Определение критериев оценки эффективности PR-кампании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Другим очень важным элементом плана PR-кампании является заблаговременное определение критериев эффективности проведения PR-кампании. Критерии эффективности или планируемые результаты необходимо указать в плане для того, чтобы на заключительном этапе кампании можно было адекватно оценить ее успешность. Критерии могут носить как количественный (например, увеличение посетителей сети ресторанов на 50%), так и качественный характер (если продолжить пример, то это изменение мнения посетителей о ресторане).

Требование оценки результатов PR-деятельности вполне объяснимо, поскольку на нее тратятся значительные ресурсы организации. Именно по этой причине кампания по связям с общественностью начинается, сопровождается и завершается социальными исследованиями.

В российской практике наиболее распространенным методом оценки эффективности PR-кампаний стал анализ публикаций в прессе, который заключается в постоянном мониторинге публикаций в прессе и других СМИ, затрагивающих тематику проводимой PR-кампании. Этот метод достаточно надежен и экономичен. Подборка таких публикаций оказывается весьма кстати не только для оценки эффективности, но и для составления отчета. Кроме простого подсчета количества публикаций применяется оценка их качества и соответствия намеченным PR-кампанией целям. Пресс-клипинг и анализ публикаций в прессе является одним из самых проверенных методов оценки эффективности, но, тем не менее для комплексной оценки его одного явно недостаточно.

Эффективность кампании по связям с общественностью наиболее точно измеряется комплексными методиками, сочетающими в себе как неформальные, так и формальные методы. Наиболее часто используемыми критериями эффективности кампании по связям с общественностью являются:

Ø бюджет, то есть осуществление деятельности в пределах планируемых материальных и временных возможностей;

Ø рост известности организации среди определенных аудиторий;

Ø сдвиг в отношениях аудитории к организации;

Ø изменение освещения (по уровню или тону) деятельности организации СМИ;

Ø изменение положения организации на рынке по отношению к конкурентам;

Ø оживление каналов обратной связи, то есть увеличение запросов, полученных в результате кампании;

Ø рост рыночной стоимости организации, связанный с готовностью инвесторов вкладывать в нее капиталы;

Ø изменение в объеме сбыта или цене, вызванное исключительно деятельностью по связям с общественностью.

Эффективность PR-кампании можно оценить с помощью следующих методов:

Ø контент-анализ текстов СМИ;

Ø исследование эффективности корпоративных событий;

Ø анализ Интернет-пространства;

Ø отслеживание посещаемости корпоративного интернет-сайта;

Ø проведение исследований (опросов, анкетирования и т.д.).

 

Применение комплексных методик оценки эффективности кампаний по связям с общественностью связано с тем, что приходится учитывать очень большое количество внешних факторов, возникающих как в результате основной деятельности организации, так и в результате воздействия рыночной конъюнктуры. Более или менее адекватная оценка может быть получена только в том случае, если организаторы PR-кампании с самого начала уделяют этой проблеме пристальное внимание, используют самые разнообразные методы и приемы исследования, а также имеют достаточное количество средств на эту деятельность. Для осуществления оценки эффективности специалисты рекомендуют резервировать порядка 5% сумм, ассигнованных на рекламные цели. Поэтому в бюджете PR-кампании следует заранее учитывать определенные расходы на проведение исследований по оценке эффективности.

Экономическая оценка эффективности PR-проектов (программ, акций, стратегий, кампаний) – это измерение соотношения между затратами и результатами. Наиболее часто в российской практике используются метод рекламного эквивалента (AVE) и модель возврата инвестиции на маркетинг (ROMI).

AVE – метод рекламного эквивалента (advertising value equivalents) показывает отношение количества денежных средств, которые бы компании пришлось потратить, если бы все публикации и репортажи в СМИ, полученные компанией бесплатно с помощью PR-мероприятия, пришлось покупать по рекламным стоимостям.

ROMI (Return On Marketing Invest) – это финансовый термин, означающий возврат на инвестиции в маркетинг. Также в литературных источниках можно встретить аналогичный термин «маркетинговый ROI».

 
ГЛАВА 2. ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ НА PR

Советы специалистов сводятся к следующему:

Ø четко определить место PR в бизнесе, управлении, описать цели и задачи этой деятельности;

Ø ясно сформулировать задачи, стоящие перед организацией, определить приоритетные аудитории;

Ø стараться изначально ставить измеримые задачи;

Ø определить методы измерения эффективности до того, как начинается проектирование PR-кампании;

Ø привлечь к оценке PR-программы третьи (независимые) стороны: экспертов, исследовательские агентства и т. п.;

Ø оговорить количество инструментальных этапов и при начале каждого из них опираться на исследования результатов предыдущего этапа;

Ø проводить предварительную аналитическую работу (информационное исследование задания, согласование терминов, намерений и позиций, сбор отсутствующих фактов, истолкование фактов, построение гипотезы успешной PR-деятельности, формулирование выводов, изложение выводов в соответствующей форме);

Ø использовать бенчмаркинг: поиск и изучение наилучших методов и способов предпринимательства, которые становятся эталоном, ориентиром для фирмы и помогают успешнее осуществлять собственный бизнес. Основное содержание бенчмаркинга заключается в выявлении эталонных предприятий, достигших значительных успехов в каких-либо функциональных областях, тщательном изучении их бизнес-процессов и адаптации их опыта к условиям собственного предприятия;

Ø изучать рейтинги паблисити (они есть в открытом доступе);

Ø осуществлять мониторинг СМИ.

Составление бюджетов в сфере связей с общественностью, как и в рекламе, является очень непростым процессом. Специалист по связям с общественностью должен определить количество денежных средств действительно необходимое для достижения обозначенных целей. Он должен учесть статьи расходов:

1) реклама в прессе:

- реклама в газетах;

- реклама в журналах;

- справочники;

- заказные статьи;

2) реклама на радио:

- прокат роликов

- спонсорство;

- участие в передачах;

3) реклама на телевидении:

- прокат роликов;

- спонсорство;

- участие в передачах;

4) наружная реклама:

- вывески;

- оформление фасадов;

- «дорожная» наружка;

5) «внутренняя» реклама:

- оформление магазинов;

- стенды для информирования покупателей;

- оформление отдельных секций, стендов;

6) материалы для мерчендайзинга;

7) промо-мероприятия:

- внешние;

- внутренние;

8) сувенирная продукция:

- внутреннего пользования;

- для внешних потребителей;

9) участие в выставках;

10) реклама в Интернете:

- собственный сайт;

- реклама на сторонних сайтах;

11) спецодежда персонала (только в части нанесения логотипа и т.п.);

12) раздаточная полиграфия;

13) фирменная документация;

Помимо «непосредственных» затрат на рекламу и PR, необходимо учитывать и следующие статьи:

1) заработная плата сотрудников отдела;

2) налоги с ФОТ данных сотрудников;

3) командировки сотрудников;

4) учет процентов по кредитам (в случае привлечения для оплаты рекламных затрат заемных средств);

5) затраты на связь и интернет сотрудников отдела;

6) затраты на транспорт (если к отделу приставлен автомобиль);

7) затраты на благотворительность;

8) «офисные» затраты: приобретение канцтоваров, расходных материалов для оргтехники, покупка оргтехники, мебели и т.п.

В итоге мы получаем большой перечень затрат, которые производит отдел PR рекламы в ходе своей деятельности.

Затраты могут быть сгруппированы по различным признакам с целью проведения лучшего анализа производимых трат. Например можно разделить траты на «прямые» затраты на рекламу и «косвенные», затраты на рекламу длительного действия (например, изготовление и монтаж собственной рекламной установки 3х6м или размещение информации в телефонном справочнике) и на разовую рекламу (реклама в бесплатной газете). Вариантов деления на группы множество и зависят они от конкретных потребностей специалистов, проводящих анализ затрат.

Основными источниками финансирования программ по связям с общественностью являются:

Ø бюджетные средства, выделяемые под конкретный проект;

Ø бюджетные средства компании, которая реализует план работы со средствами массовой информации;

Ø средства различных фондов, выделяемые на реализацию проектов на конкурсной основе;

Ø гранты и специальные средства, выделяемые международными научно-исследовательскими фондами и организациями;

Ø средства предприятий и компаний-заказчиков на выполнение исследований и разработок в коммуникационной сфере по хозяйственным договорам;

Ø доходы, полученные от инновационной и самостоятельной деятельности;

Ø доходы, полученные от исследовательской и инновационной деятельности по международным соглашениям о сотрудничестве в коммуникационной сфере;

Ø собственные средства, формируемые в установленном порядке.

В отсутствие запланированных средств, выделенных специально на работу по связям с общественностью компании, возникает вопрос: возможен ли PR с нулевым бюджетом? Необходимо сфокусировать всю деятельность на безбюджетных PR-инструментах, как:

Ø распространение пресс-релизов;

Ø написание статей и историй успеха в специализированные издания;

Ø организация интервью руководителей и специалистов, а также их выступлений на мероприятиях других компаний, на круглых столах, проводимых СМИ.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

1. Абельмас Н. В. Универсальный справочник по Паблик Рилейшнз. Ростов-на-Дону, 2008.

2. Алешина И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. М., 2002.

3. Балынская Н.Р. Связи с общественностью. Магнитогорск, 2014.

4. Бочаров М.П., Чумиков А.Н. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры. М., 2009.

5. Брюхова О.Ю. Основы организации связей с общественностью.  Екатеринбург, 2014.

6. Бузни Е. Н. История связей с общественностью. М., 2011.

7. Бутырина М. В. Связи с общественностью в кризисных ситуациях. М., 2009.

8. Варакута С. А. Связи с общественностью. М., 2012.

9. Василик М.А. Основы теории коммуникации. М., 2010.

10. Вильчинская-Бутенко М.Э. Технологии рекламы и связей с общественностью в различных сферах. СПб., 2014.

11. Вон Экен Дж. Кризис – остаться в живых. Настольная книга для руководителей предпринимателей и владельцев бизнеса. М., 2009.

12. Гарфилд Б. Десять заповедей рекламы. М., 2006.

13. Гиевая Л. П. Планирование рекламных компаний. Саратов, 2011.

14. Головлева М.Б. Массовые коммуникации и медиапланирование. М., 2009.

15. Горгидзе Н. Связи с общественностью в банках. М., 2002.

16. Горчакова В. Г. Прикладная имиджелогия. М., 2007.

17. Гударин М.В. Книга руководителя отдела PR. СПб., 2007.

18. Гундарин М. В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшн. М., 2007.

19. Демин Ю. М. Управление кадрами в кризисных ситуациях. СПб., 2004.

20. Дзялошинский И.М. Аудит эффективности стратегических корпоративных коммуникаций. М., 2006.

21. Дорский А. Ю. Правовое обеспечение PR. СПб., 2005.

22. Доскова И. С. Public Relations: теория и практика. М., 2007.

23. Душкина М. Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология. М., 2011.

24. Зверинцев А.Б. Коммуникативный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. СПб., 2009.

25. Ильинский С. В. Общественные связи. Реклама. Маркетинг. Нейролингвистическое программирование: оперативный словарь-справочник. М., 2006.

26. Касьянов Ю.В. PR-кампания своими силами. СПб., 2009.

27. Катлип С. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М., 2010.

28. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. М., 2001.

29. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М., 2009.

30. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов н/Д:Феникс, 2006.

31. Кондратьев Э. В. Связи с общественностью: учебное пособие. М., 2007.

32. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. СПб., 2009.

33. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб., 2009.

34. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. СПб., 2010.

35. Кузнецов П. А. Public Relations. Связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии. М., 2012.

36. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М., 2009.

37. Мандель Б.Р. PR: методы работы со средствами массовой информации. М., 2011.

38. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2008.

39. Минаева Л. В. Внутрикорпоративные связи с общественностью: теория и практика. М., 2010.

40. Михайлов Ю. М. Связи с общественностью по-русски. М., 2007.

41. Надуткина И.Э. Связи с общественностью в органах власти. Белгород, 2013.

42. Осипова Е.А. Связи с общественностью как средство формирования ценностного коммуникативного пространства. М., 2009.

43. Панфилова А. П. Имидж делового человека. СПб., 2007.

44. Пирогов А. И. Мрочко Л. В., Пещеров Г. И. Паблик рилейшнз в коммуникационном процессе: (теория и практика). М., 2011.

45. Пронина Е.Е. Проблемы медиапсихологии. М., 2008.

46. Русаков А. Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. СПб., 2006.

47. Сальникова Л.С. Современные коммуникационные технологии в бизнесе.  М., 2015.

48. Самые успешные PR-кампании в мировой практике. М., 2002.

49. Старикова Ю. А. Паблик рилейшнз (PR). М., 2008.

50. Тикер Э. Паблик рилейшнз. М., 2006.

51. Тульчинский Г. Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб., 2001.

52. Фролов С. С. Связи с общественностью в работе фирмы: стратегия, коммуникации, имидж, брендинг. М., 2010.

53. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2008.

54. Харрисон Ш. Связи с общественностью. Вводный курс. СПб., 2003.

55. Четвертков Н.В. Современная пресс-служба. М., 2010.

56. Чумиков А. Н. Связи с общественностью: теория и практика. М., 2010.

57. Шарков Ф. И. Интегрированные коммуникации: массовые коммуникации и медиапланирование. М., 2012.

58. Шляхова С. С. Русский PR-текст: 100%-ное достижение результата. Ростов-на-Дону, 2009.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Приведенная ниже тематика курсовых работ является примерной. Она требует обязательного уточнения применительно к конкретной организации, на базе которой выполняется проект.

1. Организация и проведение PR-кампании в учреждениях культуры и искусства (на примере…).

2. Организация и проведение PR-кампании высшего учебного заведения (на примере…).

3. Организация и проведение PR-кампании для продвижения продуктовой линейки фирмы (на примере…).

4. Организация и проведение PR-кампании по формированию имиджа (на примере политического лидера, политической партии, общественного движения).

5. Организация и проведение PR-кампании поддержки имиджа государственного (муниципального) учреждения (на примере…).

6. Организация и проведение PR-кампании по закреплению бренда (на примере…).

7. Организация и проведение PR-кампании по взаимодействию с целевой аудиторией (на примере предприятий любых форм собственности).

8. Организация и проведение PR-кампании по активизации социально-политической активности молодежи (на примере…).

9. Организация и проведение PR-кампании как средство повышения эффективности продаж в торговых компаниях (на примере…).

10. Организация и проведение неформальных коммуникаций в деятельности организаций (на примере конкретного предприятия).

11. Организация и проведение PR-кампании по продвижению образовательных услуг вуза (на примере…).

12. Организация и проведение PR-кампании как фактор успешного позиционирования фирмы (на примере…).

13. Организация и проведение PR-кампаний в условиях конкуренции банковских структур (на примере…).

14. Организация и проведение выставок-ярмарок организации в деятельности по связям с общественностью (на примере…).

15. Организация и проведение PR-кампании на предприятии общественного питания (на примере…).

16. Организация и проведение PR-кампании в социальной сфере (на примере учреждений образования, здравоохранения и др.)

17. Организация и проведение PR-кампании в сфере продажи недвижимости (на примере…).

18. Организация и проведение PR-кампании поддержания имиджа культурно-развлекательных комплексов (на примере…).

19. Организация и проведение PR-кампании формирования нематериальных активов (репутации) (на примере…).

20. Организация и проведение PR-кампании в поддержку экологической политики государства средствами PR (на примере…).

21. Организация и проведение PR-кампании по разработке и продвижению имиджа компании (на примере…).

22. Организация и проведение PR-кампании по формированию корпоративной культуры предприятия (на примере …).

23. Организация и проведение PR-кампании в банковской сфере (на примере…).

24. Организация и проведение PR-кампании изменения имиджа правоохранительных органов (на примере…).

25. Организация и проведение социального PR-проекта (на примере конкретного PR-проекта).

26. Организация и проведение PR-кампании в страховом бизнесе (на примере …).

27. Организация и проведение кампании по спонсированию и благотворительности (на примере…).

28. Организация и проведение PR-кампании продвижения рекламного агентства в регионе (на примере…).

29. Организация и проведение PR-кампании нейтрализации слухов (на примере…).

30. Организация и проведение PR-кампании в кризисных ситуациях (на примере…).

31. Организация и проведение PR-кампании формирования благоприятного имиджа государственной власти (на примере муниципального органа).

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие требования

Курсовая работа печатается на одной стороне белой бумаги формата А4.

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм.

Шрифт всей работы – Times New Roman. Размер шрифта основного текста ‑ 14 (обычный), для заголовков глав ‑ 16 (полужирный), для заголовков параграфов ‑ 14 (полужирный курсив). Текст работы печатается через полтора интервала (заголовки и сноски оформляются через один интервал). Каждый абзац основного текста должен начинаться с красной строки (отступ – 1,25 см). Текст выравнивается по ширине.

Заголовки глав необходимо располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая, без красной строки и соблюдая интервал перед и после абзаца 18 пт. Каждую главу следует начинать с новой страницы.

Заголовки параграфов необходимо располагать в середине строки без точки в конце и печатать с прописной буквы, не подчеркивая, без красной строки и соблюдая интервал перед и после абзаца 12 пт.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, начиная с третьей страницы, в правом верхнем углу, без черточек и точек. Нумерация страниц текста должна быть сквозной, первой страницей является титульный лист, второй – содержание. На титульном листе и содержании номер страницы не ставится. Рисунки, иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

В СОДЕРЖАНИИ главы работы нумеруются арабскими цифрами начиная со слова «ГЛАВА». Параграфы нумеруются в пределах каждой главы, например «2.1....» (первый параграф второй главы). «Введение», «Заключение», «Список литературы» и «Приложения» не нумеруются.

 

Оформление таблиц

Цифровой и (или) текстовой материал, сгруппированный в определенном порядке в горизонтальные строки и вертикальные столбцы, оформляется в таблицу.

Таблица должна быть наглядной, компактной и легко обозримой. Лучше несколько небольших таблиц, чем одна большая.

Само слово «Таблица» и ее порядковый номер выравниваются по правому краю; после них никакие знаки препинания не ставятся.

– Таблица обязательно имеет заголовок, который следует печатать с прописной буквы и помещать над таблицей посередине.

– Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы.

– Заголовок таблицы пишется полностью, без сокращений.

– Точка в конце заголовка не ставится.

– Заголовок в кавычки не заключается.

– Заголовки столбцов таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком.

– Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишутся с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставятся. Заголовки указывают в единственном числе.

– В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовке соответствующей строки или графы.

– Графа «№ п/п» в таблицу не включают.

– Если повторяющийся в столбце таблицы текст состоит из одного слова, его допускается заменять кавычками; если из двух или более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же» и далее кавычками. Не допускается ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических формул. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней ставят прочерк.

– При переносе таблицы на другой лист ее слово «Таблица», ее порядковый номер и заголовок помещают только один раз над первой частью таблицы. Над последующими пишут «Продолжение табл. 1» или «Окончание табл. 1». Первой строкой продолжения или окончания таблицы служит строка с номерами столбцов.

– Под таблицей, указывается источник данных и (в случае необходимости) методика расчета отдельных показателей.

– В пределах одного столбца все цифры приводятся с одной степенью точности.

– Для лучшей обозримости цифры, приводимые в таблицах, следует округлять до целых чисел или 1-2 знаков после запятой (если нет специальной необходимости в приведении более дробных цифр).

– Для удобства чтения таблиц разряды располагаются под разрядами. Дробная часть, как правило, отделяется запятой. В клетке таблицы помещают одно число.

– В таблице не должно быть пустых клеток. Если данные отсутствуют, то в клетке ставится многоточие («...») либо пишется «нет свед.» или «н.св.». Если явления в какой-то период не было, в клетке ставится прочерк («-»). Если позиция не имеет смысла, то в соответствующей клетке ставится «х». Если необходимо указать, что число имеет значение, меньшее заданной точности, то в клетке ставится «0.0» или «0.00», показывающее наличие малого числа.

– Таблицу размещают в тексте после первого упоминания о ней таким образом, чтобы можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке на 90° (если таблица размещена на отдельном листе).

– Все таблицы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Допускается нумерация таблиц в пределах всей работы, если этих таблиц в главах имеется не более двух - трех или в некоторых главах имеется по одной таблице.

– На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» в тексте пишут полностью, если таблица не имеет номера, и сокращенно, если она имеет номер, например: « ... в табл. 1.2».

Оформление цитат и ссылок

При написании курсовой работы следует избегать перегрузки текста цитатами. В то же время не допускается простое изложение содержания источников и литературы без ссылки на их авторов или выходные данные.

Целесообразно цитирование только логически законченного фрагмента текста, т.е. должна быть обеспечена гарантия неизменности передачи смысла источника. Цитата должна слово в слово, буква в букву, знак в знак препинания следовать источнику. К этому есть несколько исключений: можно опустить одно или несколько слов или предложений, если мысль автора цитаты не искажается (такое цитирование имеет многоточие на местах пропущенных слов); выделяются в кавычках главные слова, но в конце ставится многоточие; изменяется падеж слов в цитате, когда цитируются слова или словосочетания; изменяется первая буква цитаты, начинающейся со строчной буквы, если она стоит в начале предложения, и некоторые другие.

При цитатах, использовании заимствованных из источников цифр и фактов, изложении точек зрения ученых и т.д. необходимо делать ссылки на источники, из которых взяты эти материалы.

Ссылка – это словесное или цифровое указание внутри работы, отсылающее к библиографии. Она обязательна при использовании заимствованных из литературы данных, выводов, цитат, формул и т.п., а также под каждой таблицей и иллюстрацией, если последняя не является результатом авторской разработки. Ссылка делается путем приведения номера по библиографическому списку источников. Номер источника указывается сразу после упоминания в тексте, проставляется в круглых (квадратных скобках). При прямом цитировании наряду с порядковым номером источника указываются номера страниц. Например: [2, с. 21], где 2 – номер источника в списке, 21 – номер страницы. Источником цитаты считается лишь оригинал, а не издание другого автора, где цитируемый текст приведён в качестве выдержки. При нескольких изданиях цитируемого источника рекомендуется выбирать наиболее авторитетное (например, академическое, полное собрание сочинений). Цитирование по цитате не допускается. Допустимо в качестве исключения, если первоисточник не доступен; цитируемый текст знаком по записям слов автора и воспоминаниям другого лица; цитируется архивный документ и воспроизведение текста может неправомерно придать цитированию характер архивного исследования. Условия смысловой точности цитирования разрешают воспроизвести только логически законченный фрагмент текста, т.е. с полнотой, которая гарантирует неизменность передачи смысла в источнике и цитате. Допустимо ради экономии исключение ненужных для цитирования слов, не влияющих на смысл цитаты. Купюры оформляются в виде многоточия на месте пропущенных слов и многоточием на месте пропущенных предложений. Условия буквальной точности цитирования требуют, чтобы цитата строго соответствовала источнику. Однако возможны исключения.

Если студент дословно цитирует источник, то цитируемый текст заключается в кавычки и сразу после кавычек ставится ссылка.

Если студент приводит в работе какие-либо цифровые примеры, статистические данные, то сразу после приведенных данных ставится ссылка.

Если же текст цитируется не дословно, а с комментариями студента, то кавычки не ставятся, а знак сноски ставится после фрагмента с заимствованными мыслями [См.: 3, с. 56-59].

Если на одной странице студент дает подряд несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках приводятся слова «Там же» и указываются страница [Там же, 56-59].

Приложения

Приложения следует оформлять на заключительных страницах работы, располагая их в том порядке, в каком на них давались ссылки в тексте.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь порядковый номер и содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть написано «Приложение».

Если приложений больше, чем одно, их следует нумеровать арабскими цифрами в порядке возрастания (без знака №). Разделы, подразделы, иллюстрации, таблицы, помещенные в приложении, следует нумеровать в пределах каждого приложения.

При переносе приложения на другой лист ее слово «Приложение», ее порядковый номер и заголовок помещают только один раз над первой частью приложения. Над последующими пишут «Продолжение прил. 1».

Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте работы. Ссылки на приложения делаются по тексту в виде заключенного в круглые скобки выражения (прил. 1), либо в виде оборота типа: « ... в прил. 2 приводится ... ».

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 216.