Установление таинства Брака. Видимая сторона таинства Брака. Невидимые его действия. Нерасторжимость брака
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Таинством в православном богословии называется «священнодействие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через Которого всякий из верующих получает Божественную благодать» [Макарий].

Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует ап. Павел:

«... оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика...» (Еф. 5, 31-32)

Брак, как установление Божие. О том, что брак имеет над собой Божие благословение, Священное Писание говорит неоднократно. Так, в Быт. 1:27-28 читаем: И сотворил Бог человека,... по образу Божию сотвори его: мужчину и женщину сотвори их. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Также в Быт. 2:18-24 бытописатель сказав о сотворении жены из ребра Адама и приведения ее к мужу, добавляет: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть. Сам Спаситель, заповедуя соблюдать верность брака и запрещая развод, напоминает эти последние слова кн. Бытия и наставляет: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:4-6). Эти слова Господа ясно свидетельствуют о нравственном достоинстве брака. Господь Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и здесь сотворил Свое первое чудо. Ап. Павел сравнивает таинственный характер Церкви с браком в таких словах: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, и далее: посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна сея велика: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Ефес. 5:25, 31-32).

Более подробно о браке и о девстве говорит ап. Павел в 1 Кор. 7 главе. Ставя выше брака девство, он не осуждает и брака, заповедуя его хранить, советует не разводиться даже с иноверной в надежде обращения ее в веру. Указав высшие побуждения для пребывания в девстве, приводит в заключение следующее: «таковые (брачущиеся) будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль» (28 стих).

Имея в виду христианскую задачу брака, Церковь запрещает вступление в брак с неверными (запрещение 4 и 6 соборов), а также с инославными.

Видимая сторона таинства Брака

Это прежде всего обручение, когда с молитвой испрашивается благословение Божие на предполагаемый брачный союз. Тогда происходит троекратное благословение брачующихся, обмен перстнями («Венчается раб Божий... рабе Божией...»). Здесь самым важным является то, что те, кто пожелал сочетаться браком, дают перед Богом обещание вступить в брачный союз и нести крест семейной жизни. Для этого испрашивается благодать Божия. Перед лицем Божиим сами брачующиеся дают слово, за них молится священник, а запечатлевают обручение перстни.

В древности обручение и венчание происходили в разное время. Интересно, что у нас в России после обручения человек уже не мог выйти замуж или жениться на другой («Обещался ли?.. Обещалася ли?..»).

Венчание.

При вступлении в брачный союз главная часть священнодействия – венчание и благословение сочетающихся во имя Триединого Бога. Совершитель таинства (прошу обратить внимание на то, что единственный Совершитель таинства – это Господь Иисус Христос; здесь же имеется в виду священнослужитель, совершающий священнодействие) молитвенно обращается к Богу сочетать брачующихся («Зане от Бога сочетавается мужу жена»), венчать их в плоть едину и даровать им плод чрева, а затем возлагает на жениха и невесту венцы с произнесением слов: «Венчается раб Божий... рабе Божией... во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и «Венчается раба Божия....». Затем троекратное благословение: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я». Это и есть как бы ядро видимой части таинства.

Через видимую часть таинства подается невидимая благодать.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 224.