные глыбы. Мы зам_рли от восхищения. С_яло солнце, вздыхала степь, бл_стела трава в бр_ллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и всё заст_лил. (Н. Гончаров)
Задания 1-3.
К какому типу речи относится данный текст ?
1) повествование
2) описание
3) рассуждение с элементами описания
4) повествование с элементами рассуждения
2. Выпишите из текста слова с безударными чередующимися гласными Е-И в корне. Графически объясните выбор букв.
3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И ?
1) м_новал, бл_стела
2) вып_рали, ш_рокое
3) (в) бр_ллиантах, зам_рли
4) с_яло, заст_лил
179. Прочитайте загадки и выполните задания 1-3.
1) Пост_лю дорожку, посыплю горошку, пол_жу калач – никому не взять. (Месяц и звёзды) 2) Рассыпался горох на тысячу дорог, никто его не соб_рает. (Звёзды на небе) 3) Зимой греет, весной тлеет, летом ум_рает, осенью ож_вает. (Снег) 4) Шла девица из Питера, несла кувшин бисера, она его рассыпала, никто его не соб_рёт: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Звёзды) 5) Детки сели на карниз и р_стут всё время вниз. (Сосульки) 6) Выр_с лес белый весь, пешком в него не войти, на коне не въехать. (Узоры на окнах) 7) З_мой в поле л_жал, а в_сной в реку уб_жал. (Снег)
Задания 1-3.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 53.