ЖИ-ШИ , ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, РЩ
133. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.
1) Мать наша – греч_невая каша – не перцу чета, не прорвёт ж_вота. 2) Щи да каша – пищ_ наша. 3) Без печ_ки холодно – без хлеба голодно. 4) Жгуч_ крапива родится, да в щ_х пригодится. 5) Гриб да огурец_ – в ж_лудке не ж_лец. 6) Трудовая копейка – луч_ше хапаного рубля. 7) Деньга леж_т, а шкура ран_ше времени дрож_т. 9) За ч_ем не скуч_ем – по три ч_шки выпиваем. 10) Бог даст день, бог даст пищ_ . 11) Ч_жим ртом сыт не будешь.
Задания 1-3.
Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?
1) Еда.
2) Дом.
3) Дела человека.
4) Бытовые заботы.
2. Выпишите из пословиц и поговорок слова с гласными И, У, А после шипящих и обозначьте морфемы, в которых они находятся.
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ь ?
1) греч_невая
2) печ_ки
3) луч_ше
4) ран_ше
134. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Черепаха, видимо, не просто с других ш_рот. (2) Она с другого полушария. (3) Реж_м для неё – полная противоположность наш_му. (4) Днём она в тиш_не спит. (5) По ноч_м же черепаха ож_вает. (М. Бартенев)
Задания 1-3.
1. Какое из перечисленных слов является синонимом к слову РЕЖИМ (предложение №3)?
1) беспорядок
2) распорядок дня
3) диета
4) церемония
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
3. В каком предложении подлежащее выражено существительным, в корне которого после шипящего пишетсая буква И ?
1) 1
2) 3
3) 4
4) 5
135. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Перед нами спокойное озеро с прозрач_ной водой. Украшают его белые кувш_нки. Как красивы эти цветы на воде! У них ш_рокие округлые листья, ч_десные больш_е цветки. Кувш_нки ч_сто в народе называют белыми лилиями.
Листья кувш_нок покрыты восковым налётом и поэтому не смачиваются водой. Корневищ_ у кувш_нок очень длинные. С каким трудом их вытягиваешь из воды! Но они приносят людям пол_зу. Из корневищ_ белой кувш_нки получ_ют муку. Эта мука гор_коватая. В корневище кувш_нок содерж_тся много гор_ких дубил_ных веществ, вот они и ощ_щ_ются на вкус. Дубил_ные вещества можно легко удалить из муки. Для этого муку заливают водой, отстаивают. Потом воду сливают, муку просуш_вают и делают из неё ж_дкое тесто. Тесто кладут в формы и выпекают ч_десный хлеб. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
1. Какое значение имеет слово ЧУДЕСНЫЙ в последнем предложении данного текста?
1) являющийся чудом
2) полный чудес
3) совершающий чудеса
4) приятный, благоуханный
Заполните таблицу, используя выделенные в тексте слова.
Правописание букв И, У, А после шипящих | |
в корне слова | в других частях слова |
… | … |
3. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Ь ?
1) пол_зу
2) гор_коватая
3) (с)прозрач_ной
4) дубил_ные
136. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Поздней весной начинает цвести колючий ш_повник. Розовые цветы его полны ч_десного аромата. Но ш_повником не украшают площ_ди и скверы. Лепестки его цветов, ягоды ш_роко применяют в кулинарии. Из лепестков ш_повника часто делают повидло и варенье.
Ещё из лепестков ш_повника получ_ют отличные пахучие масла, делают духи и помады.
Очень полезны и плоды ш_повника. Свеж_ми срывают их с кустов и сушат. Потом заваривают как ч_й. Ч_й из шиповника является одним из самых лечебных. Пьёшь такой ч_й и ощ_щ_ешь бодрость. Только в конце лета мы мож_м собирать богатые витаминами плоды ш_повника. (Из «Календаря природы»)
Задания 1-3.
Какой из заголовков передаёт основную мысль данного текста?
1) Чудо-цветок.
2) Шиповник – красивый цветок.
3) Шиповник – колючее растение.
4) Как полезен шиповник.
2. Выпишите из текста только слова с буквами И, У, А после шипящих в корнях слов, обозначьте эти корни.
3. В каком слове на месте пропуска после шипящего пишется буква Е ?
1) ш_роко
2) ш_повник
3) свеж_ми
4) мож_м
137. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Однажды зимой я выш_л из дома и отправился в лес. Стояла тиш_на. Всё было покрыто ч_десным ж_мч_жным снегом. В холодном свеж_м воздухе носились вечно белые снеж_нки. Кудрявые ветки украсились нежным пуш_стым инеем. В этом ш_карном зимнем наряде ош_щ_лось всё оч_рование зимы. (По И. Корнееву)
Задания 1-3.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 76.